Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:35, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Работа состоит из  1 файл

тгп шпоры к госам.docx

— 215.56 Кб (Скачать документ)

С усложнением в ходе исторического  развития экономических связей государство  все более активно вмешивается  в хозяйственную жизнь с целью  воспрепятствования негативным тенденциям, возникающим в экономике. Речь идет не просто о государственном, а о государственно-правовом воздействии на экономику с использованием возможностей публичного права. Направления такого воздействия многообразны: борьба с монополизмом; контроль за качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни и здоровья потребителей; соблюдение экологических требований в процессе производства и т. д.

Когда воздействие государства  на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному функционированию и развитию. Крайним  проявлением такого воздействия  является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя, как было в СССР.

 

55.Общество и власть: соотношение, легальность и легитимность.

Общество – (в широком смысле) – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком смысле) – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Власть социальная – присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.

Социальная власть возникает вместе с человеческим обществом как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка, т.е. обеспечивает обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Власть невозможна без объектов своего воздействия - индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается, проявляется в особом виде отношений — властеотиошениях, суть которых заключается в передачи  воли властвующего субъекта подвластным и подчинения подвластных воле властвующего субъекта.

Легальность власти – юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. Легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок.

Легитимность власти – качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании последним ценности власти, в ее праве подчинять.

В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

Государственные органы приобретают  свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно  от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем  конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном  законом.

 

56.Государство и политика: соотношение, роль гос-ва в  регулировании политических отношений  в обществе. Государство – организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, националистских, расовых и т.п.) в пределах определенной территории. Политика - это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом - с другой. Выделяются три основные вида деятельности в сфере политики: выработка стратегического курса (политики); выбор стратегического курса; реализация избранного стратегического курса. Выработка и выбор политического курса осуществляются обществом, государство же выступает эффективным инструментом реализации политики с помощью аппарата управления и принуждения, через законодательную власть и правосудие. Через институты гражданского общества (партии, общественные движения и организации, избирательную систему) контролируется государственный аппарат, который является основным инструментом проведения политики в жизнь. Государство как носитель суверенной власти ответственно за реализацию политического курса по всем направлениям и действует, управляя и принуждая. Успех указанных действий зависит от того, насколько реализуемая политика отвечает интересам общества, насколько общество солидарно с властью. В законодательном порядке гос-во устанавливает «правила игры» для политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, порою противоречивых интересов.

1)ФЗ «О выборах депутатов  гос. Думы Федерального Собрания РФ»,ФЗ « О политических партиях», ФЗ «О некоммерческих организациях».

 

 

57. Современные формы  государственного строительства  (устройства). Унитаризм, федерация,  автономия.

Под формой государственного устройства понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами. По этому признаку государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета (здесь существует единая система высших органов и единая система законодательства). (Франция, Норвегия, Польша и т.д.). В них нет государственных образований, существует единая система высших органов государственной власти, единое гражданство, единая валюта, вооруженные силы и т.д.

Унитарные государства могут быть централизованными (Польша) и децентрализованными (Италия). В централизованных унитарных  государствах во главе местных органов  власти стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных местные  органы власти формируются избирателями и пользуются значительной самостоятельностью, иногда полномочия значительно объемнее полномочий субъектов федерации  отдельных государств.

Сложные формы: федерация, инкорпорация, империя, уния, фузия, конфедерация, содружество, сообщество.

Федерация - союз государств, обладающих в той или иной мере государственным суверенитетом, часть которого делегирована федерации (ее органам). Функционируют две системы высших органов государственной власти. Наряду с федеральными, имеются органы власти субъектов Федерации. Соотношение между высшими органами власти и управления федерации в целом и высшими органами власти и управления каждого из субъектов федерации, а также их компетенция определяются на основе договора. Существует две системы законодательства, двойное гражданство, двухканальная система налогов и др. (Россия, США, Канада).

Субъекты Федерации, как правило, не имеют права от собственного имени  самостоятельно выступать на мировой  арене.

Федерации подразделяют по национальному  и территориальному признакам. Национальные Федерации, как правило, недолговечны, поскольку в политической и государственной  жизни часто именно этот фактор и  разрушает государственность (Чехословакия, Югославия и др.). В территориальных  Федерациях число субъектов Федерации  не соответствует количеству национальностей  и национальный фактор, как правило, остро не выражен (Канада). Здесь  нередко учитывается фактор языка, т.е. в субъект Федерации чаще объединяется население, говорящее  на одном диалекте.

Кроме этого, Федерации разделяют  на симметричные и асимметричные. Речь идет о правовом положении различных  частей Федерации, юридическом, в большинстве  случаев, но не экономическом. Абсолютно  симметричных Федераций нет, т.к в любом случае какие-то различия между субъектами всегда имеют место.

Различают договорные и конституционные  Федерации. Договорные возникли на основе договора между объединившимися  государствами (США); конституционные - путем принятия конституции, поправок к ней или законом парламента (РФ).

Автономия - форма самоуправления части территории государства, характеризующаяся правом самостоятельного решения внутренних вопросов.

Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства  или органами публичной власти более  крупной единицы, в которую входит данная. Объем территориальной автономии может быть различным. По этой причине обычно выделяют две ее формы: государственную (законодательную) и местную (административную). Государственная форма территориальной автономии характеризуется тем, что носитель ее имеет внешние признаки государства - парламент, правительство, иногда конституцию, гражданство и т.п., причем в общегосударственной конституции обычно определяется сфера законодательной компетенции автономного парламента. Местная форма автономии таких признаков не имеет, а круг автономных прав территориальных единиц определяется, как правило, обычным законом. Конституции и законы в большинстве случаев предусматривают, что автономные единицы вырабатывают (иногда также сами принимают) основополагающие нормативные акты, определяющие их внутреннее устройство (конституции, уставы, положения, хартии самоуправления и т.п.). (автономией пользуются населенные шведами Аландские острова в Финляндии, островные и приграничные области Италии, населенные неханьскими народами автономные области Китая, населенный эскимосами остров Гренландия в Дании, Занзибар в Танзании и др).

 

 

 

 

 

 

 

58.Современные формы  межгосударственного строительства  (устройства). Содружества, Союзы, объединения.

Форма межгосударственного  устройства  объединения гос-в - территориальная организация межгосударственного объединения, определяющая взаимоотношения гос-в участников между собой и органами объединения, объем суверенитета гос-в участников и степень интеграции в рамках межгосударственного объединения.

Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной  иной интеграции государств. К межгосударственным объединениям относят содружества, сообщества, иные объединения государств.

Содружество – представляет собой очень редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но тем не менее организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков. В основе их сознания могут быть межгосударственные договоры, уставы, декларации. Объединяющими их признаками являются: экономические интересы; сходство или тождество правовых систем; общие культурные, религиозные или лингвистические корни. Такие формы объединения государств носят переходный характер, трансформируясь со временем в конфедерацию, а может и федерацию (Британское содружество наций – существовало до 1946 г., СНГ – Соджружество независимых гос-в).

Союз – характеризует тесное единство, связанное с сотрудничеством на почве общих интересов.

 

 

сообщество государств. В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной переходной формой к государственной организации (Европейское сообщество). В сообщество могут входить ассоциированные члены – государства, принимающие те или иные правила, действующие в сообществе. В сообществе может быть свой бюджет, надгосударственные органы.

 

 

 

59.Современные формы  Республиканского правления. Парламентские,  президентские, сложные, дуалистические.

Республика - форма государственного правления, характеризующаяся выборностью власти, ее срочностью и зависимостью от избирателей.

Признаки республики:

1) Высшие органы государственной власти формируются избирателями.

2) Деятельность высших органов государственной власти ограничена определенным сроком.

3) Свойственно разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

В парламентской республике правительство формируется парламентом (из представителей партии, победившей на выборах) и подотчетно ему. Президент в такой республике избирается либо парламентом, либо специально созданной коллегией и имеет незначительные полномочия. В парламентских республиках президент является главой государства, а исполнительная власть возглавляется не президентом, а премьер-министром, который подотчетен парламенту и несет перед ним политическую ответственность (например Италия). В такой республике значительная роль отводится главе правительства (премьер-министру), который также избирается парламентом, но, как правило, является лидером либо правящей партии, либо коалиции победивших партий (Италия, Германия, Венгрия, Индия, Финляндия и др.) Достоинство парламентской республики – единство высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех различиях парламентских республик президент там играет незначительную роль.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"