Стадии: 1) формирование нормативной основы
включает процесс создания и общее действие
юридических норм. 2) правоотношения, возникающие на основе
юридических фактов и в рамках которых
стороны приобретают конкретные права
и обязанности как меру индивидуального
поведения субъектов. Этой стадии нередко
предшествует факультативная стадия –
применение права. 3) реализация субъективных прав и юридических
обязанностей. Реализация осуществляется
в формах: соблюдения (запретов), исполнение
(обязанностей), использование (прав) и
применение права. 4) наступление юридических последствий
при невыполнении субъектом возложенных
на него обязанностей или при совершении
правонарушений.
Перечисленным стадиям соответствуют
элементы механизма правового регулирования:
1) нормы права от вида нормы права
– запрещающая, обязывающая, уполномочивающая,
рекомендательная, поощрительная – зависит
характер поведения субъектов. 2) правоотношение,
в котором фиксируются субъективные права
и обязанности сторон. 3) акты реализации
прав и обязанностей.
Принципы правового регулирования:
1) общедозволительный – разрешение
незапрещенного; 2) разрешительный – запрещено
то, что прямо не разрешено.
Под эффективностью правового регулирования
понимается соотношение между результатом
правового регулирования и стоящей
перед ним задачей. Недостаточная
эффективность механизма правового
регулирования объясняется: а) неправильным
определением целей правового регулирования;
б) выбором неадекватных средств правового
регулирования; в) недостаточно квалифицированным
использованием этих средств, т.е. неэффективной
реализацией права. Так же механизм правового
регулирования зависит от уровня развития
экономики, социальных факторов, условий
духовно-культурной сферы, информационных
технологий, менталитета общества.
- Правотворчество: понятие, принципы, стадии.
Правотворчество – форма государственной
деятельности, направленная на создание
правовых норм, а так же их дальнейшее
изменение, совершенствование или отмену.
На ряду с правотворчеством используют
понятие «правообразование», которое
является более широким понятием, так
как включает в себя формирование права
в целом, т.е. этот процесс не ограничен
деятельностью государственных органов.
Правотворческая деятельность основана
на определенных принципах, руководящих
началах:
- Законность – принятие нормативных правовых актов только теми субъектами, которые наделены соответствующими
полномочиями; оформление определенной
процедурой; новый акт не должен противоречить
конституции, законам.
- Принцип демократизма – возможность принятия наиболее важных нормативных правовых актов в форме референдума; проекты актов обсуждаются в СМИ,
научной общественностью, в общественных
объединениях.
- Принцип научности – разработка научно обоснованной стратегии правотворчества в стране; планирование приоритетности принимаемых актов; прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм;
учет научных рекомендаций.
4) Принцип профессионализма –
участие в правотворчестве квалифицированных
специалистов; специальные знания,
умения, навыки; Использование юридической
техники.
5)Принцип гласности – обязательное
опубликование, т.е. доведение до сведения
населения.
6)Принцип системности – вновь
принимаемые акты должны «вписываться»
в существующую систему, не
противоречить действующим актам.
7)Принцип гуманизма – соблюдение
прав и свобод человека.
Стадии:
- законодательная инициатива. В государственную Думу поступает
официальный документ, содержащий проект
будущего нормативного правового акта.
Право внесения проекта закона принадлежит:
президенту РФ, Совету Федерации, членам
Совета Федерации и депутатам Государственной
Думы, Правительству РФ, органам власти
субъектов РФ, органам высшей судебной
власти в отношении законопроектов по
вопросам их ведения. При внесении
законопроекта, касающегося финансов
государства, дополнительно к ним должно
быть специальное заключение Правительства
РФ о наличии денежных средств на реализацию
данного законопроекта.
- Обсуждение законопроекта в Государственной Думе и Совете Федерации; как правило, в Государственной
Думе проводится в 3-х и более чтениях.
1-ое чтение: поступивший законопроект
обсуждается всеми депутатами в целом.
Вносятся предложения по изменению общих
вопросов принимаемого законопроекта,
высказываются замечания, конкретные
предложения. После первого чтения законопроект
направляется в специальную рабочую группу
или комиссию Государственной Думы для
устранения общих замечаний. 2-е чтение:
законопроект обсуждается постатейно,
при этом вносятся предложения об изменении
отдельных статей, норм законопроекта.
После этого законопроект возвращается
на доработку в ту же группу или комиссию.
3-е чтение: законопроект обсуждается в
целом, с учетом внесенных предложений
по устроению отдельных недостатков.
При этом проект закона выносится на голосование
и в случае одобрения большинством депутатов,
а в отдельных случаях квалифицированным
большинством.
- Принятие закона; При принятии Государственной
Думой законопроект в течение 5 дней передается
в Совет Федерации, который может рассматривать
и ставить на голосование поступивший
законопроект, а может и не рассматривать,
ограничиться молчаливым согласием, за
исключением случаев, предусмотренных
в ст. 106 К РФ (о бюджете, налогах, войны
и мира). В случае, если в Совете федерации
в течение 14 дней не рассматривается законопроект,
то он считается одобренным. В случае рассмотрения
законопроекта в Совете Федерации, он
считается принятым при одобрении его
большинством членов Совета Федерации.
Если этого не достигается, законопроект
направляется на доработку в Государственную
Думу. При этом возможно создание специальной
согласительной комиссии Совета Федерации
и Государственной Думы. Государственная
Дума может не согласиться с решением
Совета Федерации, закон будет считаться
принятым, если за него проголосуют квалифицированное
большинство депутатов Государственной
Думы.
- Промульгация и вступление закона в юридическую силу. Заключительная стадия законотворческого
процесса, в ходе которого принятый законопроект
после Государственной Думы и Совета Федерации
в течение 5 дней направляется президенту,
который в течении 14 дней должен принять
решение об одобрении или отклонении законов.
В положительном случае глава государства
подписывает законопроект и обнародует
его в СМИ («Российская газета», «парламентская
газета», «Собрание Законодательства»,
научно-технический центр «Система»).
При этом закон вступает в действие с момента
опубликования, либо с момента специальной
даты, прямо прописанной в законе. В случае
отклонения законопроекта президентом
(наложения вето), законопроект с замечаниями
президента возвращается в Государственную
Думу на доработку. Вето президента без
изменений текста законопроекта можно
преодолеть в случае его поддержания квалифицированным
большинством депутатов Государственной
Думы и Совета Федерации. При иных обстоятельствах
Государственная Дума устраняет недостатки
по сделанным замечаниям и законопроект
в обычном порядке проходит законодательную
процедуру.
Закон – 7 дней на опубликование,
10 дней на вступление в силу. Указы правительства
публикуются в течение 10 дней и 7 дней на
вступлении в силу. (еженедельный бюллетень
федеральный орган исполнительной власти).
Если нормативные акты касаются прав и
свобод публикуются в министерстве юстиции.
Министерство юстиции в течение 15 дней
после получения необходимых документов,
максимальный срок – 30 дней.
- Субъекты и виды правотворчества.
- Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.
- Правоотношение: понятие, виды.
- Содержание правоотношения.
- Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав.
- Реализация права: понятие, формы.
- Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.
- Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения.
- Толкование права: понятие, способы, виды.
- Понятие и виды правомерного поведения.
- Правонарушение: понятие, виды, состав.
- Понятие и виды, основания юридической ответственности.
- Правосознание и правовая культура.
- Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления.
- Законность правопорядок.
- Государство и личность.
Человеческое сообщество – социум
– состоит из конкретных людей, находящихся
в системе многообразных связей.
Люди вступают в эти отношения
в процессе производства, распределения
благ, политической, культурной жизни.
Вне этих связей человек предстает
как индивид, отдельное существо, неотъемлемая
часть природы. Человек – это социальное
животное. Принципиально важно обращение
к индивиду как гражданину – лицу, имеющему
имеющих принадлежность к определенному
государств, попадает под действие его
законов. Государство ответственно перед
гражданами, обязуется защищать гражданина
на своей территории, так и на других.
Правовой статус личности в самом
общем виде может быть охарактеризован
как система прав и обязанностей,
законодательно закрепляемая государством
в конституциях и иных нормативно-юридических
актах. Права и обязанности — основной
исходный элемент права.
В правах и обязанностях не только
фиксируются образцы, стандарты поведения,
которые государство считает обязательными,
полезными, целесообразными для нормальной
жизнедеятельности социальной системы,
но и раскрываются основные принципы взаимоотношений
государства и личности.
Взаимосвязи государства и личности
требуют четкой урегулированности
и упорядоченности. Это обусловлено
особой важностью такого рода отношений
для поддержания существующего строя,
для его нормального функционирования.
Предпосылкой обладания правами и обязанностями
является гражданство как определенное
политико-правовое состояние человека.
Гражданство – это особый вид взаимоотношений
человека и государства, в которой проявляется
их устойчивая правовая связь, выражающийся
в совокупности взаимных прав и обязанностей,
основанное на признании и уважении основных
прав человека. Гражданин – это человек
,взятый в его соотношении с государством,
политической властью, законом, носитель
субъективных прав и юридических обязанностей.
Тенденции развития прав и свобод
человека – 3 поколения:
- Французская Декларация прав и свобод человека, Декларация Независимости США, Пакт о гражданских и политических правах – гражданские
и политические права (свобода личности).
- Социально-экономические права, призванные гарантировать не только свободу человека, но и относительно обеспеченную жизнь.
- Международные акты, права народов
- Государство и гражданское общество.
Понятие «общество» и «гражданское
общество» не тождественны. Человеческое
общество появилось давно, но оно
не всегда было гражданским. Современное
понимание гражданского общества сложилось
в период возникновения и развития
буржуазных общественных отношений.
Сам термин стал употребляться в 18 в., хотя
понимание гражданского общества, его
отделение от государства относят ко временам
Древней Греции (Аристотель). Обычно отмечают,
что гражданским является общество, способное
противостоять государству, контролировать
его и заставить служить обществу. Гражданское
общество – совокупность общественных
отношений, главным образом имущественных,
товарно-рыночных, семейных, нравственных
и иных, относительно независимых от государства.
Государство управляет обществом, служит
формой его организации. Государство не
вправе вмешиваться в эти отношения, поскольку
они составляют сферу частной жизни людей.
В идеале обязанности граждан перед государством
ограничиваются законопослушанием и уплатой
налогов. Сфера деятельности государства
– внутренняя и внешняя политика. Назначение
– служить обществу.
Критерии гражданского общества:
- Экономическая и социальная свобода членов общества.
- Признание и реальная обеспеченность естественных прав человека;
- Самоуправляемость, самоорганизованность.
- Открытость (свободный доступ людей ко всем источникам информации, гласность общественно-политических мероприятий, свобода слова, убеждений, суждений, критики);
- Режим законности, верховенство правового закона, незыблемость свободы личности;
- Равенство всех перед законом и судом.
Формирование гражданского общества
обычно связывают с созданием
правового государства. Однако гражданское
общество нельзя резко отделять от
государства т.к. государство 1) защищает
общество от преступных элементов и
от внешнего нападения; 2) охраняет
права и свободы членов общества; 3) реализует
социальные программы, направленные на
смягчение социальных противоречий; 4)
решает глобальные проблемы.
- Права человека.
Основы правового статуса человека
и гражданина в РФ базируются
на общепризнанных международных документах,
заложивших основы личностных политических
прав и свобод человека.
- Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
- Международный пакт о гражданских и политических правах , принятая Генеральной
Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)
На основе данных международных
документах в РФ в 1991 г. была принята
декларация прав и свобод человека
и гражданина, которая закрепляла
демократический правовой статус личности
человека в России.
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. юридически
закрепила основные конституционные
права человека, придала им статус
правовой защиты со стороны государства.
Конституционный правовой статус
личности представляет собой совокупность
основных прав и свобод человека и гражданина,
а так же его обязанности.
Выделяют 5 принципов института
прав человека: 1) всеобщности (общечеловеческая
значимость прав человека, они принадлежат
каждому человеку). 2) неотчуждаемости
(государство не может ограничить без
законных оснований права и свободы, и
человек не может от них отказаться). 3)
непосредственного действия (права человека
должны реализоваться независимо от конкретизации
их в законодательстве). 4) принцип равноправия
(равенство всех людей перед законом
и судом). 5) принцип государственной защиты
прав и свобод.
Классификация прав: 1) естественные, основополагающие,
неотъемлемые права человека - личные
права и свободы имущественного и неимущественного
характера (право на жизнь, на охрану
чести и достоинства, неприкосновенность
личности, ее жилища, частной жизни, свобода
совести, выбора местожительства и передвижения).
2) Политические права, которые
предназначены для непосредственного
участия граждан в управлении общества.
Принадлежат только гражданам конкретного
государства (свобода мысли, слова, информации,
право на объединение, право на проведение
публичных мероприятий, право на участие
в ведении государственных дел, равный
доступ граждан к государственной и муниципальной
службе, избирательные права).