Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:15, шпаргалка
1. Предмет теории государства и права.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
3. Функции теории государства и права.
4. Методология теории государства и права.
7. Происхождение права.
Иногда в зависимости от уровня нормативной обобщенности выделяют абстрактный (норма моделирует те или иные действия в идее абстрактного понятия) и казуистический ( моделируемые действия излагаются путем перечисления или указания на их индивидуальные признаки)способы изложения норм права.
Большинство ученых отождествляют понятия источника права и его формы. Но в последнее время все большее признание получает позиция, согласно которой эти понятия хотя и тесно связаны, но не совпадают. Форма права показывает, как организовано право, как выражено вовне его содержание. Это официальное закрепление содержания норм права в целях придания им общеобязательности. Термин «источник права» имеет несколько смысловых значений – основание права; его исходное начало, письменный документ, причина, факторы; сила права. Источник права указывает на истоки его формирования, те факторы, которые предопределяют содержание права и форму его выражения. В настоящее время термин «источник права» чаще всего обозначает юридические источники. Выделяют несколько источников права: правовой обычай; нормативно-правовой акт государственного органа; судебный прецедент; договор нормативного содержания; общие принципы права; идеи и доктрины; религиозные тексты.
Систему права принято определять как исторически сложившуюся, объективно существующую внутреннюю структуру права, определяемую характером регулируемых общественных отношений. Система права включает в себя следующие элементы: нормы права, отрасли и подотрасли права, институты права, субинституты права.
Предмет показывает, какие общественные отношения регулирует данная отрасль права, а метод – какими способами, средствами, приемами регламентируются данные общественные отношения.
Предмет правового регулирования составляют однородные общественные отношения. Каждая отрасль имеет свой собственный предмет регулирования. Общественные отношения становятся предметом, если они 1) отличаются устойчивостью, повторяемостью; 2) государство и общество заинтересованы в придании этим общественным отношениям правовой формы, в охране и защиты их; 3) отличаются способностью к внешнему контролю – судебному, административному, со стороны государства.
Метод позволяет определить:
правовое положение субъектов;
порядок возникновения
В качестве дополнительных методов:
1) поощрительный (трудовое право) - определенные меры поощрения за полезный вариант действий субъектов;
2) рекомендательный - устанавливают
варианты желательного
3) метод автономия и равенства сторон (процессуальное право)
4) метод принуждения
5) метод убеждения
Общая характеристика отраслей права.
Профилирующие отрасли – гражданское (процессуальное), административное (процессуальное), уголовное (процессуальное). Специальные отрасли – трудовое, земельное, финансовое, семейное. Комплексные – экологическое, информационное. В числе норм выделяют первичные (государственное, уголовное, гражданское право) и вторичные (из гражданского – семейное, трудовое).
1) Материальное право (гражданское, уголовное, трудовое право)– непосредственно регулирует предметные, материальные отношения, а процессуальное право (уголовно-процессуальное) – порядок реализации норм материального права, прав и обязанностей субъектов правовых отношений.
В числе норм материального права выделяют первичные (государственное, уголовное, гражданское право) и вторичные (из гражданского – семейное, трудовое).
Процессуальное право представляет собой обслуживающую отрасль, поскольку регламентирует юридические процедуры, призванные обеспечить деятельность государственных и иных органов и должностных лиц, адекватное применение норм материального права. Придает определенным видам деятельности юридическую значимость, поскольку обеспечивает государственным принуждением и в случаях несоблюдения установленной процедуры может повлечь признание юридического акта недействительным.
Система прав и система законодательства (внешняя форма выражения права) тесно связаны. Определяются социальными факторами – экономическими, политическими, духовно-культурными. Имеют ряд различий: 1) система права складывается объективно, в соответствии со сложившимися в каждой стране общественными отношениями, в то время как система законодательства носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя. 2) система права, представляя собой внутреннюю его структуру, является структурой содержания права, в то время как система законодательства выражает структуру формы права, являясь внешней формой. 3) исходным элементом система права служит норма права, а первичным элементом системы законодательства- нормативный правовой акт. 4) система права является определяющим фактором в построении системы законодательства. Опираясь на объективно существующие закономерности общественного развития, система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства. 5) система законодательства по объему шире, чем система права. 6) в отличии от системы права, построенной главным образом на горизонтальных связях между входящими в нее элементами (отраслевые различия), система законодательства имеет еще и иерархические различия (по юридической силе).
В различных странах существуют
различные национальные правовые системы,
особенности которых
Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, построенная на основе 3-х главных критериев: особенности исторического развития правовых систем, источники права, структура права. Соответственно выделяют: романо-германскую (континентальную), англо-саксонскую (семья общего права), славянская, латиноамериканская, скандинавская, мусульманская, индусское право, семья обычного (традиционного) права, дальневосточная, социалистическая. Внутри правовых семей иногда выделяют группы родственных правовых систем: в семье романо-германского права различают группу романского права (Франция, Испания) и группу германского права (Германия, Австрия).
Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции римского права и получила распространение в континентальной Европе. Особенности: 1) основным источником права служит нормативный правовой акт (закон). 2) система признает деление на публичное и частное право, а так же на отрасли права. 3) законодательство носит кодифицированный характер. 4) в законодательстве ведущая роль принадлежит конституции. 5) правовой обычай и юридический прецедент являются дополнительным и вспомогательным источником.
Семья общего права – главный источник права – судебный прецедент (норма, сформулированная судьями в процессе рассмотрения дела). Особенности: 1) нормы права носят казуистический характер. 2) нет деления на частное и публичное право, а отрасли права не выражены четко. Выделяют: прецедентное право, право справедливости; статутное право. 3) большая автономия судебной власти. 4) некодифицированный характер.
Семья обычного (традиционного) права – охватывает страны Центральной и Южной Африки, Мадагаскар, Сенегал. Особенности: 1) регулирование жизни обычаями. 2) это право групп, сообществ, а не индивидов (брачный договор – соглашение двух семей, а не союз двух людей). 3) вместе с общим правом действует судебный прецедент и континентальная система.
Мусульманское право относится к религиозным правовым системам. Особенности: 1) норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом. В силу божественного происхождения этого правила оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. 2) выделяют 4 главных источника мусульманского права: Коран – священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда. Сунна – сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий. Иджма – согласие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина. Кияс – суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной, Иджмой. 3) отсутствует разделение на публичное и частное право .
Индусская правовая семья – основана на индуизме и составляет одну из религиозно-традиционных семей (Сингапур, Малайзия). Особенности: 1) связь с кастовой системой; 2) источником права считаются веды – религиозные сборники. 3) нормативные установления и решения судебной практики не составляли источника индусского права.
Латиноамериканская правовая семья – характеризуется дуализмом, поскольку она восприняла, с одной стороны, Романо-германскую правовую модель, а с другой – правовую систему США.
Скандинавская правовая семья – несмотря на близость к континентальной Европе, она не восприняла в полной мере Романо-германскую модель. Судебная практика играет более существенную роль. Характерно развитие кодифицированного права, ему не присущ прецедент как источник права (Швеция, Норвегия, Финляндия).
Семья социалистического права ведет свое начало с Октябрьской революции 1917 г. в России и образования ряда социалистических государств в Восточной Европе, Азии. Особенности: основывается на идеологии марксизма-ленинизма; носит ярко выраженный классовый характер; объявляет основным источником нормативные правовые акты; отрицает судебный прецедент как источник права; отрицает деление право на частное и публичное.
Регулирование общественных отношений – главная функция права. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для того, чтобы установить, как, с помощью каких правовых средств достигаются цели упорядочивания общественных отношений. Сравнивая понятия «правовое воздействие» и «правовое регулирование» следует отметить, что первое понятие шире, так как под ним понимают результативное, нормативно-организованное влияние на общественные отношения как системы собственно правовых средств (норма права, правоотношений, актов реализации права), так и иных правовых явлений (правосознание, правовая культура). Правовое регулирование есть одна из форм воздействия права на общественные отношения, причем воздействия с помощью специфических правовых средств – норм права, правоотношения, актов реализации права. Таким образом, правовое регулирование является частью правого воздействия, при этом частью специально-юридической. Особенности:
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"