Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:15, шпаргалка

Описание

1. Предмет теории государства и права.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
3. Функции теории государства и права.
4. Методология теории государства и права.
7. Происхождение права.

Работа состоит из  1 файл

TGP.doc

— 372.00 Кб (Скачать документ)

 

12. Социальное  назначение государства. 

Главное предназначение государства  – служить обществу: 1) устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения; 2) обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе; 3) обеспечить безопасность общества от преступных посягательств и внешних врагов; 4) защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни; 5) выступать интегрирующей общество силой. В идеале назначение государства – служить человеку, создавать необходимые условия для максимального развития и проявления способностей, т.к. человек – высшая ценность в мире. В современном обществе государство должно осуществлять общесоциальные функции, т.к. в обществе утвердились демократизм, равенство и справедливость, свобода личности. Государство превращается в орган преодоления социальных противоречий; ориентация на общедемократические институты и принципы (разделекние властей, верховенство закона, гласность); взаимные уступки, компромиссы во внешней политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Понятие  и классификация функций государства.

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие его сущность и социальное назначение, цели и задачи по управлению обществом в присущих ему формах и присущими методами. Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом. Классификация функций. По принципу разделения властей на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные). Отражает механизм реализации государственной власти. По продолжительности действия подразделяются на постоянные (выполняются в течение длительного времени) и временные (обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах). По значимости: на главные (приоритетные на том или ином этапе – экономическая, социальная) и производные (функции сопутствующего или обслуживающего характера – функция финансового контроля). По сферам деятельности: внутренние (цели и задачи государства внутри страны) и внешние ( специфика в межгосударственных отношениях).

 

25. Внешние  функции государства.

28.Глобальные  проблемы и функции современного  государства. 

Внешние функции обусловлены состоянием внутренних. 1) Оборона страны: поддержание достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Защита независимости и территориальной целостности государства; выполнение международных обязательств. Недопущение 3 мировой войны. Ограничение вооружения. Не созданы средства ядерного уничтожения; ограничение химического оружия. Формирование коллективной безопасности, совместной охраны границ. 2) Функция интеграции в мировую экономику:  основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка. 3) Глобальные функции:  а) предотвращение экологических проблем и их последствий; б) решение демографических сырьевых и энергетических проблем; в) защита прав и свобод человека, особенно право на благоприятную окружающую среду, возмещение ущерба здоровья и имущества; г) борьба с международной преступностью; д) Обеспечение мирового порядка; е) сотрудничество в области освоения космоса. Главные направления объединения усилий: 1) ограничение вредных воздействий на окружающую среду; 2) рациональное использование природных ресурсов. Такое сотрудничество позволяет: предупреждать промышленные аварии; обеспечивать готовность к ЧС: снижать серьезные последствия катастроф. Всеобщая охрана природных ресурсов и окружающей среды от токсичных выбросов промышленных предприятий, утечкой нефти из танкеров, угрозы парникового эффекта (изменение озонового слоя планеты). Проблемы с освоением космического пространства, удалением космического мусора от запуска космических объектов.   Исчезновение некоторых видов растений и животных. Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических ресурсов. 4) Обеспечение мира и поддержание правового порядка: деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия; регулирование межнациональных и межконфессиональных конфликтов. 5) Функции сотрудничества (сотрудничество государств  обусловлено взаимозависимостью стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении).

 

26. Внутренние  функции государства.

1) Экономическая функция: 1) выработка экономической политики; 2) управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность; 3) установление правовых основ рынка и ценовой политики. 2) Социальная функция: обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека; социальная защита инвалидов, пожилых, сирот. Обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, на здравоохранение, образование. 3) Экологическая функция: особенно важна в условиях ухудшения экологической обстановки; гарантия прав человека на благоприятную окружающую среду: меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, катастроф. 4) Функция налогообложения и финансовый контроль: налоги предназначены для а) покрытия расходов на содержание государственного аппарата; б) перераспределение доходов среди слоев населения; в) обеспечение обороноспособности страны; г) функционирование государства на мировой арене. Финансовый контроль – государственный контроль за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. 5) Функция развития культуры и образования; 6) Функция защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.

 

27. Формы  и методы осуществления функций государства.

Под формами осуществления функций  понимается: 1) деятельность основных звеньев  механизма государства, т.е. специфических  видов деятельности государственных  органов. а) законодательная деятельность (заключается в создании законов и законодательных актов); б) управленческая (исполнительная); в) судебная (правоохранительная) – охватывает функции государства путем отправления правосудия; г) контрольно-надзорная (прокуратура, уполномоченный по правам человека, счетная палата. 2) Классификация основных форм выполнения функций государства: а) правовые формы – однородные по своим внешним признакам, т.е. характеризуют деятельность государственных органов, связанных изданием юридических актов. Выделяют: правотворческая деятельность и правоприменительная (оперативно-исполнительная и правоохранительная). Правотворческая форма осуществления функций государства путем создания и санкционирования или отмены и изменения норм права. Правоприменительная  - оперативная деятельность – это повседневная деятельность: разрешения вопросов связано с обществом. Предлагается издание актов применения права. Они служат основой изменения правовых отношений. Правоохранительная деятельность - посредством властной оперативной работой по охране норм права от нарушения, защите предоставления граждан субъективных прав и выполнения их обязанностей. Профилактика правопорядка, восстановление нарушенных прав. б) организационные формы: 1) организационно-регламентирующие (оперативно-технические по решению задач - планирование); 2) организационно-хозяйственные (оперативно-техническая хозяйственная работа – организации снабжения, сбыта, бухучета); 3) организационно-идеологическая (работа, связанная с разъяснением законов, СМИ). Методы: убеждения, принуждения, стимулирование.

 

29. Понятие  и значение механизма государства.

Механизм государства можно  рассматривать как структурная совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть и обеспечивающих реализацию функций государства. Включают органы государства, государственные учреждения и государственные предприятия. Между ними принципиальная разница. Государственный орган – относительно самостоятельная часть государства, созданная для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенция). Государственные учреждения – властными полномочиями не наделены. Государственные предприятия – в сфере хозяйственной деятельности. Государственный аппарат (государственный механизм  в узком смысле) – система взаимосвязанных органов, наделенных властными полномочиями и занятых в них государственных служащих, которые практически осуществляют государственную власть. Механизм государства – целостная иерархическая система государственных органов и организаций. Целостность обеспечивается едиными принципами организации, задачами и целями.

30. Понятие  и признаки государственного  органа. Классификация государственных  органов.

Государственный орган – относительно самостоятельная часть государства, созданная для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенция). Характеристика: 1) неотъемлемая часть государственного механизма; 2) взаимодействие с другими органами; 3) предполагает установленную законом структуру; 4) выполняет конкретные функции. Признаки: 1) Властные полномочия (способность осуществлять государственную власть и принимать значимые для общества решения, обеспечивающие реализацию этих решений). Они выражаются в его компетенции, т.е. закреплением за органом государства определенного закона, круга законов, основные направления его деятельности, а так же его полномочий, т.е. прав и обязанностей их осуществления. Проявляются в том, что органы государства наделены правом издавать правовые акты, обязательные для исполнения. Нужно обеспечить выполнение этих актов путем стимулирования, принуждения, убеждения. 2) Представляет собой относительно самостоятельную, структурно-обособленную и юридически оформленную часть механизма государства, которая определяется структурой и состоит из государственных служащих. 3) Орган государства образуется от имени государства и действует по его поручению. 4) Действует в порядке, установленном законом. 5) Для осуществления своих функций государственный орган наделяется и обладает необходимыми материальными и организационными средствами, а в случае необходимости обладают государственными учреждениями и предприятиями. 6 ) Государственный орган является юридическим лицом. Классификация: по порядку создания – выборные и назначаемые + престолонаследие; первичные (создаются по установленной процедуре и получают полномочия от избирателей) и производные (образуются первичными органами). По характеру компетенции: общей компетенции (Правительство) и специальной компетенции (министерство финансов). По положению в иерархической пирамиде: высшие (на всей территории государства) и местные (территория региона). По способу принятия государственных решений: коллегиальные (большинство голосов) и единоначальные (Президент, министр). По длительности деятельности: постоянные и временные. По характеру выполнения задач: законодательные (парламент), исполнительные (правительство), суд, контролирующие органы (прокуртура).

 

 

34. Органы  законодательной власти: порядок  образования, структура, компетенция.

Представительным и законодательным  органом РФ является Федеральное  собрание (парламент) – Совет Федерации  и Государственная Дума. В Совет  Федерации входят по два представителя  от каждого субъекта Федерации. Государственная  Дума состоит  из 450 депутатов. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. То же в Государственной Думе. К ведению Совета Федерации относится: утверждение границ между субъектами РФ, утверждение указа Президента РФ о введении военного положения, чрезвычайного положения, о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ, назначении выборов Президента РФ и отрешении его от должности, назначение на должность судей Конституционного Суда, Высшего Арбитражного, Верховного Суда, назначение и освобождение от должности Генерального прокурора,  заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. К ведению Государственной Думы относятся: решение вопроса о доверии Правительству, назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

 

35. Органы  исполнительной власти: порядок  образования, структура, компетенция.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ: Председатель Правительства (назначается Президентом с согласия Государственной Думы и предлагает Президенту кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров), заместители Председателя Правительства, федеральные министры.Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет об исполнении государственного бюджета. Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Осуществляет управление федеральной собственностью. Правительство издает постановления и распоряжения. Проводит меры по обороне страны, по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности, организует борьбу с преступностью. Федеральные министерства (выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, координирование деятельности федеральных служб и агентств). Федеральная служба (контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, борьба с преступностью, обеспечение общественной безопасности). Федеральные агентства (оказание услуг другим государственным органам, гражданам, управление государственным имуществом, осуществление противоприменительной функции, ведение соответствующих растров, регистров и кадастров) .

 

36. Органы  судебной власти: порядок образования,  структура, компетенция.

Судебная власть самостоятельна и  независима от законодательной и исполнительной власти. По закону от 1996 г. «О судебной системе РФ» правосудие в РФ осуществляется только судом, по средствам различных судов. Три разновидности органов судебной власти: Конституционный суд, Верховный суд (суды общей юрисдикции), Высший арбитражный суд. Конституционный суд является судебным органом конституционного надзора (контроля), рассматривает дела, связанные с конституцией. О соответствии Конституции федеральных законов, конституций республик, договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти РФ, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ. Дает толкование Конституции. Верховный суд – высший судебный орган по гражданским, уголовным, ряду административных дел. Дает общеобязательные разъяснения для нижестоящих судов и осуществляет судебный надзор за их деятельностью. Высший арбитражный суд – высший судебный орган по экономическим, административным и иным делам. Дает разъяснения по арбитражной судебной практике. Органы контроля власти: органы надзора за конституцией, за законностью, за исполнительной властью, за соблюдением прав человека, за счетной палатой.

 

37. Понятие  и структура политической системы  общества.

Общество – продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни. Сущность заключается в многообразии связей и отношений между людьми, объединениями. Это сложная саморазвивающаяся система, направленная на удовлетворения разных потребностей. Выделяют экономическую, социальную, политическую, правовую, идеологическую сферы жизнедеятельности общества. Политическая система общества – по поводу политической власти. Компоненты: 1) субъекты политической системы (государство, политические партии, движения, организации); 2) политические отношения между социальными группами, классами по поводу политической власти); 3) политические нормы и традиции; 4) политическое сознание и политическая культура общества; 5) политическая деятельность (поведение в сфере политики). Классификация политических систем: а) зависит от политического режима (демократические и антидемократические); б) по типам государства (рабовладельческое, феодальное, социалистическое буржуазное); 3) по географическому положению (восточное, среднеазиатское); 4) по национальным особенностям (арабское, германское). Характеристики компонентов политической системы: 1) институциональный аспект (совокупность определенных органов, партий). В литературе используется понятие «политическая организация общества». 2) Политико-социологический аспект (анализ политических отношений); 3) нормативно-регулятивный аспект (политико-правовые нормы, нормативное и правовое поведение, способы регуляции политических отношений, которые находят внешнее выражение в программах партии, уставах, политических процедурах); 4) Правовая культура – мера освоения использования политических ценностей; 5) Идеологическая сфера – уровень общественного сознания, который выражает и защищает интересы определенных социальных групп; 6) Политическая деятельность – разнообразные виды деятельности людей, направленные на обеспечение, функционирование, преобразование и защиту системы политической власти. Политическая пассивность – субъект не реализует своих собственных интересов, отстранен от политической действительности и находится под влиянием других социальных групп. Политическая активность – формирование и реализация способностей, исходя из объективных особенностей выражения и защиты социальных интересов. Варианты политической активности: понимание целей и задач той или иной личности, социальной группы; убежденность в правоте идей, целей, задач, в необходимости их отстаивания; самоотверженность в сфере политической деятельности (пофигисты, общественники, профессионалы).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"