Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".
С усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствования негативным тенденциям, возникающим в экономике. Речь идет не просто о государственном, а о государственно-правовом воздействии на экономику с использованием возможностей публичного права. Направления такого воздействия многообразны: борьба с монополизмом; контроль за качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни и здоровья потребителей; соблюдение экологических требований в процессе производства и т. д.
Когда воздействие государства
на экономику чрезмерно, оно становится
негативным, ибо мешает ее свободному
функционированию и развитию. Крайним
проявлением такого воздействия
является огосударствление экономики,
при котором государство
55.Общество и власть:
соотношение, легальность и
Общество – (в широком смысле) – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком смысле) – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.
Власть социальная – присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.
Социальная власть возникает вместе с человеческим обществом как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка, т.е. обеспечивает обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Власть невозможна без объектов своего воздействия - индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается, проявляется в особом виде отношений — властеотиошениях, суть которых заключается в передачи воли властвующего субъекта подвластным и подчинения подвластных воле властвующего субъекта.
Легальность власти – юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. Легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок.
Легитимность власти – качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании последним ценности власти, в ее праве подчинять.
В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.
Государственные органы приобретают
свойство легитимности по-разному. Представительные
органы становятся легитимными на основе
проведения предусмотренных и
56.Государство и политика:
соотношение, роль гос-ва в
регулировании политических
1)ФЗ «О выборах депутатов гос. Думы Федерального Собрания РФ»,ФЗ « О политических партиях», ФЗ «О некоммерческих организациях».
57. Современные формы
государственного
Под формой государственного
устройства понимается административно-
Унитарное государство -
простое, единое государство, части которого
являются административно-
Унитарные государства могут быть централизованными (Польша) и децентрализованными (Италия). В централизованных унитарных государствах во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных местные органы власти формируются избирателями и пользуются значительной самостоятельностью, иногда полномочия значительно объемнее полномочий субъектов федерации отдельных государств.
Сложные формы: федерация, инкорпорация, империя, уния, фузия, конфедерация, содружество, сообщество.
Федерация - союз государств, обладающих в той или иной мере государственным суверенитетом, часть которого делегирована федерации (ее органам). Функционируют две системы высших органов государственной власти. Наряду с федеральными, имеются органы власти субъектов Федерации. Соотношение между высшими органами власти и управления федерации в целом и высшими органами власти и управления каждого из субъектов федерации, а также их компетенция определяются на основе договора. Существует две системы законодательства, двойное гражданство, двухканальная система налогов и др. (Россия, США, Канада).
Субъекты Федерации, как правило, не имеют права от собственного имени самостоятельно выступать на мировой арене.
Федерации подразделяют по национальному и территориальному признакам. Национальные Федерации, как правило, недолговечны, поскольку в политической и государственной жизни часто именно этот фактор и разрушает государственность (Чехословакия, Югославия и др.). В территориальных Федерациях число субъектов Федерации не соответствует количеству национальностей и национальный фактор, как правило, остро не выражен (Канада). Здесь нередко учитывается фактор языка, т.е. в субъект Федерации чаще объединяется население, говорящее на одном диалекте.
Кроме этого, Федерации разделяют на симметричные и асимметричные. Речь идет о правовом положении различных частей Федерации, юридическом, в большинстве случаев, но не экономическом. Абсолютно симметричных Федераций нет, т.к в любом случае какие-то различия между субъектами всегда имеют место.
Различают договорные и конституционные Федерации. Договорные возникли на основе договора между объединившимися государствами (США); конституционные - путем принятия конституции, поправок к ней или законом парламента (РФ).
Автономия - форма самоуправления части территории государства, характеризующаяся правом самостоятельного решения внутренних вопросов.
Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы, в которую входит данная. Объем территориальной автономии может быть различным. По этой причине обычно выделяют две ее формы: государственную (законодательную) и местную (административную). Государственная форма территориальной автономии характеризуется тем, что носитель ее имеет внешние признаки государства - парламент, правительство, иногда конституцию, гражданство и т.п., причем в общегосударственной конституции обычно определяется сфера законодательной компетенции автономного парламента. Местная форма автономии таких признаков не имеет, а круг автономных прав территориальных единиц определяется, как правило, обычным законом. Конституции и законы в большинстве случаев предусматривают, что автономные единицы вырабатывают (иногда также сами принимают) основополагающие нормативные акты, определяющие их внутреннее устройство (конституции, уставы, положения, хартии самоуправления и т.п.). (автономией пользуются населенные шведами Аландские острова в Финляндии, островные и приграничные области Италии, населенные неханьскими народами автономные области Китая, населенный эскимосами остров Гренландия в Дании, Занзибар в Танзании и др).
58.Современные формы
межгосударственного
Форма межгосударственного устройства объединения гос-в - территориальная организация межгосударственного объединения, определяющая взаимоотношения гос-в участников между собой и органами объединения, объем суверенитета гос-в участников и степень интеграции в рамках межгосударственного объединения.
Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной иной интеграции государств. К межгосударственным объединениям относят содружества, сообщества, иные объединения государств.
Содружество – представляет собой очень редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но тем не менее организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков. В основе их сознания могут быть межгосударственные договоры, уставы, декларации. Объединяющими их признаками являются: экономические интересы; сходство или тождество правовых систем; общие культурные, религиозные или лингвистические корни. Такие формы объединения государств носят переходный характер, трансформируясь со временем в конфедерацию, а может и федерацию (Британское содружество наций – существовало до 1946 г., СНГ – Соджружество независимых гос-в).
Союз – характеризует тесное единство, связанное с сотрудничеством на почве общих интересов.
сообщество государств. В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной переходной формой к государственной организации (Европейское сообщество). В сообщество могут входить ассоциированные члены – государства, принимающие те или иные правила, действующие в сообществе. В сообществе может быть свой бюджет, надгосударственные органы.
59.Современные формы
Республиканского правления.
Республика - форма государственного правления, характеризующаяся выборностью власти, ее срочностью и зависимостью от избирателей.
Признаки республики:
1) Высшие органы государственной власти формируются избирателями.
2) Деятельность высших органов государственной власти ограничена определенным сроком.
3) Свойственно разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
В парламентской республике правительство формируется парламентом (из представителей партии, победившей на выборах) и подотчетно ему. Президент в такой республике избирается либо парламентом, либо специально созданной коллегией и имеет незначительные полномочия. В парламентских республиках президент является главой государства, а исполнительная власть возглавляется не президентом, а премьер-министром, который подотчетен парламенту и несет перед ним политическую ответственность (например Италия). В такой республике значительная роль отводится главе правительства (премьер-министру), который также избирается парламентом, но, как правило, является лидером либо правящей партии, либо коалиции победивших партий (Италия, Германия, Венгрия, Индия, Финляндия и др.) Достоинство парламентской республики – единство высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех различиях парламентских республик президент там играет незначительную роль.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"