Шпаргалка по "Правоохранительные органы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:16, шпаргалка

Описание

Понятие, предмет и система курса «Правоохранительные органы Российской Федерации».
Понятие правоохранительной деятельности, ее отличительные признаки.
Система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Законодательство и иные правовые акты, регламентирующие правоохранительную деятельность.
Понятие правосудия и его признаки.
Принципы соотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями.
Принцип осуществления правосудия только судом.
Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов.
Принцип презумпции невиновности.

Работа состоит из  1 файл

все.docx

— 207.55 Кб (Скачать документ)

 

14)     ПРИНЦИП  ГЛАСНОСТИ 

(ст. 123 Конституции РФ, ст. 18 УПК).

 Гласность уголовного процесса - это руководящие положения, закрепленные  в Конституции РФ, иных нормах  права, выражающее одно из демократических  направлений развития политиче-ской  системы общества и представляющее  собой правовое требование доступности  хода и резуль-тата расследования  и рассмотрения уголовных дел  для общественного ознакомления  и обсуждения в целях:

 · Обеспечения прав и свобод  граждан;

 · Установления истины;

 · Воспитательно - предупредительного  воздействия уголовного процесса.

 Социально-политическое значение  гласности уголовного судопроизводства  является:

1. Важнейшим средством демократизации  уголовного процесса;

2. Одной из гарантий прав  и законных интересов граждан  в уголовном судопроизводстве;

3. Мощным рычагом перестройки  в работе суда и правоохранительных  органов.

 Воспитательно-профилактическое  значение проявляется в выполнении  задач нравственного, правового  и политического воспитания граждан.

 Процессуально гласность способствует:

1. Более полному, всестороннему  и объективному исследованию  всех обстоятельств дела;

2. Осуществлению иных принципов  процесса;

3. Повышению качества и эффективности  процесса.

 Принцип гласности свойственен  стадиям судебного разбирательства,  кассационного произ-водства, исполнения  приговора, надзорного производства  и возобновления дел по вновь  открыв-шимся обстоятельствам.

 В стадии предварительного  расследования гласность ограничена.

 Судебная проверка законности  и обоснованности ареста или  проверка срока содержания под  стражей (ст. 2202 УПК) также происходит  с ограничением гласности.

 Предварительное слушание, которое  проводится при назначении дела  с участием присяжных заседателей,  также проводится в закрытом  заседании (ст. 432).

 Закрытое судебное разбирательство  допускается по мотивированному  определению суда по делам:

 · по которым требуется  сохранить государственную тайну;

 · о преступлениях лиц,  не достигших 16-ти лет;

 · о половых преступлениях;

 · в целях предотвращения  разглашения сведений об интимных  сторонах жизни участвующих в  деле лиц;

 · когда это требуют интересы  обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или других участвующих  в деле лиц, а также членов  их семей или близких родственников;

 · в других случаях (неразглашение  криминологических методов раскрытия  преступления; иссле-дование всех  видов тайн).

 Но приговоры судов во  всех случаях провозглашаются  публично.

(Указ Президента РФ от 6 марта  1997 г. «Об утверждении перечня сведений конфиденциально-го характера».

 

15)     ПРИНЦИП УЧАСТИЯ  ГРАЖДАН В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

Статья 8. Участие граждан  в осуществлении правосудия

1. Граждане Российской  Федерации имеют право участвовать  в осуществлении правосудия в  порядке, предусмотренном федеральным  законом.

2. Участие присяжных,  народных и арбитражных заседателей  в осуществлении правосудия является  гражданским долгом.

3. Требования к гражданам,  участвующим в осуществлении  правосудия, устанавливаются федеральным  законом.

4. За время участия  в осуществлении правосудия присяжным,  народным и арбитражным заседателям  выплачивается вознаграждение из  федерального бюджета.

Принцип участия граждан  в осуществлении правосудия

 

Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: "Граждане РФ имеют  право участвовать в отправлении  правосудия" (ч.5 ст.32 Конституции  РФ). В соответствии с действующим  законодательством граждане реализуют  это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей  в судах общей юрисдикции и  в качестве арбитражных заседателей - в арбитражных судах. Присяжные  заседатели - граждане РФ, включенные в  списки присяжных заседателей и  призванные в установленном законом  порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении  правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом.

……

 

В соответствии с действующим законодательством  граждане реализуют этот принцип, участвуя в судебных заседаниях в качестве народных и присяжных заседателей  в судах общей юрисдикции и  в качестве арбитражных заседателей  – в арбитражных судах.

Народные заседатели – граждане России, наделенные правомочиями по осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам в составе суда и исполняющие обязанности судей на непрофессиональной основе. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей – их гражданский долг.

Народными заседателями могут быть граждане, достигшие возраста 25 лет. Не могут привлекаться в качестве народных заседателей лица, имеющие  неснятую или непогашенную в установленном  законом порядке судимость; лица, признанные судом недееспособными  или ограниченные судом в дееспособности; лица, замещающие государственные должности  категории «А», а также лица, замещающие выборные должности в органах  местного самоуправления; прокуроры, следователи, дознаватели; лица, состоящие на учете  в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Общий список народных заседателей  формируется соответствующим органом  местного самоуправления на основе списка избирателей района из расчета 156 народных заседателей на одного судью районного  суда. Общий список утверждается законодательным  органом субъекта РФ и представляется в соответствующий районный суд. Срок полномочий народных заседателей, включенных в общий список, – 5 лет.

Народный заседатель может быть освобожден от исполнения обязанностей судьи на основании своего письменного  заявления, если он: достиг возраста 70 лет; имеет ребенка в возрасте до трех лет; служит священником и  не считает для себя возможным  по своим убеждениям участвовать  в осуществлении правосудия, является инвалидом и по другим уважительным причинам.

Народные заседатели привлекаются к исполнению своих обязанностей в районном суде на срок 14 дней, в  других судах – на срок до окончания  рассмотрения конкретного дела. На народного заседателя и членов его  семьи в период осуществления  им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные действующим  законодательством. В этот период он не может быть уволен с работы или  переведен на другую работу без его  согласия.

Присяжные заседатели – граждане России, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.

Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей  один раз в году на 10 рабочих дней, а по истечении указанного срока  – на все время рассмотрения дела. За присяжным заседателем сохраняются  все гарантии и льготы по месту  его работы. Независимость присяжного заседателя при исполнении им своихобязанностей, включая и его неприкосновенность, гарантируется действующим законодательством.

Арбитражные заседатели получили законодательное утверждение в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 8).

Дополнительно к общепринятым требованиям  по кандидатуре присяжного заседателя вводится правило о наличии высшего  образования, опыта и знания экономических  проблем и др. Положение не определяет срок полномочий, порядок участия  арбитражного заседателя в рассмотрении дел и другие вопросы деятельности, что и нашло отражение в  Федеральном законе от 30 мая 2001 г. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов РФ».

 

 

16) Принцип обеспечения  пользования родным языком при  осуществлении правосудия

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

 

1. Судопроизводство и  делопроизводство в Конституционном  Суде Российской Федерации, Верховном  Суде Российской Федерации, Высшем  Арбитражном Суде Российской  Федерации, других арбитражных  судах, военных судах ведутся  на русском языке - государственном  языке Российской Федерации. Судопроизводство  и делопроизводство в других  федеральных судах общей юрисдикции  могут вестись также на государственном  языке республики, на территории  которой находится суд.

2. Судопроизводство и  делопроизводство у мировых судей  и в других судах субъектов  Российской Федерации ведутся  на русском языке либо на  государственном языке республики, на территории которой находится  суд.

3. Участвующим в деле  лицам, не владеющим языком  судопроизводства, обеспечивается  право выступать и давать объяснения  на родном языке либо на  любом свободно избранном языке  общения, а также пользоваться  услугами переводчика.

 

 В соответствии с Конституцией  РФ государственным на всей  территории России является русский  язык. Республики вправе устанавливать  свои государственные языки (ст. 68). Признавая равноправие всех  наций и народностей, населяющих  Россию, с учетом ее политико-территориального  устройства, Конституция установила  право каждого на пользование  родным языком, на свободный выбор  языка общения (п. 2 ст. 26).

С позиций этих основных конституционных  требований решается и вопрос о языке  судопроизводства и делопроизводства в судах. Закон РСФСР от 25 октября  1991 г. «О языке народов РСФСР», в редакции от 24 июля 1998 г., установил, что судопроизводство и делопроизводство в судах ведется на государственном языке Российской Федерации или государственном языке республики, на территории которой находится суд (ст. 18).

Федеральный конституционный закон  «О судебной системе Российской Федерации» конкретизировал эту норму следующим  образом (ст. 10):

– судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных и всех военных судах ведется на русском языке;

– судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции – на русском или на государственном языке республики, на территории которой находится суд;

– в конституционных, уставных судах субъектов РФ и у мировых судей – на государственном языке республики или на русском языке.

Все стадии производства (предварительное  расследование и рассмотрение дела в суде) должны вестись с соблюдением  конституционного права каждого  пользоваться родным языком. Это право  не предусматривает каких-либо исключений и не должно зависеть от усмотрения следователя или судьи. Все судьи  обязаны знать язык, на котором  ведется судопроизводство в регионе  их юрисдикции. Это требование в  равной мере относится как к профессиональным судьям, так и к присяжным, народным и арбитражным заседателям, которые  освобождаются от участия в заседании, если они не владеют языком данного  судебного процесса.

Участвующим в деле лицам, не владеющим  языком судопроизводства, обеспечивается право выступать в суде, давать показания, заявлять ходатайства на родном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Переводчик обязан переводить показания  и заявления других участников процесса, документы, с которыми должны знакомиться  лица, не владеющие языком судопроизводства. Услуги переводчика подсудимому  предоставляются бесплатно. Необеспечение  права подсудимого пользоваться переводчиком – существенное нарушение  уголовно-процессуального закона, влекущее отмену приговора. Переводчик несет  ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. За заведомо неправильный перевод в  суде установлена уголовная ответственность (ст. 307 УК рФ), уголовная ответственность  предусмотрена также за подкуп или  принуждение переводчика к осуществлению  неправильного перевода (ст. 309 УК РФ).

Универсальность конституционного принципа государственного национального языка  судопроизводства в том, что без  права каждого свободно пользоваться родным языком в конечном итоге невозможно было бы реализовать многие важнейшие  принципы правосудия.

 

 

 

  1.  Судебная система РФ. Единство судебной системы

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительные органы"