Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:34, шпаргалка

Описание

Работа содержит 69 вопросов с ответами по по "Теории государства и права"

Работа состоит из  1 файл

Вопросы по ТГП.doc

— 405.50 Кб (Скачать документ)
 

    Вопросы по Теории государства  и права 

  1. Предмет общей  теории права и государства;

    Теория государства  и права (ТГП) - система обобщенного  знания о конкретных явлениях как  государство и права. Государство  и право - взаимосвязаны. Если государство - это социально-политическое явление, то право - юридическое. Поэтому можно говорить, что ТГП одновременно и политическая и юридическая наука. 

    ТГП изучает  наиболее общие закономерности возникновения  и развития государства и права, а также специфические закономерности развития различных типов, функционирующих в рамках отдельно взятых экономических формаций и цивилизаций.

    Таким образом, предметом ТГП мы можем назвать - наиболее общие закономерности возникновения  и развития государства и права, также в предмет ТГП включаются основные понятия юриспруденции. 
     

  1. Методология теории права и государства;

    Методология теории государства и права представляет собой совокупность особых приемов, способов, средств научного познания действительности. Если предмет науки  показывает, что изучает наука, то метод — как, каким образом она это делает. 

    В основе методологии  науки теории государства и права  лежит принцип объективной истины, ставящий во главу угла выработку  объективно достоверного научного знания. Изучение государства и права  строится с различных философских, мировоззренческих и идеологических позиций. 

    Среди частных  методов теории государства и  права выделяются:

    метод сравнительного правоведения — сопоставление государственно-правовых явлений различных сообществ (макросравнение) или в рамках только одного сообщества (микросравнение), выявление общих закономерностей и специфики их развития;

    метод исторического  правоведения — государственно-правовые явления рассматриваются в динамике, с момента их возникновения вплоть до настоящего времени;

    метод анализа  и синтеза — процессы мысленного разложения целого на составные части  и воссоединение целого из частей, а также классификация объектов исследования;

    социологический метод — наблюдение, анкетирование, статистический анализ, сбор и математическая обработка исходных данных, например, в правоохранительной сфере, государственно-правовой эксперимент;

    формально-юридический  метод — исследование и толкование нормативного материала, текстов источников права. 

    Среди методов  выделяют общенаучные и частные.

    Общенаучные методы:

    1) Анализ;

    2) Синтез;

    3) Аналогия;

    4) Моделирование;

    5) Сравнение;

    6) Абстрагирование; 

    Частные методы:

    1) Сравнительно-правовой;

    2) Конкретно-социологический;

    3) Кибернетически-математический. 

  1. Значение  отношений в жизни личности;

    Вопрос довольно философский, здесь нет каких-либо четких критериев и границ возможного ответа - можно пользоваться всем спектром общих знаний.

    Главное, что  нужно сказать - это и взаимодействии личности и права, т.е. каким образом  право влияет на личность, и может ли личность оказывать влияние на право?

    Право - как  общеобязательный регулятор жизни  общества, воздействует на главный  элемент любого общества - личность. При этом, будет логично трактовать слово "личность" расширительно - не просто как совокупность значимых социальных факторов человека, а как самого человека. Право устанавливает правила поведения для этой личности, если же такие правила нарушаются, тогда следуют санкции - неблагоприятные последствия для человека. Таким образом - право выполняет регулятивно-охранительные функции в отношении общества и каждого человека в этом обществе. 

    С другой стороны, как человек воздействует на право? Хотя Конституция РФ 1993 года и предусматривает, что "многонациональный народ - главный  источник власти в стране", процесс создания норм права, по сути, полностью отделен от общества. Население делегирует властные полномочия по правотворчеству специальному законодательному органу, и сам участие в создания норм права уже не принимает. Редкие исключения - референдум, но он может проводится только по узкому кругу вопросов.

    При ответе на вопрос будет уместно упомянуть  процесс обсуждения законопроектов в Интернете ("О полиции"). На самом деле, на наш взгляд, все  это фикция, обсуждение - формальное, а все, якобы внесенные народом поправки - заранее заготовленные властью изменения! 

  1. Социологическая концепция правопонимания;

    Социологическая теория права.  

    Ее основными  разработчиками являются Е.Эрлих, Г.Канторович, Р.Паунд, Ф.Кони и др.  

    Основные положения  социологической теории права сводятся к следующему: 

    Теория подходит к праву не формально-юридически, а с позиций реальной жизни. Обращаясь  к ней, как к источнику права, становится возможным понять его  сущность. Но под жизнью, в данном случае социологическая теория понимает не материалистическое отношение к нему, как сугубо практическое. Иными словами, она обращает внимание на необходимость изучения правоохранительной практики, учет привычек, обычаев, правопонимания судьям и т.д. Согласно этой теории в жизни складывается так называемое «живое право», отражающее определенный сложившийся социальный порядок в обществе. 

    Отсюда социологическая  юриспруденция сделала вывод  о том, что право в действительности – это не столько система официальных  норм, сколько прежде всего фактический уклад жизни общества, которого придерживаются его члены. Он охватывает и повседневную практику отправления юстиции. 

    В связи с  указанным пониманием права сторонники социологической теории считают, что  если официальные законы расходятся с практическими жизненными отношениями, то надо действовать по свободному усмотрению, т.е. применять «живое право». В результате этого обыкновенная правоприменительная практика обретает в сущности нормотворческий характер. 

    Социологическая теория права придает правовую значимость интуиции, догадкам, чувствам, предложениям и иным факторам в обосновании свободы судейского усмотрения при вынесении решений. 

  1. Легистские  концепции правопонимания;
 
 
 

    2) Теория позитивного  права (представители - Гегель, Иеринг) - суть этой теории в том, что право - это есть закон, т.е. право рассматривается как система норм, выраженных в источниках права, установленных или признанных государственной властью, создание и изменение которых зависит только от воли законодателя (в более ранее время - только от воли монарха). В этой теории право не отделимо от государства и функционирует благодаря государству. Конечно же, закон может быть и несправедливым, а у нас что, все законы разве справедливы и отвечают всем нормам морали и нравтсвенности? 

    легистская юриспруденция занята уяснением и рассмотрением двух основных эмпирических фактов: 1)выявление, классификацией и систематизацией самих видов (форм) этих приказаний (принудительно-обязательных установлений) официальной власти, т.е. так называемых формальных источников действующего права (позитивного права, закона), и 2) выяснением мнения (позиции) законодателя, т.е. нормативно-регулятивного содержания соответствующих приказаний власти как источников (форм) действующего права.

    Легизм (во всех его вариантах – от старого легизма и этатистского толкования права до современных аналитических и нормативистских концепций юридического позитивизма), отождествляя право и закон (позитивное право), отрывает закон как правовое явление от его правовой сущности, отрицает объективные правовые свойства, качества, характеристики закона, трактует его как продукт воли (и произвола) законоустанавливающей власти. Поэтому специфика права, под которым позитивисты имеют в виду закон (позитивное право), неизбежно сводится при таком правопонимании к принудительному характеру права. Причем эта принудительность трактуется не как следствие каких-либо объективных свойств и требования права, а как исходный правообразующий и правоопределяющий фактор, как силовой (и насильственный) первоисточник права. Сила власти здесь рождает насильственное, приказное право. 

    Теоретико-позновательный интерес легизма полностью сосредоточен на действующем (позитивном) праве. Все, что выходит за рамки эмпирически  данного позитивного права, все  рассуждения о сущности права, идее права, ценности права и т.д. позитивисты отвергают как нечто метафизическое, схоластическое и иллюзорное, не имеющее правового смысла и значения. 

    Согласно легистскому  подходу, под правом имеется в  виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола): право — приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти, и только это есть право. Здесь право сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам так называемого позитивного права (законам, указам, постановлениям, обычному праву, судебному прецеденту и т.д.), т.е. к закону (в собирательном смысле) — к тому, что официально наделено в данное время и в данном месте законной (властно-принудительной) силой. 

    Такое легистское отождествление права и закона (позитивного права) является принципом и смыслом так называемого «юридического позитивизма» (и неопозитивизма), который по существу является не юридическим, а именно легистским позитивизмом. Легистское (позитивистское) правопонимание присуще разного рода этатистским, авторитарным, деспотическим, диктаторским, тоталитарным подходам к праву. 

  1. Естественно-правовая концепция правопонимания;
 

    Правопонимание - представление о праве, попытка  ответить на вопрос, что есть право. 

    Попыток этих было предпринято великое множество - создавались всевозможные теории. Рассмотрим их. 

    1) Теория естественного  права (представители: Сократ, Монтескьё,  Дж. Локк, Вольтер и другие) - эти  уважаемые личности считали право  ничем иным, как духом справедливости - право, по мнению сторонников естественного права, даровано богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, личную свободу). Право - это духовное, идейное, нравственное начало. Право и закон могут не совпадать, однако государство должно возводить идеи естественного права в законах. Если закон несправедлив - то это и не право вовсе (неправовой закон).

    Лично я считаю эту теорию несостоятельной. О каких  правах от природы вообще идет речь? В природе, кажется, действует совершенно иное права - право сильного, естественный отбор, если хотите. Хищник кушает травоядное - и это естественный ход вещей. Вот, например, зашел человек в лес и столкнулся с медведем. У медведя одна мысля - дай ка откушаю человечинки! А мы ему - да ты что, Миша, у меня же естественное право на жизнь от природы! Медведь внял этим словам и удалился в чащу искать корешки да травы. Нелепо? Еще как! :)

    Гораздо более  правдоподобной выглядит следующая  теория. 
     

ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА — философско-мировоззренческое  объяснение природы права, в основу которого положена идея естественных прав человека. Истоки этой теории восходят к античной эпохе. В работах философов, юристов того времени проводилась мысль о том, что наряду с правом положительным (позитивным), воплощенным в законодательстве, существует право естественное, fus naturale, общее всем народам. Основой естественного права признавалась справедливость (aegllitas), с позиции которой надлежало оценивать действующее право. Согласно Цицерону, смысл справедливости «состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцировано это несправедливостью…». Справедливость воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними». С позиции справедливости следовало оценивать действующее право. Право не совпадает со справедливостью, но оно должно быть отражением справедливости. Где нет справедливости, там нет права, говорили римские юристы. 

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"