Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:23, шпаргалка
Ответы на экзаменационные вопросы по "Теории государства и права".
Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную — Правительство, а судебную — федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды). Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а, как сказано в части второй статьи 80, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».
Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.
Акты исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и неизбежным наделением исполнительной власти дискреционными полномочиями (дискреция—право усмотрения в рамках, определенных законом).
Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный Суд Российской Федерации, правомочный решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.
Понимая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти как их известную независимость (в границах собственных полномочий) друг от друга, ее нельзя трактовать как независимость этих органов от Конституции и законов, как их свободу от контроля со стороны общества.
В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность. Общественные объединения равны перед законом, что предполагает пресечение попыток восстановления монополии какой бы то ни было партии.
Многопартийность стала
неотъемлемой частью общественной жизни.
Конституционное закрепление
Следует отметить, что политическая система России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике.
78. Современное российское право: источники, сущность, функции, основные тенденции развития.
Современное российское право: функции и источники.
Функции права - наиболее существенные направления его воздействия на ОО, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права, критерий выделения - характер и цель. Главная функция - регулятивная (характер - воздействие права, цель - статическая, динамическая, охранительная). 3 собственно юридические функции права: регулятивно-статическая, регулятивно-динамическая, регулятивно-охранительная.
1. По характеру регулятивного воздействия:
1) регулятивно-статическая
направлена на закрепление в
нормах и правовых институтах
того, что реально достигнуто
и составляет экономический,
2) регулятивно-динамическая
направлена на обеспечение
3) регулятивно-охранительная направлена на вытеснение и ликвидацию отживших отношений.
4) воспитательная функция
- обращена на формирование
2. По сфере ОО:
1) применимые к крупным сферам ОО - политическая, экономическая социально-культурная;
2) применимые к сферам
ОО, регулирование которыми
3) производные от функций
основных отраслей права:
1) правовой обычай в ГК РФ - обычаи делового оборота, в кодексе торгового мореплавания - обычаи порта, в конституции - первое заседание ГД открывает старейший по возрасту депутат;
2) правовой прецедент
- все, что связано с
3) договор с нормативным содержанием - не носят персонифицированного характера его содержание - правило поведения общего характера - нормы;
4) НПА - основная и наиболее совершенная форма современного российского права;
5) акт референдума
- демократическая форма права,
высшее непосредственное
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"