Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:33, шпаргалка
1. Понятие конституционного права
2. Конституционно правовые нормы
3. Конституционно правовые отношения
4. Ответственность в системе конституционного права
5. Наука конституционного права
4.03.1998г. – ФЗ «О принятии и вступлении в силу поправок к Конституции»
1) Одобрение
поступившей поправки
2) Одобрение поступившей поправки членами СФ (не менее ¾ от общего числа)
3) Одобрение
поправок органами
4) Закон подлежит
одобрению Президентом и
Третье место в иерархии – ст. 65 Конституции определяет состав субъектов. Изменения вносятся на основании ФКЗ « О порядке принятия в РФ и образовании в ее составе нового субъекта» от 17.12.01 №6-ФКЗ и ФКЗ «Об изменении конституционно-правового статуса субъектов Федерации» (ч.1 ст.137 Конституции).
Порядок принятия в РФ нового субъекта:
Два варианта принятия:
1. Изменения границы.
2. Субъекты объединяются друг с другом, укрупление субъектов, отделение (город федерального значения).
Инициатива предложения о принятии в РФ принадлежит иностранному государству, о чем информируется Президент РФ. Президент уведомляет Парламент. Составляется международный договор, который направляется в КС для проверки на конституционность. ГД ратифицирует договор и принимает ФКЗ « О принятии в состав РФ нового субъекта». ФКЗ одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом (вето Президента на ФКЗ не применяется).
Порядок образования в составе РФ нового субъекта:
1) Инициатива принадлежит субъектам РФ, о чем информируется Президент.
2) Президент уведомляет Парламент.
3) В заинтересованных
субъектах проходит референдум.
Повторный референдум не ранее,
4) Выставляется проект ФКЗ «Об образовании нового субъекта». Далее те же процедуры. Порядок принятия ФКЗ ст.108 Конституции.
На 26.09.2011. в РФ 83 субъекта (ст.65 Конституции).
5) Ст.65 касается
наименований субъектов.
Вывод: 4 варианта изменения конституционного текста: применения ФКЗ, Указ Президента, Принятие закона «О конституционных поправках», принятие изменений в Конституцию.
5. Виды конституций.
1. В зависимости от способа изложения государством или воли гражданского общества:
1) Письменная – единый документ, зафиксированный на бумаге.
2) Неписьменная,
т.е. если закон в государстве
отсутствует, его роль
2. По порядку установления:
1) Октроированные, т.е. дарованные.
2) Принятые законодательными или учредительными органами власти.
3) Принятые на референдуме.
3. По порядку
государственного устройства:
1) Федеративные
2) Унитарные.
4. По правовой науке:
1) Юридические.
2) Фактические – то, что реально сложилось в стране.
Вывод: Конституция РФ – письменная, принята на референдуме, жесткая, федеративная, несовпадение фактической и юридической.
3.10.11
Конституция в кругу других источников.
Основы Конституционного строя РФ.
1.Понятие.
Наличие в государстве Конституции не означает, что в нем установлен конституционный строй. При этом строе должно устанавливаться подчинение государства праву. Основы Конст.Строя закрепленные в главе 1 – первичная нормативная база для остальных положений Конституции.
Впервые термин Конст.Строй был введен Первым съездом народных депутатов 1990 года, а именно изменение ст.7 Конституции РСФСР 1978 года.
1 опр. Конституционный строй – это такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества и в нем человек, его права и свободы, признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита основной обязанностью государства (Автор Олег Кутафин)
2 опр. – целостная
совокупность взаимосвязных
Конституционный строй это составная часть конституционализма. Конст.Строй характеризуется основными принципами, которые лежат в основе взаимодействия человека, общества и государства. Основы конституционного строя – правовые принципы государства, обеспечивающие подчинение его праву.
2. Принципы
1. Приоритет прав и свобод человека. Закрепленные в 2 главе принципы, подтверждают признание Россией требований общепринятых норм международные права:
1) Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года.
2) Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных прав человека» от 19 декабря 1966 года.
3) Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 19 декабря 1996.
Все три документа именуются «Хартия прав и свобод человека». Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства, но это не ограничивает ответственность человека перед государством. Признание – закрепление в Конституции всего объема прав и свобод. Соблюдение – а) требование государственных органов воздержаться от совершения действий, нарушающих права и свободы; б) создание условий, необходимых для реализации прав человека. Защита – предусматривает действие административных и судебных органов по восстановлению нарушенного права. В последнее время обсуждается процесс становления норм и принципов, регулирующих права и обязанности народов.
2. Принцип государственного суверенитета.
Суверенитет – свойство государства, независимо от власти другого государства самостоятельно осуществлять свои функции на своей территории и на международной арене. Закреплен в Декларации от 12.06.90 года «О государственном суверенитете РФ». Суверенитет проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти.
Принципы:
1) Верховенство
2) Единство
3) Независимость
Верховенство выражается в том, что именно она определяет весь строй правовой системы в стране, т.е. права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц (ч.2 ст.4 Конституции).
Независимость обозначает самостоятельное государство на международной арене, возможность вступать в союзы с другими государствами, заключать договоры, право гос-ва передавать часть полномочий межгосударственным объединениям (Ст.79).
Единство выражается в том, что не смотря на полномочия государственной власти, политика является единой (ст.10-11 Конституции).
3. Принципы федерализма.
Закреплен в
названии государства. Федерация на
деле позволяет осуществить
Федерация – Конституционная основа, исторически сложившегося государственного единства народ РФ, юридическая гарантия целостности территории РФ.
31.03.1992 г – Федеративный договор между РФ и субъектами, он является правовой формой децентрализации полномочий и функций РФ как единого целого. Ст.5 Конституции закрепляет основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство России:
1) Целостность
2) Единство системы государственной власти
3) Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов
4) Равноправие и самоопределение народов РФ. Юридически все народы равны, т.е. народ может осуществлять самоопределение в любых формах. Самоопределение возможно только в рамках РФ (ч.3, ст.5 К)
5) Равноправие субъектов РФ.
4. Республиканская форма правления
Этот способ
организации верховной
1) Монархия:
А) Абсолютная
Б) Ограниченная
2) Республика
А) Парламентская
Б) Президентская
Президентская республика – соединение в руках Президента главы исполнительной власти и главы государства, внепарламентский способ избрания Президента, внепарламентский способ формирования Правительства (классика – США)
Парламентская республика – принцип верховенства парламента, перед которым Правительство несет ответственность. Парламентский способ избрания Президента. Правительство находится у власти, пока пользуется поддержкой Парламента (Германия, Италия, Эстония).
Смешанная республика – существуют 2 центра в обществе: Президент и глава Правительства, внутренняя политика – прерогатива Премьер-министра, внешняя политика – Президента. Непарламентский способ формирования Правительства и Президента. Парламент контролирует исполнительную власть ( Франция, РФ)
Республиканская
форма правления позволяет
5. Принцип разделения властей.
Монтескье – автор идеи разделения властей. Ст.10 Конституции. Принцип означает, что ни один орган государства не должен обладать всей полнотой власти, она должна демонополизированна быть так, чтобы ни одна из ветвей власти не могла подчинить другую, для этого выработан принцип сдержек и противовесов. Ветви власти осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуют друг с другом и уравновешивают друг друга. Основная функция законодательной власти – издание законов, принадлежит Парламенту. Исполнительная власть – Правительство. Судебная власть осуществляется независимыми судебными органами. Президент не входит в систему разделения властей, осуществляя свои полномочия. Президент обеспечивает необходимое согласование деятельности различных органов власти (ч.2, ст.80). Такими образом, единство системы государственной власти предполагает с одной стороны на основе ее разделение по горизонтали, с другой стороны разделение на три ветви. Принцип находит выражение в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между федеративными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов (ст.11 К)
6. Принцип идеологического многообразия.
Идеология – система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность общества и на соотношение людей между собой.
Идеологическое разнообразие – право личности, социальной группы, политической партии:
1) Беспрепятственно разрабатывать теории, идеи относительно идеологии (?)
2) Пропагандировать свои идеи с помощью СМИ
3) Вести активную
деятельность по внедрению
4) Публично защищать свои взгляды
5) Требовать
по суду или через иные органы
устранения препятствий,
7. Принцип политического многообразия.
Гарантией идеологического многообразия служит принцип политического многообразия (ч.3, ст.13 К)
Политическое многообразие означает создание равных возможностей участвовать в политическом процессе всеми социально-политическими структурами. При этом политические структуры равны перед законом (ч.4 ст.13), им предъявляются равные требования к организации. Деятельность любых общественных объединений должна осуществляться в рамках закона (ч.3, ст.13). Политическое многообразие дает возможность свободного выбора для нас участвовать или нет в деятельности общественных организаций, политических партий.