Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории отечественного государства и права ".
Билет№ 26,27 Общественный строй российской империи в 18 веке
В начале XX в. в России сохранялось
сложившееся ранее деление об-
Сословия обладали как общими, так и особенными правами и преимуще¬ствами. Дворянство по-прежнему имело право на особые титулы, родо¬словные книги, гербы, особые формы землевладения (майоратные, запо¬ведные земли), оставалось собственником земли, хотя уже не единствен¬ным. Экономический вес дворянского землевладения падал, ибо часть дворян, не умевших выживать в новых рыночных условиях, разорялась, закладывала свои имения или продавала их в руки разбогатевших кресть¬ян и буржуа. В начале XX в. примерно 3/4 всей пашни (без лесов, водных массивов и неудобий) принадлежали крестьянам, и лишь 1/4 – всем ос¬тальным сословиям (в первую очередь – дворянству).
Сокращалась доля дворянства, вытесняемого разночинцами, и в госу¬дарственном аппарате, хотя в этой сфере роль его вплоть до революции 1917 г. оставалась ещё значительной. Дворяне занимали ведущие позиции в развитии духовного потенциала России, их вклад в «золотой век» рус¬ской культуры невозможно переоценить.
Всего к началу XX в. в России насчитывалось 1 миллион 800 тысяч по¬томственных и личных дворян (вместе с членами семей), что составляло около 1,5 % населения. По-прежнему пестрым оставался национальный состав дворянства. Лишь чуть более половины дворян считали родным русский язык, за русскими шли поляки, грузины, турецко-татарская, ли-товско-латышская, немецкая группы. Около 2 тысяч дворян влились в начале XX в. в состав крупных предпринимателей России.
Небывалый подъём экономики, который Россия пережила в конце XIX в., вызвал к жизни новые слои населения, которые меняют привычную картину сословий. Появляется предпринимательский слой, собственная буржуазия, крупная и средняя, численность и политический вес которой постоянно растут. Былое деление купечества на гильдии, с разными для каждой правами, уходит в прошлое, и принадлежность к буржуа опреде-ляется теперь выдаваемыми ежегодно властями «промысловыми свиде-тельствами». В них указывается сумма капитала, в рамках которого про-водится предпринимательство и наступает имущественная ответствен¬ность. Остается шаг до окончательного уравнивания предпринимателей и купечества, как и уравнивания прав всех сословии. И этот шаг Россия де-лает в 1905 г.
Русские предприниматели заявляют о себе присоединением к либе-ральному движению, формируется оппозиция правительству, которая требует участия в управлении государством.
Другая новая социальная прослойка, которая формируется в России в указанное время, – это промышленный пролетариат. Численность рабо-чих, занятых в промышленности, торговле, на заработках в различных отраслях сельского хозяйства составляла около 9 миллионов человек, из них рабочими в строгом смысле слова являлись около 3 миллионов. Рус-ские рабочие в большинстве своем оставались в это время рабочими с на-делом. Как бывшие крестьяне они ещё надеялись восстановить свою, все более слабевшую связь с деревней. Но деревня все же выплеснула в город на рубеже веков огромную массу лишних рабочих рук, поглотить которую город оказался не в состоянии. Они-то и составили наиболее горючий ма¬териал для последующих революционных потрясений.
Крестьянская деревня в России пережила к концу XIX в. бурный при¬рост населения, численность которого за 40 последних лет века увели-чи¬лась на 65 %. Естественным следствием стал более ощутимый недостаток земли в Европейской России, сделавший лишними для деревни около 30 % крестьян. Экономическое развитие села тормозили сохранявшиеся в нем общинные порядки (круговая порука при уплате податей, переделы земли, невозможность распоряжаться ею без согласия общины). Они сдерживали расслоение крестьянства, формирование чувства собственника, хозяина своей земли. «Горе той стране, – писал известный государственный дея¬тель России рубежа веков, С.Ю. Витте, – которая не воспитала в населе¬нии чувства законности и собственности, а, напротив, насаждала разного рода коллективное владение».
У большинства крестьян, действительно, существовало твёрдое убеж-дение, что земля не должна принадлежать никому, как воздух, вода, солн-це. Отсюда – неуважение и к чужой собственности, стремление захватить помещичьи земли, леса, пастбища. Тысячи разнообразных нарушений за-конов о собственности (согласно полицейским донесениям) совершали в указанное время крестьяне российского центра.
Российское государство к
С другой стороны, в России развивались выборные структуры, прежде всего, в местном управлении. Их роль выполняли земские собрания и управы, городские думы, дворянские общественные организации. С из¬вестной оговоркой можно утверждать, что Россия знала в это время и своеобразные конституционные органы, в которые входили высшие пред¬ставители двора и бюрократии. Роль законосовещательного органа играл Государственный совет, члены которого назначались пожизненно царем. Он разрабатывал проекты законов, рассматривал их, привлекая к этому делу специалистов (вспомним, как готовились проекты демократических законов судебной реформы 1864 г.), но утверждение за-конов оставалось прерогативой императора.
Органом высшей исполнительной власти по-прежнему оставался Совет министров, созданный, как и Государственный совет, при Александре 1. Правительствующий Сенат, исполняя роль верховного суда, обнародовал законы, разъяснял их, следил за их исполнением и контролировал закон¬ность действия власти на местах. И хотя конечной властью в утверждении законов был сам император, государство в своей политике уже давно ру¬ководствовалось ими. Оно стремилось также, как мы это уже видели, учи¬тывать в своей политике интересы всех сословий. Формировавшийся в стране капиталистический рынок диктовал обществу законы и функции, которые не могла обойти никакая власть и никакие правительства. Для обозначения изменившейся со второй половины XIX в. формы российско¬го государства учёные предлагают термин неоабсолютизм.
Однако абсолютистские черты все
же превалировали в государствен-
Достаточно стабильно, хотя и с отставанием от Запада, развивалась экономика России. Промышленность в 1880–1890-е годы давала 6–7 % ежегодного прироста. Это были не столь большие, но зато стабильные цифры. Государство осуществляло строгий протекционизм, ограждая оте-чественную промышленность от конкуренции иностранцев. Финансовая реформа 1897 г. С. Ю. Витте гарантировала стабильность, платежеспособ-ность и конвертируемость золотого рубля, который вплоть до начала пер-вой мировой войны (1914 год) оставался одной из самых устойчивых ев-ропейских валют. При этом право эмиссии было строго упорядочено, и правительство не нарушало его, пока не разразились военные катаклизмы.
Все это позволило привлечь в российскую промышленность и торгов¬лю иностранные капиталовложения (через иностранные фирмы, смешан¬ные предприятия, продажу русских ценных бумаг на европейских биржах, через облигационные займы, широко распространявшиеся на рынках Европы). В акционерных компаниях России доля иностранною капитала (французского, бельгийского, германского, британского) исчислялась » начале XX в. в пределах от 15 до 30 %.
В начале XX в. политическая ситуация в России дестабилизировалась. Поднялась волна беспорядков, рабочих забастовок, крестьянских выступлений и террористических актов, спровоцированных русско-японской войной и экономическим кризисом. Известно, что японцы, стремясь осла¬бить поенный потенциал противника, использовали революционные экс¬цессы и оказывали финансовую помощь (в том числе поставками оружия) не только большевикам, но и другим политическим силам (эсерам, фин¬ским и польским националистам и др.), истратив на эти цели 35 миллио¬нов долларов по современному курсу.
События первой русской революции поставила Николая II перед необ¬ходимостью определения концепции дальнейшего государственного раз¬вития России. В качестве составной части модели государственного строя был сохранен традиционный, возникший ещё в допетровские времена, патернализм, теория единения царя с народом как основы управления го¬сударством. Поэтому из двух возможных путей подавления революцион¬ных выступлений, насильственного и парламентского, правительство Ни¬колая II выбрало второй. Представительство, нося со-вещательный харак¬тер, должно было доводить до царя «голос народа», а царь, являясь ко¬нечной инстанцией в принятии закона, брал на себя обязанность свято исполнять закон, ибо законность объявлялась залогом успеха в деятельно¬сти государства. На более радикальные преобразования, чем воплощение в жизнь идеи правового самодержавия, Николай II не был способен.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права "