Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:35, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Работа состоит из  1 файл

тгп шпоры к госам.docx

— 215.56 Кб (Скачать документ)

От предмета правового регулирования общественных

отношений, которые могут поддаваться нормативно-организационному воздействию) - выделяют конституционный, административный, земельный режимы и т. п.;

От содержания - валютный, таможенный, пошлинный ит. д.;

От субъектов, в отношении которых  он устанавливается, - режим беженцев, лиц без гражданства и т. п.;

От функций права - режим особого регулирования и особой охраны;

От формы выражения - законный и договорный;

В зависимости от уровня нормативных  актов, в которых они установлены, - общефедеральные, региональные, муниципальные, локальные;

От  сферы использования - внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций).

 

 

 

46.Правовые средства: понятие,  виды.

Правовые средства - все те юридические инструменты (явления), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей.

Во-первых, правовые средства позволяет обобщить все те явления (процессы), которые призваны обеспечивать достижение поставленных в законодательстве целей.

Во-вторых, правовые средства создают общие, гарантированные государством и обществом возможности для усиления позитивных регулятивных факторов и одновременно для устранения препятствий (негативных факторов), стоящих на пути упорядочения социальных связей.

В-третьих, правовые средства позволяют четко увидеть место и роль различных юридических явлений в реализации интересов субъектов, в едином процессе правового упорядочения, взятом в целостности как механизм правового регулирования.

В-четвертых, определенное сочетание юридических средств в правовых режимах, методах правового регулирования придает особенность отраслям и институтам права, выражает особый порядок организации конкретных общественных отношений, что позволяет более гибко и упорядоченно их урегулировать.

В качестве правовых средств выступают  нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т. д.

В зависимости от степени  сложности их подразделяют на: первичные (элементарные) и комплексные (составные). К первичным относятся простейшие и неделимые предписания - субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п., ко комплексным – комбинированные, состоящие в свою очередь из простейших - договор, норма, институт, правовой режим и пр.

По выполняемой роли они делятся на: регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты);

По предмету правового  регулирования - на конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.;

По характеру - на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск);

По значимости последствий - на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь);

По времени действия - на постоянные (гражданство) и временные (премия);

По  виду правового регулирования - на нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей);

В зависимости от направленности (чьим интересам отдается предпочтение) – на стимулирующие (в качестве правовых стимулов выступают объективные права, льготы, поощрения, т. е. нормы, которые содержат информацию о режиме благоприятствования), и ограничивающие (это средства сдерживания противоправного поведения) (приостановления) и т.д.. Правовыми ограничениями служат обязанности, запреты, наказания и т. п. Обязанность - это ограничение, которое выступает как вид и мера обязательного поведения.

Запрет - это правовое ограничение, заключающееся в обязанности воздерживаться от противоправных действий.

Наказание — это мера принудительного ограничения, содержанием которой является ограничение прав и свобод осужденного лица, вплоть до права на жизнь.

 

 

 

47.Понятие публичного  и частного права. Право объективное  и субъективное.

Частное право – это упорядоченная совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.

Частное право - выражает и защищает интересы и потребности людей, частных лиц по инициативе заинтересованных субъектов; это сфера свободы и частной инициативы, что выражается диспозитивным содержанием правового регулирования и свободным волеизъявлением субъектов при реализации своих прав (гражданское право, семейное, трудовое и др.).

Публичное же право - упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих процесс организации и деятельности органов государства, процесс осуществления общественных интересов.

Публичное право - охраняет общегосударственные (публичные) интересы, это сфера власти и подчинения. В публичном праве защита интересов осуществляется в соответствии с обязательным предписанием закона должностными лицами (конституционное право, административное, финансовое, уголовное, уголовно-процессуальное и др.). Нормы публичного права отличаются императивностью и односторонним волеизъявлением субъектов.

Публичное и частное право отличаются по характеру налагаемых санкций: если санкции публичного права носят  в большинстве случаев карательный  характер, то частное право основано на правовосстановительных санкциях.

Объективное и субъективное право - юридические понятия, которые позволяют обозначить задаваемый обществом масштаб свободы и ее конкретные объемы у тех, кто ею обладает.

Поэтому объективное право - это совокупность юридических норм, которые установлены и им гарантируются. Содержащиеся в нормах правила поведения – общие для всех индивидов и существуют независимо от них. Субъективное право - предусмотренная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы.

Первая и самая главная черта, которая характеризует субъективное право, - это возможность использования  его по собственному усмотрению. Принадлежит каждому конкретному субъекту. Субъективное право всегда должно обеспечиваться соответствующими поступками других субъектов. Это объясняет почему оно неразрывно связано с субъективной обязанностью субъекта.

Субъективное право проявляется  в трех формах:

- в праве на собственные положительные  действия, например, пользоваться вещью,  находящейся в собственности,  включая возможность ее обменять, продать; другой пример - право  на совершение сделок (купля-продажа);

- в праве требования от обязанного  лица определенного поведения,  определенных действий, вытекающих  из его обязанностей, например, провести  капитальный ремонт определенного  помещения; возвратить долг;

- в правопритязании, т.е. возможности  управомоченного лица обратиться  к компетентным государственным  органам за защитой своего  права (с исковым заявлением  в суд, с жалобой в органы  прокуратуры, МВД и т.д.). Правопритязание  есть определенная гарантия, обеспечивающая  такие правомочия, как право на  собственные положительные действия  и право требования от обязанного  лица выполнения соответствующих  обязательств.

 

 

48.Государство в системе  гражданского общества.

Государство - организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, националистских, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

Гражданское общество - совокупность, нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Если гос-во находится в системе  гражданского общества, тогда гос-во есть наивысшая форма политической власти.

Др. точка зрения гос-во и гражданское  общество существует наряду, тогда  гос-во не находится в системе  гражданского общества.

Государство выступает как официальный  уполномоченный представитель всего  общества.

Таким образом, государство - это только часть общества, его политический элемент. В обществе оно играет ведущую роль, так как занимает центральное положение.

По характеру государства мы судим об обществе: развитое, отсталое, демократическое, свободное и т. д.

Государство по отношению к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел, обеспечивает порядок и безопасность. По отношению к противникам общества — как внешним, так и внутренним - как орудие подавления и насилия.

Общество возникло раньше государства  и поэтому имеет более развитую историю своего развития. Государство же порожденное обществом, в ходе своего развития приобретает самостоятельность, впрочем, достаточно условную. Степень этой самостоятельности постоянно изменяется и зависит от условий их взаимодействия, так как в различных обществах степень независимости государства от общества различна.

Степень зрелости гражданского общества и всех его институтов является тем критерием, который характеризует стабильность и прочность конституционного строя. Поэтому закрепление в конституционных нормах основ гражданского общества позволяет юридически обеспечить независимость общества от государства, предусмотреть гарантии от незаконного вмешательства последнего в дела общества, установить границы и пределы государственного воздействия на общественные отношения.

 

49.Правовое гос-во: от  идеи к практике.

Правовое государство – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания (с помощь права) государственной власти с целью избежать злоупотреблений.

Важным в плане формирования идей, составивших впоследствии (в  видоизмененном виде) основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане». Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Им выдвигались призывы к человеколюбию, «законосообразности», к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам.

К идее правового государства в  СССР вернулись в 80-е гг. прошлого века. Иначе говоря, идеи правовой государственности уже имели определенную исполнительную почву, т.к. требования соблюдения законности, уважительного отношения к ней как принципу права во много созвучны с положениями теории правового государства.

В июне 1988 г. в Москве состоялась Всесоюзная партийная конференция, которая открыла двери многим политическим реформам. В своей речи М.С. Горбачев поставил задачу построения социалистического правового государства. Впоследствии Конституция 1993 г. закрепила, что Российская Федерация - демократическое, федеративное, правовое государство, а человек, его права, свободы и интересы являются высшей ценностью.

В результате идея правового государства  в России в короткий срок не только приобрела широкое признание  как общечеловеческая ценность и  получила законодательное закрепление  как основа нынешнего конституционного строя России, но и широкое научное  признание.

В обыденном сознании правовое государство  принято воспринимать как государство, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется.

В идее правового государства, если ее рассматривать исторически, принято  выделять два момента (две составляющие):

1. Выдвижение на первый план  личности, ее прав и свобод, их  гарантированности;

2. Ограничение правом пределов  государственной власти, правовая  регламентация механизма ее формирования  и деятельности.

В правовом государстве для личности создаются условия, обусловливающие  юридическую свободу, механизм правового  обеспечения и стимулирования поведения  гражданина, в основе которого лежит  принцип: "Дозволено все, что не запрещено законом". В современный  период в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных законов, которые закрепляют многообразие форм собственности, устанавливают единую для всех, стимулирующую развитие экономики налоговую систему, создают  простор для инициативы людей, предоставляют  им возможность почувствовать себя хозяевами.

Идея правового государства - не застывшая догма, она развивается  и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления человечеством правовых и нравственных традиций и политического опыта.

Главная черта правового государства - это признание человека, его  прав и свобод высшей ценностью, а  их защиту - важнейшей обязанностью государства.

Другая важная черта - установление и тем самым ограничение посредством  права пределов государственной  власти, которое направлено, во-первых, на устранение или, по крайней мере, сведение к минимуму возможных злоупотреблений  властью. Имеется в виду следующее: государственные органы, должностные  лица и государственные служащие руководствуются в своей деятельности принципом: "Дозволено только то, что прямо разрешается законом".

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"