Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:15, шпаргалка

Описание

1. Предмет теории государства и права.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
3. Функции теории государства и права.
4. Методология теории государства и права.
7. Происхождение права.

Работа состоит из  1 файл

TGP.doc

— 372.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Теории происхождения государства  (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская).

Теологическая теория (Фома Аквинский): («Тео» - Бог и «логос» - учение). Обусловлена религиозным сознанием, доминирующим в период Средневековья и ранее. Государство – результат проявления Божественной воли. Любая светская власть производна от церковной. Народ бесприкословно повинуется власти. Монарх – наместник Бога на Земле. (Ватикан). Патриархальная теория (Аристотель, Михайловский): Люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства. Позволяет установить в обществе порядок в результате подчинения «воле отцов». Недостаток теории: если государство – единая семья, почему люди воюют. Договорная теория (Гоббс, Локк, Руссо, Радищев): В результате общественного договора по правилам общественного проживания, чтобы выйти из «войны всех против всех», народ передал часть своих полномочий власти, которая обязалась заботиться и защищать своих граждан. В противном случае народ имеет право не восстание. Теория насилия (Дюринг, Каутский): возникновение государства в результате действия военно-политического фактора – завоевание слабых народов более сильными (Франкское государство). Марксистская теория (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов): государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Эти факторы вызвали разложение и исчезновение первобытнообщинного строя, и появления государства как организации экономически господствующего класса.

9. Власть и ее виды. Государственная  власть.

Власть присуща любой  организованной, более или менее  устойчивой общности людей, существовала на всех этапах развития общества. Власть существует и функционирует в рамках общественного отношения между властвующим субъектом и подвластным. Власть имеет различные виды: власть рода, племени, политическая, государственная, экономическая, общественных объединений, родительская, церковная.  С точки зрения социального уровня: власть в масштабе всего общества, внутри коллектива, в отношениях между индивидами. Политическая (государственная, партийная) и неполитическая власть. Демократическая и недемократическая. Традиционная (используются традиции данного общества), Легальная (опирающаяся на законы, нормы права, правила), Харизматическая (реализуется за счет особого положения руководителя), Теневая власть (неформальные группы), Легитимная (признанная населением страны). Государственная власть реализуется через государство и его органы (используется аппарат принуждения); публична (общественный характер, осуществляется профессиональным аппаратом); суверенна (верховенство и единство внутри страны и независимость вовне); универсальна (распространяется на всю территорию страны и все ее население; обладает монопольным правом  на издание законов. Государственная власть выражает интересы отдельных классов; налоги; территориальный принцип управления.

10. Понятие и признаки государства.

Государство – это  организация политической власти, необходимая  для выполнения сугубо классовых  задач и общественных дел, вытекающих из природы всякого общества, призванная выражать общесоциальные цели и интересы, функционирующая на развивающаяся на правовой основе, использующая в необходимом случае принудительную силу для обеспечения стабильности, осуществления государственной власти и укрепления правопорядка. Термин государство применяется для обозначения общества (в широком смысле). В узком смысле – аппарат управления; отождествляется с нацией, территорией (страной). Сущность государства: организация политической власти экономически господствующего класса. Государство – политическая власть, это разновидность социальной власти для упорядочивания жизни. Любые социальные власти присущи общественные черты: авторитет (определенная возможность  заставить повиноваться других людей, добиваться определенного поведения, основанного на убеждении и принуждении, отношения по поводу власти носят волевой характер. Признаки государства: 1) территориальность; 2) публичная власть; 3) налоги; 4) единственный официальный представитель всего общества; 5) суверенитет (внутренний и внешний, полный и ограниченный, добровольное и принудительное ограничение суверенитет); 6) связь государства с правом; 7) правотворческая функция; 8) атрибуты, символы – дополнительный признак.

 

11. Классовое и общесоциальное в  государстве.

Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Классовый подход: сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организационное насилие в отношении других классов общества. Государство – аппарат насилия, принуждения, подавления, сущность – диктатура экономически господствующего класса. Государство выполняет одновременно некоторые «общие дела» - оборона страны, поддержание общественного порядка, социальная поддержка малоимущих слоев. Характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств. Общесоциальная сущность – служить обществу. Сущность государства – способность объединить все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрение его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом. Ориентирует на демократические методы управления обществом. Подчеркивает ценность для общества государственной организации (до сих пор не придумано более совершенной организации). Оба подхода не исключают друг друга. Утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала классовости (стремление правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют) и приверженность общечеловеческим идеалам. У демократических государств доминируют общесоциальные черты. У антидемократических – их удельный вес не велик, зато имеет место выражение воли и интересов стоящих у власти. 

 

12. Социальное назначение государства. 

Главное предназначение государства – служить обществу: 1) устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения; 2) обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе; 3) обеспечить безопасность общества от преступных посягательств и внешних врагов; 4) защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни; 5) выступать интегрирующей общество силой. В идеале назначение государства – служить человеку, создавать необходимые условия для максимального развития и проявления способностей, т.к. человек – высшая ценность в мире. В современном обществе государство должно осуществлять общесоциальные функции, т.к. в обществе утвердились демократизм, равенство и справедливость, свобода личности. Государство превращается в орган преодоления социальных противоречий; ориентация на общедемократические институты и принципы (разделекние властей, верховенство закона, гласность); взаимные уступки, компромиссы во внешней политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Понятие и классификация функций  государства.

Функции государства  – это основные направления его  деятельности, выражающие его сущность и социальное назначение, цели и задачи по управлению обществом в присущих ему формах и присущими методами. Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом. Классификация функций. По принципу разделения властей на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные). Отражает механизм реализации государственной власти.  По продолжительности действия подразделяются на постоянные (выполняются в течение длительного времени) и временные (обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах). По значимости: на главные (приоритетные на том или ином этапе – экономическая, социальная) и производные (функции сопутствующего или обслуживающего характера – функция финансового контроля). По сферам деятельности: внутренние (цели и задачи государства внутри страны) и внешние ( специфика в межгосударственных отношениях).

 

25. Внешние функции государства.

28.Глобальные  проблемы и функции современного  государства. 

Внешние функции обусловлены  состоянием внутренних. 1) Оборона страны: поддержание достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Защита независимости и территориальной целостности государства; выполнение международных обязательств. Недопущение 3 мировой войны. Ограничение вооружения. Не созданы средства ядерного уничтожения; ограничение химического оружия. Формирование коллективной безопасности, совместной охраны границ. 2) Функция интеграции в мировую экономику:  основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка. 3) Глобальные функции:  а) предотвращение экологических проблем и их последствий; б) решение демографических сырьевых и энергетических проблем; в) защита прав и свобод человека, особенно право на благоприятную окружающую среду, возмещение ущерба здоровья и имущества; г) борьба с международной преступностью; д) Обеспечение мирового порядка; е) сотрудничество в области освоения космоса. Главные направления объединения усилий: 1) ограничение вредных воздействий на окружающую среду; 2) рациональное использование природных ресурсов. Такое сотрудничество позволяет: предупреждать промышленные аварии; обеспечивать готовность к ЧС: снижать серьезные последствия катастроф. Всеобщая охрана природных ресурсов и окружающей среды от токсичных выбросов промышленных предприятий, утечкой нефти из танкеров, угрозы парникового эффекта (изменение озонового слоя планеты). Проблемы с освоением космического пространства, удалением космического мусора от запуска космических объектов.   Исчезновение некоторых видов растений и животных. Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических ресурсов. 4) Обеспечение мира и поддержание правового порядка:  деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия; регулирование межнациональных и межконфессиональных конфликтов. 5) Функции сотрудничества (сотрудничество государств  обусловлено взаимозависимостью стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Внутренние функции государства.

1) Экономическая функция: 1) выработка экономической политики; 2) управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность; 3) установление правовых основ рынка и ценовой политики. 2) Социальная функция: обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека; социальная защита инвалидов, пожилых, сирот. Обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, на здравоохранение, образование. 3) Экологическая функция: особенно важна в условиях ухудшения экологической обстановки; гарантия прав человека на благоприятную окружающую среду: меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, катастроф. 4) Функция налогообложения и финансовый контроль: налоги предназначены для а) покрытия расходов на содержание государственного аппарата; б) перераспределение доходов среди слоев населения; в) обеспечение обороноспособности страны; г) функционирование государства на мировой арене. Финансовый контроль – государственный контроль за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. 5) Функция развития культуры и образования; 6) Функция защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.

 

27. Формы и методы осуществления  функций государства.

Под формами осуществления  функций понимается: 1) деятельность основных звеньев механизма государства, т.е. специфических видов деятельности государственных органов. а) законодательная деятельность (заключается в создании законов и законодательных актов); б) управленческая (исполнительная); в) судебная (правоохранительная) – охватывает функции государства путем отправления правосудия; г) контрольно-надзорная (прокуратура, уполномоченный по правам человека, счетная палата. 2) Классификация основных форм выполнения функций государства: а) правовые формы – однородные по своим внешним признакам, т.е. характеризуют деятельность государственных органов, связанных изданием юридических актов. Выделяют: правотворческая деятельность и правоприменительная (оперативно-исполнительная и правоохранительная). Правотворческая форма осуществления функций государства путем создания и санкционирования или отмены и изменения норм права. Правоприменительная  - оперативная деятельность – это повседневная деятельность: разрешения вопросов связано с обществом. Предлагается издание актов применения права. Они служат основой изменения правовых отношений. Правоохранительная деятельность -  посредством властной оперативной работой по охране норм права от нарушения, защите предоставления граждан субъективных прав и выполнения их обязанностей. Профилактика правопорядка, восстановление нарушенных прав. б) организационные формы: 1) организационно-регламентирующие (оперативно-технические по решению задач - планирование); 2) организационно-хозяйственные (оперативно-техническая хозяйственная работа – организации снабжения, сбыта, бухучета); 3) организационно-идеологическая (работа, связанная с разъяснением законов, СМИ). Методы: убеждения, принуждения, стимулирование.

 

29. Понятие и значение механизма государства.

Механизм государства  можно рассматривать как структурная  совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть и обеспечивающих реализацию функций  государства. Включают органы государства, государственные учреждения и государственные предприятия. Между ними принципиальная разница. Государственный орган – относительно самостоятельная часть государства, созданная для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенция). Государственные учреждения – властными полномочиями не наделены. Государственные предприятия – в сфере хозяйственной деятельности. Государственный аппарат (государственный механизм  в узком смысле) – система взаимосвязанных органов, наделенных властными полномочиями и занятых в них государственных служащих, которые практически осуществляют государственную власть. Механизм государства – целостная иерархическая система государственных органов и организаций. Целостность обеспечивается едиными принципами организации, задачами и целями.

30. Понятие и признаки государственного  органа. Классификация государственных  органов.

Государственный орган  – относительно самостоятельная  часть государства, созданная для  осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенция). Характеристика: 1) неотъемлемая часть государственного механизма; 2) взаимодействие с другими органами; 3) предполагает установленную законом структуру; 4) выполняет конкретные функции. Признаки: 1) Властные полномочия (способность осуществлять государственную власть и принимать значимые для общества решения, обеспечивающие реализацию этих решений). Они выражаются в его компетенции, т.е. закреплением за органом государства определенного закона, круга законов, основные направления его деятельности, а так же его полномочий, т.е. прав и обязанностей их осуществления. Проявляются в том, что органы государства наделены правом издавать правовые акты, обязательные для исполнения. Нужно обеспечить выполнение этих актов путем стимулирования, принуждения, убеждения. 2) Представляет собой относительно самостоятельную, структурно-обособленную и юридически оформленную часть механизма государства, которая определяется структурой и состоит из государственных служащих. 3) Орган государства образуется от имени государства и действует по его поручению. 4) Действует в порядке, установленном законом. 5) Для осуществления своих функций государственный орган наделяется и обладает необходимыми материальными и организационными средствами, а в случае необходимости обладают государственными учреждениями и предприятиями. 6 ) Государственный орган является юридическим лицом. Классификация: по порядку создания – выборные и назначаемые + престолонаследие; первичные (создаются по установленной процедуре и получают полномочия от избирателей) и производные (образуются первичными органами). По характеру компетенции: общей компетенции (Правительство) и специальной компетенции (министерство финансов). По положению в иерархической пирамиде: высшие (на всей территории государства) и местные (территория региона). По способу принятия государственных решений: коллегиальные (большинство голосов) и единоначальные (Президент, министр). По длительности деятельности: постоянные и временные. По характеру выполнения задач: законодательные (парламент), исполнительные (правительство), суд, контролирующие органы (прокуртура).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"