Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".
50.Социальное государство: понятие, виды, функции.
Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Социальное государство призвано
помогать слабым, стремиться влиять на
распределение экономических благ в целях
обеспечения каждому гражданину существования
достойного человека. Одной из важнейших
целей социального государства является
обеспечение социального равенства. Соц.
Гос-во осуществляет соц. политику, т.е.
обеспечивает максимальную трудовую занятость
населения, создает систему здравоохранения,
в том числе бесплатную, систему образования,
повышение культурного уровня населения,
нормальные материальные условия жизни
пенсионеров, нетрудоспособных, безработных,
малообеспеченных семей, малоимущих, ведет
борьбу с преступностью и т.д.
В зависимости
от форм собственности:
1)гос-ва основанные на гос. форме собственности на основные социальные ресурсы
В гос-вах с нерыночной экономикой и гос. собственностью на все материальные и финансовые ресурсы, находящиеся в соц. сфере, соц. обеспечение осуществляется в отношении всего населения и за счет единого государственного бюджета, средства которого гос. органами распределяются централизованно между регионами, различными слоями и группами населения, в том числе их пенсионного обеспечения, выдачи пособий, других социальных выплат, предоставления жилья и т.д.
2)гос-ва, основанные на
частной и государственной
В условиях существования различных форм
собственности и рыночных отношений соц.
функции гос-тва в основном направлены
на социально малообеспеченные слои населения
- нетрудоспособных граждан, сирот, инвалидов,
многодетных семей, безработных. Остальным
слоям населения социальная помощь государством,
как правило, не предоставляется. Они самостоятельно
решают свои социальные вопросы на основе
рыночных отношений и не обращаются за
помощью к государству.
В зависимости от распределения полномочий в решении социальных вопросов:
1) гос-ва, в которых все полномочия в соц. сфере принадлежат центральным гос. органам;
все предназначенные для
соц. сферы материальные и финансовые
ресурсы сосредоточиваются в едином гос.
бюджете, и их величина и направления расходования
определяются центральными гос. органами
из гос. бюджета. Местные органы в решении
вопросов соц. обеспечения не принимают
участия и только выполняют решения центральных
органов.
2)гос-ва, в которых все полномочия в соц.
сфере распределены между центральными
и местными органами, а в федеративных
государствах также и органами субъектов
федерации.
часть материального и
финансового обеспечения
В зависимости
от участия в социальной деятельности
государства негосударственных структур:
1)соц . гос-ва в которых участие в социальной деятельности гос-ва негосударственных структур осуществляется
2)гос-ва в которых участие в социальной деятельности гос-ва
негосударственных структур не
осуществляется.
В первом случае наряду со средствами,
выделяемыми из государственного или
регионального бюджетов, функционирования
некоторых структур социальной сферы,
например, медицинское обслуживание, профессиональное
образование, может производиться за счет
средств частных предприятий.
Во втором случае все социальные проблемы решаются только государственными органами за счет средств гос. бюджета.
51.Разделение государственной власти как принцип правового гос-ва. Теория и практика.
К основоположникам теории разделения властей, как правило, относят Джон Локка и Шарль Монтескье. Суть этой теории в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц. И тем самым предотвратить возможность ее использования одними людьми во вред другим.
Принцип государственной власти означает самостоятельное осуществление и относительную независимость друг от друга трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также невмешательство этих властей в оперативную деятельность друг друга. Реализация принципа разделения властей обеспечивает сбалансированность их взаимоотношений и гарантирует общество от опасной концентрации власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способной привести к диктатуре и установлению тоталитарного режима.
Разделение властей в России заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы принимаются Государственной Думой а по вопросам, перечисленным в Конституции Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ. Он наделен правом отклонить принятый закон и возвратить его в Федеральное Собрание для повторного рассмотрения (отлагательное вето), в строго регламентируемом Конституцией порядке распустить Государственную Думу и назначить дату новых выборов.
Значение данного принципа состоит в том, что он обеспечивает независимое и эффективное осуществление различных функций государственной власти и подчинение всех властных государственных органов только закону. А это служит гарантией максимально последовательного осуществления принципов конституционного строя, защиты интересов государства, охраны прав и свобод человека.
Согласно принципу разделения властей всякому органу, представляющему определенную ветвь власти, запрещается принимать на себя выполнение функций, принадлежащих по закону другому органу, относящемуся к иной ветви власти; пределы деятельности государственных структур ограничиваются их компетенцией.
Итак, разделение государственной власти призвано обеспечить верховенство закона и как следствие - подчинение государства обществу и обеспечение прав и свобод личности
В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества, запреты на регламентацию ведомственными актами отношений, которые подлежат урегулированию только законом. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству и его отставку, запрет должностным лицам государства заниматься коммерческой деятельностью и т.п.
Для судебной власти также есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в таких его гарантиях и принципах, как равенство всех перед законом и судом, презумпция невиновности, право на защиту, осуществление правосудия с участием народных заседателей, присяжных заседателей, гласность и состязательность процесса и т.д.
52.Взаимная
ответственность государства и
гражданина. Взаимная ответственность
гражданина и государства предполагает, что не только гражданин
отвечает перед государством за совершенное
правонарушение, но и государство должно
нести юридическую ответственность перед
гражданином в случае нарушения его прав
и свобод. Отношения между государством
и личностью должны осуществляться на
основе взаимной ответственности. Ответственность государства
перед гражданами приобретает реальный
характер только при наличии соответствующих
нормативных актов, в которых закрепляется
процедура привлечения к ней должностных
лиц, виновных в нарушении прав и свобод
граждан, и устанавливаются санкции за
это, данная ответственность
обеспечивается системой гарантий, к которым
относятся:
1) ответственность правительства перед
представительными органами власти;
2) дисциплинарная, гражданско-правовая
и уголовная ответственность должностных
лиц за нарушение прав и свобод граждан;
3) процедура импичмента и др.
Формами контроля за выполнением обязательств
государственных структур являются референдумы,
отчеты депутатов перед избирателями
и т.д.
Ответственность граждан перед государством,
в лице государственных органов и должностных
лиц возникает в случае несоблюдении ими
правовых предписаний и неисполнении
обязанностей перед государством и обществом.
Применение государственного принуждения
должно носить правовой характер, соответствовать
тяжести совершенного правонарушения.
Взаимная ответственность личности и государства - это своеобразный способ ограничения политической власти. Он проявляется в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В правовом государстве, напротив, акцент делается на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы
53.Верховенство закона
как признак правового
54.Государство и экономика:
соотношение, пределы
Главная задача государства в сфере
экономики - это защита прав интересов
предприятий и
54.Государство и экономика:
соотношение, пределы
Гос-во обеспечивает внешние условия функционирования экономики. Это проявляется в следующем. Во-первых, государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.
Во-вторых, оно обеспечивает единство
общества и его относительную
стабильность в условиях, когда общество
распадается на классы и социальные
слои с различными, подчас противоположными
интересами. Внутреннее единство и
стабильность общества - также необходимая
предпосылка нормального
В-третьих, государство выступает
и субъектом экономических
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"