Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Содержание

1. Предмет теории государства и права 3
2. Методология теории государства и права 3
3. Теория государства и права в системе наук 4
4. Закономерности происхождения государства 5
5. Особенности становления государственности у различных народов мира 7
6. Основные теории происхождения государства 8
7. Взаимодействие общества и государства. Относительная самостоятельность государства 10
8. Право, государство и глобальные проблемы человечества 10
10. Гражданское общество и правовое государство 11
11. Проблемы становления Российского правового государства 11
14. Правовой статус личности: понятие и структура 14
15. Права и свободы граждан 14
16. Понятие и признаки государства 15
17. Государственная власть, ее свойства и методы осуществления 16
19. Советское государство и право: особенности и уроки 17
20. Функции государства: понятие и виды 18
21. Функции современного Российского государства 19
22. Форма государства: понятие и структура 19
23. Формы государственного правления 20
24. Формы государственного устройства 20
25. Механизм государства 21
26. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 22
27. Понятие и структура политической системы общества 22
28. Государство в политической системе общества 23
29. Разделение властей 24
34. Понятие и признаки права 24
37. Правовой нигилизм и правовой идеализм 25
39. Принципы права 26
40. Функции права 27
41. Право и закон 27
42. Субъекты права 28
43. Субъекты правовых отношений 29
44. Правовая система общества 30
46. Основные правовые семьи народов мира. 30
47. Виды социальных норм 31
48. Нормы права: понятие и признаки 32
49. Структура норм права 33
50. Право и мораль 33
51. Классификация правовых норм 35
52. Правовая культура общества и личности: понятие и элементы 35
53. Правосознание: понятие и структура 36
54. Формы (источники) права. Понятие и виды. 37
55. Закон в системе нормативно-правовых актов 38
56. Законность: понятие и основные требования. 38
57. Правовое регулирование: понятие, предмет и пределы 39
58. Механизм правового регулирования. 40
59. правотворчество и законотворчество. Основные стадии законотворческого процесса. 40
60. Систематизация нормативно-правовых актов. 41
61. Виды и способы правового регулирования. 42
62. Понятие и виды правовых отношений. 42
63. Содержание и объекты правоотношения. 43
64. Юридические факты: понятие, значение, классификация. 43
65. Юридическая обязанность, ее виды и значение 44
66. Субъективное право: понятие, виды, значение 45
67. Гарантии законности 45
68. Формы реализации права 46
69. Применение норм права: понятие и характерные черты. 47
70. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права 47
71. Понятие и виды толкования правовых норм 48
72. Способы толкования правовых норм 48
73. Правовое воспитание 49
74. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность 49
75. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. 50
76. Правоприменительные акты (понятие и виды) 51
77. Субъекты и основные стадии применения норм права 51
78. Публичное и частное право. 52
79. Официальное толкование правовых норм. 52
80. Юридический процесс и его виды 53
82. Правомерное поведение и его основные черты 54
83. Юридическая практика 55
84. Эффективность норм права 55
85. Коллизионные нормы. Обратная сила правовых норм 55
86. Правонарушения (понятие, виды, причины) 56
87. Меры государственного принуждения 57
88. Понятие и виды юридической ответственности 57
89. юридическая ответственность: цели, принципы, основания возникновения 58
90. Правопорядок: понятие и характерные черты 59

Работа состоит из  1 файл

ТГПшп.doc

— 784.00 Кб (Скачать документ)

Важнейшие особенности  юридического процесса заключаются  в том, что он урегулирован процессуальными  нормами, а направлен на реализацию норм материального права.

Нормы материального  права определяют субъективные права, юридические обязанности, юридическую ответственность граждан и организаций, т. е. составляют основное содержание права.

Особенности юридического процесса заключаются в следующем. Во-первых, это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц; во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами; в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.

Юридический процесс  — это сложная, длящаяся во времени  деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность.

По характеру принимаемых  решений юридический процесс  может быть правотворческим и  правоприменительным.

Результат правотворческого процесса — нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т.д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Результат правоприменительного процесса — принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия правоприменительных решений многообразны. Они более просты для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента РФ о назначении на должность министра, приказ руководителя о приеме работника на работу и т. п.). Наиболее сложны процедуры принятия актов юрисдикционных органов, правоприменительный процесс в которых в зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие виды:

1) производство по  установлению фактов, имеющих юридическое  значение.

2) процесс рассмотрения  споров;

3) процесс определения мер юридической ответственности

В литературе предлагается выделить еще одну разновидность  юридического процесса — праворазъяснительный. Для этого есть некоторые основания: в ходе право-разъяснительной деятельности издаются специфические юридические решения — интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так и от правоприменительных актов. Вместе с тем законодатель пока не выделяет особой процедуры принятия актов официального толкования и, следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического процесса.

Виды юридического процесса различаются также по отраслевому  признаку. В системе российского  права есть две процессуальные отрасли: гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное право, регулирующие соответственно гражданское судопроизводство и предварительное расследование и судопроизводство по уголовным делам. Существует также производство по административным делам, связанным с применением мер юридической ответственности, мер пресечения, предупредительных и иных мер государственного принуждения.

 

81. Обеспечение законности в деятельности гос органов и должностных лиц.

 

Законность – строгое, неуклонное соблюдение всеми гос. органами законов и подзаконных актов. Законность в РФ – основополагающий принцип деятельности всех гос. органов.

Обеспечение законности в гос. органах и деятельности должн. лиц имеет важное значение, потому что эти органы: 1) наделены гос.-властными полномочиями (правотворчество, правоприменение); 2) распоряжаются  огромными мат., финанс., трудовыми ресурсами; 3) обладают механизмом гос. принуждения; 4) наделены свободой усмотрения.

1) Прокурорский надзор. Надзор за законностью деятельности  государственной администрации  проводится в форме проверок. Поводами для них служат любые поступившие в прокуратуру сообщения о фактах нарушения закона; основаниями – наличие правонарушений, требующих прокурорского реагирования. Выявив нарушение действующего законодательства, прокурор применяет спец. меры прокурорского реагирования: протест; представление; заявление о признании правового акта недействительным; предостережение.

2) Судебный контроль  м. осуществляться по жалобам  (искам) граждан и организаций,  по требованиям государственных  органов, а также по инициативе  самих судов.  Результат рассмотрения – судебное решение или определение. Суды предупреждают нарушения, санкционируя властные действия, вынося частные определения; восстанавливают нарушенные права; взыскивают причиненный имущественный и моральный ущерб; признают нормативные акты незаконными; привлекают нарушителей к ответственности.

3) Внутриведомственный  контроль – контроль за подчиненными  органами. Особенность этого контроля  – проверка не только законности, но и целесообразности. Последствия  контроля – отмена актов гос.  органа или должн. лица, наложение дисц. взысканий вплоть до увольнения.

 

 

82. Правомерное  поведение и его основные черты

 

Правомерное поведение  — это массовое по масштабам социально  полезное осознанное поведение людей  и организаций, соответствующее  правовым нормам и гарантируемое государством.

Правомерному поведению  присущи следующие признаки.

Во-первых, правомерное  поведение соответствует требованиям правовых норм. Человек действует правомерно, если он точно соблюдает правовые предписания. Это формально-юридический критерий поведения

Во-вторых, правомерное  поведение обычно социально полезно. Это действия, адекватные образу жизни, полезные (желательные), а порой и необходимые для нормального функционирования общества.

В-третьих, правомерному поведению присущ признак, характеризующий его субъективную сторону, которую, как и у любого другого действия, составляют мотивы и цели, степень осознания возможных последствий поступка и внутреннее отношение к ним индивида.

Некоторые виды правомерных  действий объективно необходимы для нормального развития общества. Это защита Родины, исполнение трудовых обязанностей, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил дорожного движения и т.д. Варианты такого поведения закрепляются в императивных правовых нормах в виде обязанностей. Выполнение их обеспечивается (помимо организационной деятельности государства) угрозой государственного принуждения.

Другие варианты поведения, не будучи столь необходимыми, являются желательными для общества (участие в выборах, вступление в брак, обжалование неправомерных действий должностных лиц и т. д.).

Возможно правомерное социально допустимое поведение. Таковы, например, развод, частые смены работы, забастовка. Государство не заинтересовано в их распространенности. Однако это действия правомерные, дозволенные законом, а потому возможность их совершения обеспечивается государством.

Социально вредное, нежелательное для общества поведение нормативно закрепляется в виде запретов. Правомерное поведение в этом случае заключается в воздержании от запрещенных действий.

Правомерные действия можно классифицировать по разным основаниям: субъектам, объективной и субъективной стороне, юридическим последствиям и др..

Так, в зависимости  от субъектов права, осуществляющих правомерные действия, последние делятся на правомерное индивидуальное и групповое поведение. С внешней, объективной стороны правомерное поведение может выражаться в форме активных действий или бездействия. Близко к этому деление правомерного поведения по формам реализации правовых норм, к которым относятся их соблюдение, исполнение и использование.

В зависимости  от юридических последствий, которых хочет достигнуть субъект реализации, различают юридические акты, юридические поступки и действия, создающие объективированный результат (здесь правомерные действия выступают как юридические факты).

Очень важное значение имеет классификация правомерных  действий по субъективной стороне.

В зависимости  от степени ответственности, отношения  субъекта к своему поведению, его  мотиваций различают несколько  видов правомерных действий.

Социально активное поведение свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта.

Законопослушное поведение — это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона.

Конформистскому поведению присуща низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремится приспособиться к окружающим, не выделяться, «делать как все».

Маргинальное  поведение хотя и является правомерным, в силу низкой ответственности субъекта находится как бы на грани антиобщественного, неправомерного (в переводе с латинского «маргинальный» — находящийся на грани).

Несколько особняком  в этой классификации стоит привычное поведение, когда правомерные действия в силу многократного повторения превращаются в привычку.

 

83. Юридическая  практика

 

Под юридической практикой  понимается деятельность компетентных органов и должностных лиц  по изданию и применению норм права, а также уже накопленный и  объективированный опыт такой деятельности.

Юридическая практика формируется  в результате длительного и многообразного процесса правореализации, т.е. претворения  права в жизнь. В ходе этого  процесса вырабатываются определенные общие положения, тенденции, ориентиры, которые затем используются в последующей работе.

В частности, практика создает  так называемые правоположения, под  которыми понимаются устоявшиеся типовые  решения по применению юридических  норм. Эти правоположения реально  приобретают черты общих правил. Особенно это касается прецедентов.

По мнению С.С. Алексеева, правоположения — это еще не нормы, но они уже выходят за пределы  правосознания, простых суждений. Это  формирующиеся нормы, которые представляют собой сгустки правосознания. Со временем они могут превратиться либо в стойкие правовые обычаи, либо в нормы, закрепленные законодателем.

Юридическая практика выполняет  три основные функции: 1) правонаправляющую, когда практика как бы расставляет  вехи и определяет общее русло  для становления и развития права; 2) правоконкретизирующую, когда уточняется смысл, содержание отдельных норм применительно к конкретным ситуациям, случаям, отношениям; 3) сигнально-информационную, когда практика выражает потребность в изменении тех или иных актов, их совершенствовании или даже отмене. Практика как бы сигнализирует законодателю о неблагополучии в правовой сфере. В этом смысле она служит своеобразным путеводителем, прокладывает дорогу теории. Давно сказано: опыт — учитель жизни.

Различают правотворческую, правоприменительную и правоисполнительную, интерпретационную практику. По сферам проявления она подразделяется на судебную, прокурорскую, следственную, адвокатскую, арбитражную, нотариальную и другие виды. Разумеется, все они тесно взаимосвязаны.

Значение юридической  практики состоит в том, что именно она показывает, насколько совершенно либо несовершенно наше законодательство, в чем его достоинства и недостатки, плюсы и минусы, эффективность или неэффективность, помогает устранять в нем коллизии и пробелы. Практика постоянно изучается, обобщается. На ее основе делаются необходимые выводы и прогнозы на будущее. Юридическая практика — разновидность социально-исторической практики и поэтому несет на себе ее печать.

 

84. Эффективность  норм права

 

Критерии эффективности  норм закона неодинаковы в различных отраслях права. Так, для принятия уголовно-правовой нормы необходимо предварительное выяснение распространенности и причинной обусловленности запрещаемого деяния, объема социального вреда, наносимого этим деянием, возможности резкого сокращения распространенности этого деяния другими социорегулятивными средствами, подготовленности общественного сознания для принятия соответствующей нормы, возможности реализации вводимой нормы механизмом контроля над ее осуществлением. Особенно важно четкое представление целей, на достижение которых направлена вводимая правовая норма, четкое осознание того, какие формы человеческого поведения требуют расширения репрессий, а какие – их сужения, каковы психологические механизмы общепревентивного воздействия норм права.

Важнейшими показателями эффективности нормы (института) права  являются: а) соответствие непосредственной социальной цели законодателя объективным  потребностям данного общества; б) оптимальность  избранного масштаба поведения для  достижения поставленной цели, возможность достижения этой цели юридическими средствами; в) соответствие средств достижения цели социальной ценности предполагаемого социального результата; г) минимальность социальных трат при максимальности социального результата; д) соответствие между реальным результатом действия нормы и поставленной перед ней социальной целью.

Эффективность прав. норм – это их действенность, результативность, т.е. способность оказывать влияние  на общественные отношения в определенном полезном для общества направлении; отношение между фактически достигнутым результатом и той целью, для достижения которой были приняты эти нормы права.   Зависит от многих условий и факторов:

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"