Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:15, шпаргалка

Описание

1. Предмет теории государства и права.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
3. Функции теории государства и права.
4. Методология теории государства и права.
7. Происхождение права.

Работа состоит из  1 файл

TGP.doc

— 372.00 Кб (Скачать документ)

1. Предмет  теории государства и права.

Теория  – это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемого предмета. Определить предмет теории государства и права – значит установить круг тех общественных явлений, институтов, учреждений, которые она изучает. Теория государства и права изучает такие явления, как государство и право. Но эти явления изучаются и другими общественными науками (философия, социология, политология). Следовательно, объект может общим для некоторых наук, а предмет не может. Предмет теории государства и права – общие закономерности возникновения, существования и развития  государственно-правовых явлений, а также связанные с ними и сопутствующие им явления. Государство и право – это относительно самостоятельные явления, но находящиеся в тесной взаимосвязи.

 

2. Место  теории государства и права  в системе общественных и юридических  наук.

ТГП – общественная наука. Теснее всего она связана с философией, политологией, социологией, т.к. все эти науки изучают государство и право, но под своим углом зрения. Т.о. ТГП не обладает монополией на рассмотрение государства и права, но делает особый акцент на изучение юридических начал в функционировании государства и права. ТГП – составная часть юридических наук, выступающая в качестве теоретической и методологической базы для отраслевых наук: историко-правовые науки; обще-теоретические отраслевые науки; специальные отраслевые науки (гражданское, уголовное право), юридические науки, связанные с отраслевыми, но имеющие свой собственный предмет изучения – прикладные (криминалистика,), технико-прикладные юридические науки, пользующиеся данными других наук (судебная медицина), международное право (публичное и частное). По отношению к другим юридическим наукам ТГП является обобщающей (обобщает выводы отраслевого значения, разрабатывает общие понятия и категории, которые используются отраслевыми науками), фундаментальной (раскрывает глубинные связи и отношения в государственно-правовой действительности и формулирует главные выводы), имеет методологическое значение (разрабатывает идеи, концепции), является исходной (от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом.

 

3. Функции  теории государства и права.

1) Теоретическая делится на : а) гносеологическая (изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой сфере, определяющих их сущности и содержания, а также тенденции развития) и б) прогностическая (на основе выявленных закономерностей в развитии государства и права выдвигаются прогнозы (гипотезы) их дальнейшего развития). 2) Методологическая (разработка способов, приемов, средств исследования государственно-правовых явления. 3) Идеологическая (вырабатывает и формулирует идеи по совершенствованию действующего законодательства, улучшению деятельности органов государства, укреплению правопорядка). 4) Воспитательная (обучающее значение для студентов; воспитание уважения к праву, закону; вооружает государственные органы, должностных лиц, СМИ правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни).5) Организационно-практическая  (официальное опубликование – вступление закона в силу). 6) Онтологическая (что такое государство, право, как они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба в будущем); 7) Эвристическая (открывает новые закономерности  в прогрессе государственно-правовых явлений).

 

4. Методология  теории государства и права. 

Метод – совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных знаний. Методология – совокупность методов, с помощью которых познается предмет ТГП. Методология – теория, обращенная к практике исследования. Методы: 1) общефилософские (всеобщие) – методы, служащие основанием, на которой развивается наука: а) Метафизика – исследует высшие, недоступные для органов чувств начала всего существующего в мире (рассматривает ТГП как явления не связанные друг с другом); б) Диалектика – наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления (государство и право рассматривается в развитии и во взаимосвязи): материализм – утверждается познаваемость мира, его закономерностей (государство и право – реально существующие явления, постоянно развиваются и изменяются, взаимосвязаны) и идеализм объективный (объясняет факт существования государства и права объективным разумом, типа божественной силы) и субъективный идеализм (существование государства и права связано с сознанием человека). 2) Общенаучные – методы, используемые во многих областях научного знания: а) Исторический (государственно-правовые явления должны рассматриваться не только в развитии, но и с учетом исторических особенностей); б) Логический – абстрактно-теоретический метод: анализ (процесс мысленного или фактического разложения целого на части - выделение в норме гипотезы, диспозиции и санкции); синтез (процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей – формулировка понятия из отдельных признаков); индукция (на основе частного знание получают знание общее – из форм правления отдельных государств формулируется общая модель республиканской или монархической модели); дедукция (на основе общего знания получают частное (на основе общих признаков демократического и недемократического режимов определяют политический режим отдельного государства); системный и комплексный (государство и право как сложные системные образования должны рассматриваться во взаимосвязи). в) Функциональный (выявляют в государственно-правовых явлениях их функции, социальное значение, методы и формы). 3) Частнонаучные - использование ТГП достижений технических, естественных, смежных общественных наук: а) Метод конкретно-социологический исследований (анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики – анализ документов, опросы, изучение материалов судебной и арбитражной практики); б) Метод моделирования (идеальное воспроизведение анализируемых явлений); в) Статистический метод (получение количественных показателей государственно-правовых явлений и процессов); г) Метод социально-правого эксперимента (способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения); д) Математический метод (оперирование с количественными характеристиками – криминалистика); е) Кибернетический метод  (используется для разработки автоматизированных систем получения, обработки, хранения и поиска правовой информации); ж) Синергетический метод (самоорганизация сложный систем); з) Сравнительно-правовой метод (сопоставление различных государственных и правовых систем, институтов); и) Формально-юридический метод (позволяет изучать внутреннее строение государства и права, их важнейшие свойства, классифицировать главные признаки).

 

5. Власть  и социальные нормы в первобытном  обществе.

6. Происхождение  государства.

7. Происхождение  права.

Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество. Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т.е. общность людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев. Особенность первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система половозрастного разделения. На первом этапе первобытного общества управления в общине строилось на началах естественного самоуправления. Власть носила общественный характер, т.к. исходила от общины. Община в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю полноту последней. Институты власти: а) лидер, б) совет старейшин, в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни. Выборность и сменяемость первых двух институтов. Власть основывалась на авторитете члена общины, называлась потестарной. Управлением делами общины занимался лидер, религиозные функции выполнял жрец, шаман. Власть: а) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, равные права голоса у мужчин и женщин; б) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе; в) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев; 4) род выступал органом защиты всех своих членов, кровная месть. В обществе присваивающей экономики действовали мононормы (нерасчлененность права и морали) – единые для всех правила поведения, имели чаще всего форму запретов (табу), имели место дозволения и позитивные обязывания. Тотемная форма нормативной системы – объявление какого-либо животного или растения священным. Совершенствование орудий труда, увеличение производительных сил, переход от присваивающей к производящей экономике. Постепенно уровень развития производственных сил привел к избытку (добавочный продукт). Возникла частная собственность. Пленные превращались в рабов, интерес к войнам, усиление власти военного вождя, крупное разделение труда (скотоводство и земледелие). Возможность обмена, торговля, класс купцов. Усиление ремесла, стимул возникновения городов. Социальные нормы: отпочковались религиозные нормы; среди обычаев выделялись те, которые выгодны властьдержащим. Становление правовых обычаев, закрепляются в письменном виде, зачатки законодательства, возникновение юридической профессии.  Признаки государства: а) деление по территориальному принципу; б) наличие публичной власти (профессиональная основа, вооруженные силы); в) появление налогов. Основные пути развития государства: а) Азиатский (типичный) – к крупным работам привлекалось население, а пользовался результатами класс управленцев. Рабство – придворный характер; б) Европейский – расслоение между свободными и рабами.

 

8. Теории  происхождения государства (теологическая,  патриархальная, договорная, насилия,  марксистская).

Теологическая теория (Фома Аквинский): («Тео» - Бог и «логос» - учение). Обусловлена религиозным сознанием, доминирующим в период Средневековья и ранее. Государство – результат проявления Божественной воли. Любая светская власть производна от церковной. Народ бесприкословно повинуется власти. Монарх – наместник Бога на Земле. (Ватикан). Патриархальная теория (Аристотель, Михайловский): Люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства. Позволяет установить в обществе порядок в результате подчинения «воле отцов». Недостаток теории: если государство – единая семья, почему люди воюют. Договорная теория (Гоббс, Локк, Руссо, Радищев): В результате общественного договора по правилам общественного проживания, чтобы выйти из «войны всех против всех», народ передал часть своих полномочий власти, которая обязалась заботиться и защищать своих граждан. В противном случае народ имеет право не восстание. Теория насилия (Дюринг, Каутский): возникновение государства в результате действия военно-политического фактора – завоевание слабых народов более сильными (Франкское государство). Марксистская теория (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов): государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Эти факторы вызвали разложение и исчезновение первобытнообщинного строя, и появления государства как организации экономически господствующего класса.

 

9. Власть  и ее виды. Государственная власть.

Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, существовала на всех этапах развития общества. Власть существует и функционирует в рамках общественного отношения между властвующим субъектом и подвластным. Власть имеет различные виды: власть рода, племени, политическая, государственная, экономическая, общественных объединений, родительская, церковная.  С точки зрения социального уровня: власть в масштабе всего общества, внутри коллектива, в отношениях между индивидами. Политическая (государственная, партийная) и неполитическая власть. Демократическая и недемократическая. Традиционная (используются традиции данного общества), Легальная (опирающаяся на законы, нормы права, правила), Харизматическая (реализуется за счет особого положения руководителя), Теневая власть (неформальные группы), Легитимная (признанная населением страны). Государственная власть реализуется через государство и его органы (используется аппарат принуждения); публична (общественный характер, осуществляется профессиональным аппаратом); суверенна (верховенство и единство внутри страны и независимость вовне); универсальна (распространяется на всю территорию страны и все ее население; обладает монопольным правом  на издание законов. Государственная власть выражает интересы отдельных классов; налоги; территориальный принцип управления.

 

10. Понятие  и признаки государства.

Государство – это организация  политической власти, необходимая для  выполнения сугубо классовых задач  и общественных дел, вытекающих из природы  всякого общества, призванная выражать общесоциальные цели и интересы, функционирующая на развивающаяся на правовой основе, использующая в необходимом случае принудительную силу для обеспечения стабильности, осуществления государственной власти и укрепления правопорядка. Термин государство применяется для обозначения общества (в широком смысле). В узком смысле – аппарат управления; отождествляется с нацией, территорией (страной). Сущность государства: организация политической власти экономически господствующего класса. Государство – политическая власть, это разновидность социальной власти для упорядочивания жизни. Любые социальные власти присущи общественные черты: авторитет (определенная возможность заставить повиноваться других людей, добиваться определенного поведения, основанного на убеждении и принуждении, отношения по поводу власти носят волевой характер. Признаки государства: 1) территориальность; 2) публичная власть; 3) налоги; 4) единственный официальный представитель всего общества; 5) суверенитет (внутренний и внешний, полный и ограниченный, добровольное и принудительное ограничение суверенитет); 6) связь государства с правом; 7) правотворческая функция; 8) атрибуты, символы – дополнительный признак.

 

11. Классовое  и общесоциальное в государстве.

Под сущностью любого явления в  философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Классовый подход: сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организационное насилие в отношении других классов общества. Государство – аппарат насилия, принуждения, подавления, сущность – диктатура экономически господствующего класса. Государство выполняет одновременно некоторые «общие дела» - оборона страны, поддержание общественного порядка, социальная поддержка малоимущих слоев. Характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств. Общесоциальная сущность – служить обществу. Сущность государства – способность объединить все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрение его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом. Ориентирует на демократические методы управления обществом. Подчеркивает ценность для общества государственной организации (до сих пор не придумано более совершенной организации). Оба подхода не исключают друг друга. Утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала классовости (стремление правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют) и приверженность общечеловеческим идеалам. У демократических государств доминируют общесоциальные черты. У антидемократических – их удельный вес не велик, зато имеет место выражение воли и интересов стоящих у власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"