Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:16, шпаргалка
Понятие, предмет и система курса «Правоохранительные органы Российской Федерации».
Понятие правоохранительной деятельности, ее отличительные признаки.
Система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Законодательство и иные правовые акты, регламентирующие правоохранительную деятельность.
Понятие правосудия и его признаки.
Принципы соотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями.
Принцип осуществления правосудия только судом.
Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов.
Принцип презумпции невиновности.
По сложившейся терминологии законодательные акты принято делить на законы и иные (подзаконные) нормативные правовые акты.
Законы можно разделить с учетом их юридической силы на несколько групп.
Конституция РФ как акт прямого действия непосредственно регулирует важнейшие вопросы осуществления судебной власти: принципы правосудия, организацию судебной системы страны, правовой статус судей, порядок деятельности и полномочия Конституционного Суда РФ и других высших судов.
Федеральные конституционные законы, т. е. акты законодательства, принятие которых предусматривает Конституция РФ, имеют большую юридическую силу по отношению к федеральным законам.
Федеральными законами регулируется
деятельность практически всех правоохранительных
органов. Кроме того, законами федерального
уровня утверждены Уголовный и Уголовно-
Законодательные акты субъектов РФ регулируют и развивают сравнительно узкий круг вопросов, о которых шла речь в конституциях и уставах субъектов Федерации, а также устанавливают отдельные полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны порядка и безопасности.
К этой группе актов в силу своих юридических свойств могут быть отнесены международные пакты, декларации и договоры с другими государствами.
Подзаконные акты принимаются на основе Конституции, действующих законов и в развитие нормо-творческой деятельности главы государства и Правительства РФ и составляют другую часть правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность. В их числе:
– указы и распоряжения Президента РФ, обязательные для исполнения на всей территории страны, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам;
– указы Президента, имеющие отношение к деятельности судебных органов;
– постановления и распоряжения Правительства РФ, издающиеся во исполнение законов и указов Президента РФ;
– ведомственные нормативные
– постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ.
Все законы, а также нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальные источники опубликования законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, постановлений и определений Конституционного Суда РФ – «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета».
Ведомственные акты публикуются в
«Российской газете» и в «
…….
ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.
В соответствии с теорией и практикой
правотворчества акты вышестоящих
правотворческих органов
Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство — примеры комплексных нормативно-правовых актов.
По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:
— на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
— на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
— на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
По основным субъектам государственного
правотворчества нормативно-
ЗАКОН. Это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Из данного определения
1) законы принимаются высшими
представительными органами
2) законы принимаются по
3) законы принимаются в особом
законодательном порядке, что
не присуще подзаконным
4) законы не подлежат контролю
или утверждению со стороны
какого-либо тугого органа
5) законы представляют собой
ядро всей правовой системы
государства, они
Ведущее и определяющее положение
законов в системе нормативно-
В свою очередь законы подразделяются
на конституционные и
ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Это правотворческие акты компетентных
органов, которые основаны на законе
и не противоречат ему. Подзаконные
акты обладают меньшей юридической
силой, чем законы, они базируются
на юридической силе законов и
не могут противостоять им. Эффективное
регулирование общественных отношений
имеет место тогда, когда общие
интересы согласуются с индивидуальными
интересами. Подзаконные акты как
раз и призваны конкретизировать
основные, принципиальные положения
законов применительно к
По своему содержанию подзаконные
акты, как правило, являются актами
различных органов
1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.
К общим подзаконным актам
Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.
Постановления правительства. Это
подзаконные нормативные акты, принимаемые
в контексте с указами
2. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.
3. Ведомственные нормативно-
4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.
Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительные органы"