Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:35, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Работа состоит из  1 файл

тгп шпоры к госам.docx

— 215.56 Кб (Скачать документ)

 

 

50.Социальное государство:  понятие, виды, функции.

Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину существования достойного человека. Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Соц. Гос-во осуществляет соц. политику, т.е. обеспечивает максимальную трудовую занятость населения, создает систему здравоохранения, в том числе бесплатную, систему образования, повышение культурного уровня населения, нормальные материальные условия жизни пенсионеров, нетрудоспособных, безработных, малообеспеченных семей, малоимущих, ведет борьбу с преступностью и т.д. 
В зависимости от форм собственности:

1)гос-ва основанные на  гос. форме собственности на  основные социальные ресурсы 

В гос-вах с нерыночной экономикой и гос. собственностью на все материальные и финансовые ресурсы, находящиеся в соц. сфере, соц. обеспечение  осуществляется в отношении всего  населения и за счет единого государственного бюджета, средства которого гос. органами распределяются централизованно между  регионами, различными слоями и группами населения, в том числе их пенсионного  обеспечения, выдачи пособий, других социальных выплат, предоставления жилья и т.д.

2)гос-ва, основанные на  частной и государственной формах  собственности, являющихся равноправными. 
В условиях существования различных форм собственности и рыночных отношений соц. функции гос-тва в основном направлены на социально малообеспеченные слои населения - нетрудоспособных граждан, сирот, инвалидов, многодетных семей, безработных. Остальным слоям населения социальная помощь государством, как правило, не предоставляется. Они самостоятельно решают свои социальные вопросы на основе рыночных отношений и не обращаются за помощью к государству.

В зависимости от распределения полномочий в решении социальных вопросов:

1) гос-ва, в которых все полномочия в соц. сфере принадлежат центральным гос. органам;

все предназначенные для  соц. сферы материальные и финансовые ресурсы сосредоточиваются в едином гос. бюджете, и их величина и направления расходования определяются центральными гос. органами из гос. бюджета. Местные органы в решении вопросов соц. обеспечения не принимают участия и только выполняют решения центральных органов. 
2)гос-ва, в которых все полномочия в соц. сфере распределены между центральными и местными органами, а в федеративных государствах также и органами субъектов федерации.

часть материального и  финансового обеспечения социальной сферы ложится на региональные органы, которые самостоятельно, либо по согласованию с центральными органами, решают отнесенные к их полномочиям социальные вопросы. 
В зависимости от участия в социальной деятельности государства негосударственных структур:

1)соц . гос-ва в которых участие в социальной деятельности гос-ва негосударственных структур осуществляется

2)гос-ва в которых участие в социальной деятельности гос-ва негосударственных структур не осуществляется. 
В первом случае наряду со средствами, выделяемыми из государственного или регионального бюджетов, функционирования некоторых структур социальной сферы, например, медицинское обслуживание, профессиональное образование, может производиться за счет средств частных предприятий.

Во втором случае все социальные проблемы решаются только государственными органами за счет средств гос. бюджета.

 

 

51.Разделение государственной  власти как принцип правового  гос-ва. Теория и практика.

К основоположникам теории разделения властей, как правило, относят Джон Локка и Шарль Монтескье. Суть этой теории в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц. И тем самым предотвратить возможность ее использования одними людьми во вред другим.

Принцип государственной  власти означает самостоятельное осуществление и относительную независимость друг от друга трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также невмешательство этих властей в оперативную деятельность друг друга. Реализация принципа разделения властей обеспечивает сбалансированность их взаимоотношений и гарантирует общество от опасной концентрации власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способной привести к диктатуре и установлению тоталитарного режима.

Разделение властей в России заключается в том, что законодательная  деятельность осуществляется Федеральным  Собранием: федеральные законы принимаются  Государственной Думой а по вопросам, перечисленным в Конституции Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ. Он наделен правом отклонить принятый закон и возвратить его в Федеральное Собрание для повторного рассмотрения (отлагательное вето), в строго регламентируемом Конституцией порядке распустить Государственную Думу и назначить дату новых выборов.

Значение данного принципа состоит в том, что он обеспечивает независимое и эффективное осуществление различных функций государственной власти и подчинение всех властных государственных органов только закону. А это служит гарантией максимально последовательного осуществления принципов конституционного строя, защиты интересов государства, охраны прав и свобод человека.

Согласно принципу разделения властей  всякому органу, представляющему  определенную ветвь власти, запрещается  принимать на себя выполнение функций, принадлежащих по закону другому  органу, относящемуся к иной ветви  власти; пределы деятельности государственных  структур ограничиваются их компетенцией.

Итак, разделение государственной  власти призвано обеспечить верховенство закона и как следствие - подчинение государства обществу и обеспечение  прав и свобод личности

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества, запреты на регламентацию  ведомственными актами отношений, которые  подлежат урегулированию только законом. Сюда же можно отнести установленные  в законе определенные сроки президентской  власти, импичмент, вотум недоверия  правительству и его отставку, запрет должностным лицам государства  заниматься коммерческой деятельностью  и т.п.

Для судебной власти также есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в таких его гарантиях и принципах, как равенство всех перед законом и судом, презумпция невиновности, право на защиту, осуществление правосудия с участием народных заседателей, присяжных заседателей, гласность и состязательность процесса и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52.Взаимная  ответственность государства и  гражданина. Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает перед государством за совершенное правонарушение, но и государство должно нести юридическую ответственность перед гражданином в случае нарушения его прав и свобод. Отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности. Ответственность государства перед гражданами приобретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативных актов, в которых закрепляется процедура привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и устанавливаются санкции за это, данная ответственность 
обеспечивается системой гарантий, к которым относятся: 
1) ответственность правительства перед представительными органами власти; 
2) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан; 
3) процедура импичмента и др. 
Формами контроля за выполнением обязательств государственных структур являются референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д. 
Ответственность граждан перед государством, в лице государственных органов и должностных лиц возникает в случае несоблюдении ими правовых предписаний и неисполнении обязанностей перед государством и обществом. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Взаимная ответственность личности и государства - это своеобразный способ ограничения политической власти. Он проявляется в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В правовом государстве, напротив, акцент делается на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы

 

 

53.Верховенство закона  как признак правового государства. Верховенство закона в обществе - важнейший принцип правового государства. Верховенство закона  означает, что среди всех нормативно-правовых актов, принятых различными государственными органами, закон обладает высшей юридической силой, остальные акты не должны ему противоречить. Закон служит преградой на пути произвола, своеволия и вседозволенности. Верховенство закона в правовом гос-ве прежде всего предполагает реальное господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного воздействия на общественные отношения. Причем, когда речь идет о верховенстве закона, то он понимается не в расширительном смысле, отождествляясь с правом, а в самом прямом своем значении, а именно: как акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Закон является высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные вопросы общественной жизни, они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества: (законы о собственности, о предпринимательстве, об акционерных обществах, о печати, свободе совести). Основной закон государства - Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Никакой другой правовой акт государства не может ей противоречить. Следующие по юридической силе идут федеральные конституционные законы, обычные законы, законы субъектов РФ” подзаконные нормативно-правовые акты. Ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, партийная или общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.

54.Государство и экономика:  соотношение, пределы регулирования  экономических отношений.

Главная задача государства в сфере  экономики - это защита прав интересов  предприятий и предпринимателей, характеризуемая многоаспектностью  и сложностью. Она предполагает законодательное  закрепление гарантий прав и интересов  предприятий и предпринимателей. Без определения правовых гарантий деятельности предприятий и предпринимателей нельзя говорить и об их нарушениях. В частности, государством гарантируются: право свободно заниматься предпринимательской деятельностью и право приобретать необходимое для этой деятельности имущество; защита имущества предпринимателей от незаконного изъятия; свободный выбор сферы деятельности в пределах, установленных законодательством; право распоряжаться имуществом, производственной продукцией и прибылью; защита от влияния монополистической деятельности отдельных предприятий и объединений предприятий; право деятельности отдельных предприятий и объединений предприятий; право решать вопросы ценообразования, форм и способов реализации продуктов; самостоятельно определять структуру и штат работников и т.д. Вмешательство государства в предпринимательскую деятельность предприятий и частных лиц допускается только на основе законодательства и ограничивается, как правило, следующими вопросами, относящимися к исключительной компетенции государства; соблюдение законности; оборона и безопасность общества; безопасность и здоровье граждан; налоговое, ценовое и антимонопольное регулирование; предоставление социальных гарантий; соблюдение экологических, санитарных и противопожарных норм.

 

54.Государство и экономика:  соотношение, пределы регулирования  экономических отношений.

Гос-во обеспечивает внешние условия функционирования экономики. Это проявляется в следующем. Во-первых, государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.

Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его относительную  стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и  стабильность общества - также необходимая  предпосылка нормального функционирования и развития экономики.

В-третьих, государство выступает  и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические  функции, обеспечивающие целостность  экономической системы страны. Государство  берет на себя заботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансирование образования, культуры и др.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"