Шпаргалка по "Правоохранительные органы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:16, шпаргалка

Описание

Понятие, предмет и система курса «Правоохранительные органы Российской Федерации».
Понятие правоохранительной деятельности, ее отличительные признаки.
Система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Законодательство и иные правовые акты, регламентирующие правоохранительную деятельность.
Понятие правосудия и его признаки.
Принципы соотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями.
Принцип осуществления правосудия только судом.
Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов.
Принцип презумпции невиновности.

Работа состоит из  1 файл

все.docx

— 207.55 Кб (Скачать документ)

 

По сложившейся терминологии законодательные  акты принято делить на законы и  иные (подзаконные) нормативные правовые акты.

 

Законы можно разделить с учетом их юридической силы на несколько групп.

 

Конституция РФ как акт прямого действия непосредственно регулирует важнейшие вопросы осуществления судебной власти: принципы правосудия, организацию судебной системы страны, правовой статус судей, порядок деятельности и полномочия Конституционного Суда РФ и других высших судов.

 

Федеральные конституционные  законы, т. е. акты законодательства, принятие которых предусматривает Конституция РФ, имеют большую юридическую силу по отношению к федеральным законам.

 

Федеральными законами регулируется деятельность практически всех правоохранительных органов. Кроме того, законами федерального уровня утверждены Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы РФ и другие соответствующие  кодифицированные акты.

 

Законодательные акты субъектов  РФ регулируют и развивают сравнительно узкий круг вопросов, о которых шла речь в конституциях и уставах субъектов Федерации, а также устанавливают отдельные полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны порядка и безопасности.

 

К этой группе актов в силу своих  юридических свойств могут быть отнесены международные пакты, декларации и договоры с другими государствами.

 

Подзаконные акты принимаются на основе Конституции, действующих законов и в развитие нормо-творческой деятельности главы государства и Правительства РФ и составляют другую часть правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность. В их числе:

– указы и распоряжения Президента РФ, обязательные для исполнения на всей территории страны, не противоречащие Конституции РФ и федеральным  законам;

– указы Президента, имеющие отношение  к деятельности судебных органов;

– постановления и распоряжения Правительства РФ, издающиеся во исполнение законов и указов Президента РФ;

– ведомственные нормативные акты: приказы, указания, инструкции, издаваемые руководителями правоохранительных органов;

– постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов  РФ.

 

Все законы, а также нормативные  правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 

Официальные источники опубликования  законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, постановлений  и определений Конституционного Суда РФ – «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская  газета».

 

 

Ведомственные акты публикуются в  «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов министерств  и ведомств»; разъяснения высших судебных инстанций – в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»; международные  правовые акты – в «Бюллетене международных  договоров».

 

…….

ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Классификация нормативно-правовых актов  производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

 

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

 

В соответствии с теорией и практикой  правотворчества акты вышестоящих  правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих  органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

 

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство — примеры комплексных нормативно-правовых актов.

По объему и характеру  действия нормативно-правовые акты подразделяются:

— на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;

— на акты ограниченного  действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

— на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

 

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной  власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

 

ЗАКОН. Это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

 

Из данного определения вытекают признаки закона как основного источника  права, как нормативно-правового  акта, обладающего высшей юридической  силой:

 

1) законы принимаются высшими  представительными органами государства  или самим народом в результате  референдума;

2) законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам  общественной жизни, которые требуют  оптимального удовлетворения интересов  личности;

3) законы принимаются в особом  законодательном порядке, что  не присуще подзаконным нормативно-правовым  актам. Принятие закона включает  в себя четыре обязательные  стадии: внесение законопроекта  в законодательный орган; обсуждение  законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате  референдума также осуществляется  в законодательном порядке, предусмотренном  Законом о референдуме;

4) законы не подлежат контролю  или утверждению со стороны  какого-либо тугого органа государства.  Они могут быть отменены или  изменены только законодательной  властью. Конституционный или  другой аналогичный суд может  признать закон, принятый парламентом,  неконституционным, однако отменить  его может только законодательный  орган;

5) законы представляют собой  ядро всей правовой системы  государства, они обусловливают  структуру всей совокупности  нормативно-правовых актов, юридическую  силу каждого из них, субординацию  нормативно-правовых актов по  отношению друг к другу.

 

Ведущее и определяющее положение  законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности —  верховенство закона в регулировании  общественных отношений. Ни один подзаконный  акт не может вторгаться в сферу  законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом  или немедленно отменен.

 

В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и  общественного строя, правовое положение  личности и организаций. На основе конституционных  законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по отношению  к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы принимаются и действуют  в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные  акты обладают меньшей юридической  силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и  не могут противостоять им. Эффективное  регулирование общественных отношений  имеет место тогда, когда общие  интересы согласуются с индивидуальными  интересами. Подзаконные акты как  раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения  законов применительно к своеобразию  различных индивидуальных интересов.

 

По своему содержанию подзаконные  акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и  сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и  внутриорганизационные акты.

 

1. Общие подзаконные  акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

 

К общим подзаконным актам относятся  нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской  республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят  внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

 

Нормативные указы президента. В  системе подзаконных актов они  обладают высшей юридической силой  и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой  деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

 

Постановления правительства. Это  подзаконные нормативные акты, принимаемые  в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях  урегулировать более дробные  вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил  и т. д.

2. Местные подзаконные  акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.

3. Ведомственные нормативно-правовые  акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).

4. Внутриорганизационные  подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительные органы"