Шпаргалка по "Правоохранительные органы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:16, шпаргалка

Описание

Понятие, предмет и система курса «Правоохранительные органы Российской Федерации».
Понятие правоохранительной деятельности, ее отличительные признаки.
Система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Законодательство и иные правовые акты, регламентирующие правоохранительную деятельность.
Понятие правосудия и его признаки.
Принципы соотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями.
Принцип осуществления правосудия только судом.
Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов.
Принцип презумпции невиновности.

Работа состоит из  1 файл

все.docx

— 207.55 Кб (Скачать документ)

 

И последнее. В нормативном регулировании  общественных отношений главное  и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную  и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим  действием все основные стороны  общественной жизни, он является главным  гарантом коренных интересов, прав и  свобод личности.

 

 

    1. Понятие правосудия и его признаки.

   Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства, на основании Конституции и действующего законодательства РФ.

Правосудие - вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.

 

Признаки правосудия:

 • принятие окончательных  решений по важнейшим вопросам, касающимся прав и свобод человека, интересов общества и государства  (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в  удовлетворении исковых требований);

 • общеобязательная сила  судебных решений. Вступившее  в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно  для всех государственных органов,  органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных  лиц, юридических и физических  лиц на всей территории РФ. Неисполнение судебного решения  влечет применение определенных  мер государственного принуждения  (вплоть до лишения свободы);

 • правосудие осуществляется  только двумя способами:

 а) рассмотрение и разрешение  в судебных заседаниях гражданских  дел по спорам, затрагивающим  права и интересы граждан, предприятий,  учреждений и организаций;

 б) рассмотрение в судебных  заседаниях уголовных дел и  применение установленных законом  мер наказания к лицам, виновным  в совершении преступления, либо  оправдание невиновных;

 • правосудие осуществляется  только судом (судьей)',

 • правосудие осуществляется  в строгом соответствии с установленной  законом процедурой рассмотрения  и разрешения уголовных и гражданских  дел. Закон определяет все важнейшие  вопросы порядка осуществления  правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в  судебном заседании, их права  и обязанности; стадии судебного  разбирательства и т. п.

 

 

    1. Принципы соотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями.

 

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебная власть осуществляется независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Она является одной из важнейших составных ветвей государственной власти. Поэтому от суда нельзя требовать осуществления функций, несовместимых с его независимым статусом.

Самостоятельность и независимость — первый признак судебной власти. Самостоятельность и независимость судебной власти обеспечивается закрепленными в Конституции РФ специальными требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантиями несменяемости, независимости и неприкосновенности судей .

Принцип разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную действует в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица (п. «д» ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Принципом функционирования механизма (системы) государственной власти в Российской Федерации, кроме того является взаимодействие (сотрудничество) властей в целях достижения общих конституционных целей и задач (обеспечение стабильности конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина и др.)

 

7)       Принцип  осуществления правосудия только  судом

 

В соответствии со ст.118 Конституции  РФ правосудие осуществляется только судом.Также данное положение конкретизировано в ч.1 ст.4 Закона о судебной системе,где  сказано:"Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами,учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным  конституционным законом.Создание чрезвычайных судов и судов,не предусмотренных  настоящим Федеральным конституционным  законом,не допускается." Применительно  к разбирательству уголовных  дел рассматриваемый принцип  детализируется в ст.49 Конституции  РФ и ч.1 ст.8 УПК.В последней по данному принципу сказано следующее:"Никто  не может быть признан виновным в  совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как  по приговору суда и в порядке,установленным  настоящим Кодексом." Круг органов  уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами.К ним  отнесены:Верховный Суд РФ,Высший Арбитражный Суд РФ,верховные  суды республик,краевые и областные  суды,суды городов федерального значения,суды автономной области и автономных округов,районные суды и мировые  судьи,военные суды,а также федеральные  арбитражные суды округов,арбитражные  апелляционные суды и арбитражные  суды субъектов РФ.Этот перечень является исчерпывающим.Никакие другие государственные  либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности,поскольку  у них нет соответствующих  полномочий.

 

8)     Принцип  обеспечения каждому права на  обращение в суд и за защитой  своих интересов

 

В Конституции РФ закреплено в статье 46 п.1 право граждан на защиту своих  интересов в суде.

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ

 

Принцип законности правосудия базируется на положении Конституции о том, что человек, его права и свободы  – высшая ценность, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). Реальное воплощение данного  принципа в жизнь подкрепляется  правом граждан защищать свои права  и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

В зависимости от характера нарушаемого  права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства.

Признание в качестве принципа права  на судебную защиту означает, что демократические  принципы правосудия создают наиболее благоприятные условия для выяснения  действительных обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного  и справедливого решения.

Судебная защита имеет важное преимущество перед административным порядком обжалования. Суд не связан с интересами конкретного  ведомства, рассматривает вопрос гласно и решает его объективно с учетом проверки всех доводов за и против, с личным участием заинтересованных сторон, в том числе и обратившейся за защитой своих прав.

Определяя круг лиц, имеющих доступ к судебной защите, Конституция употребляет  термин «каждый» (п. 1 ст. 46). Судебная защита доступна гражданам России и иностранным  гражданам (п. 3 ст. 62). Имевшиеся ранее  ограничения для обращения в  суд за защитой своих прав военнослужащих сняты. Теперь за защитой своих прав могут обращаться в суд и лица, отбывающие наказание в местах лишения  свободы.

Доступность судебной защиты включает и права несовершеннолетних граждан. Ребенок может самостоятельно обратиться в суд по достижении 14-летнего  возраста, судебную защиту прав малолетних осуществляют их родители или законные представители.

Доступность судебной защиты подкрепляется  обязанностью суда принять обращение  к рассмотрению, отказ возможен только в случаях, предусмотренных законом.

Судебная защита осуществляется судом  в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Сложившаяся система  законодательства обеспечивает доступность  судебной защиты граждан от посягательства на жизнь, здоровье, имущество, честь  и достоинство, а также от незаконных решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).

Конституция, закрепившая принцип  доступности судебной защиты, дает основание для использования  в этой сфере международных правовых стандартов. Как предусмотрено п. 3 ст. 46, каждый вправе в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты. С тех  пор как Россия стала полноправным членом Совета Европы в соответствии с подписанной ею Конвенцией о  защите прав человека и основных свобод, ущемленные в конституционных правах россияне могут обратиться в Европейский  Суд по правам человека.

 

 

9) Принцип презумпции  невиновности

 

"Каждый обвиняемый в совершении  преступления считается невиновным, пока его виновность не будет  доказана в предусмотренном федеральным  законом порядке и установлена  вступившим в законную силу  приговором суда". cт.49 п.1 Конституции  РФ

 

Слово «презумпция» в переводе с  латинского означает «предположение, основанное на вероятности». Суть принципа презумпции невиновности в Конституции  РФ сформулирована следующим образом: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным  законом порядке и установлена  вступившим в законную силу приговором суда» (п. 1 ст. 49).

Принцип презумпции невиновности отражен в ряде международно-правовых актов. Так, в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах сказано, что каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно закону. Аналогичная по смыслу формулировка содержится и во Всеобщей декларации прав человека. В российском законодательстве принцип презумпции невиновности официально был внесен поправкой к Конституции РСФСР в 1992 г.

Согласно принципу презумпции невиновности суду предписывается обязательная проверка выводов органов предварительного расследования о предполагаемой вине того или иного лица в совершении преступления и запрещается отождествлять  эти предположения с достоверно установленной судом виной данного  лица.

Уголовно-процессуальное законодательство формулирует презумпцию невиновности как принцип и детально раскрывает его содержание. Принципиальная позиция  изложена в норме о задачах  уголовного судопроизводства. В УПК  РФ записано, что задача уголовного судопроизводства – быстрое и  полное раскрытие преступлений, с  тем чтобы каждый преступник был  подвергнут справедливому наказанию  и ни один невиновный не был привлечен  к уголовной ответственности  и осужден.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительные органы"