Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:15, шпаргалка

Описание

1. Предмет теории государства и права.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
3. Функции теории государства и права.
4. Методология теории государства и права.
7. Происхождение права.

Работа состоит из  1 файл

TGP.doc

— 372.00 Кб (Скачать документ)

Стадии: 1) формирование нормативной основы включает процесс создания и общее действие юридических норм. 2) правоотношения, возникающие на основе юридических фактов и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия – применение права. 3) реализация субъективных прав и юридических обязанностей. Реализация осуществляется в формах: соблюдения (запретов), исполнение (обязанностей), использование (прав) и применение права. 4) наступление юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушений.

Перечисленным стадиям соответствуют  элементы механизма правового  регулирования: 1) нормы права от вида нормы права  – запрещающая, обязывающая, уполномочивающая, рекомендательная, поощрительная – зависит характер поведения субъектов. 2) правоотношение, в котором фиксируются субъективные права и обязанности сторон. 3) акты реализации прав и обязанностей.

Принципы правового регулирования: 1) общедозволительный – разрешение незапрещенного; 2) разрешительный – запрещено то, что прямо не разрешено.

Под эффективностью правового регулирования  понимается соотношение между результатом  правового регулирования и стоящей  перед ним задачей. Недостаточная  эффективность механизма правового регулирования объясняется: а) неправильным определением целей правового регулирования; б) выбором неадекватных средств правового регулирования; в) недостаточно квалифицированным использованием этих средств, т.е. неэффективной реализацией права. Так же механизм правового регулирования зависит от уровня развития экономики, социальных факторов, условий духовно-культурной сферы, информационных технологий, менталитета общества.

  1. Правотворчество: понятие, принципы, стадии.

Правотворчество – форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а так же их дальнейшее изменение, совершенствование или отмену. На ряду с правотворчеством используют понятие «правообразование», которое является более широким понятием, так как включает в себя формирование права в целом, т.е. этот процесс не ограничен деятельностью государственных органов.

Правотворческая деятельность основана на определенных принципах, руководящих  началах:

    1. Законность – принятие нормативных правовых актов только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями; оформление определенной процедурой; новый акт не должен противоречить конституции, законам.
    2. Принцип демократизма – возможность принятия наиболее важных нормативных правовых актов в форме референдума; проекты актов обсуждаются в СМИ, научной общественностью, в общественных объединениях.
    3. Принцип научности – разработка научно обоснованной стратегии правотворчества в стране; планирование приоритетности принимаемых актов; прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм; учет научных рекомендаций.

4) Принцип профессионализма –  участие в правотворчестве квалифицированных  специалистов; специальные знания, умения, навыки; Использование юридической  техники.

5)Принцип гласности – обязательное  опубликование, т.е. доведение до сведения населения.

6)Принцип системности – вновь  принимаемые акты должны «вписываться»  в существующую систему, не  противоречить действующим актам.

7)Принцип гуманизма – соблюдение  прав и свобод человека.

Стадии:

    1. законодательная инициатива. В государственную Думу поступает официальный документ, содержащий проект будущего нормативного правового акта. Право внесения проекта закона принадлежит: президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, органам власти субъектов РФ, органам высшей судебной власти в отношении законопроектов по вопросам  их ведения. При внесении законопроекта, касающегося финансов государства, дополнительно к ним должно быть специальное заключение Правительства РФ о наличии денежных средств на реализацию данного законопроекта.
    2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе и Совете Федерации; как правило, в Государственной Думе проводится в 3-х и более чтениях. 1-ое чтение: поступивший законопроект обсуждается всеми депутатами в целом. Вносятся предложения по изменению общих вопросов принимаемого законопроекта, высказываются замечания, конкретные предложения. После первого чтения законопроект направляется в специальную рабочую группу или комиссию Государственной Думы для устранения общих замечаний. 2-е чтение: законопроект обсуждается постатейно, при этом вносятся предложения об изменении отдельных статей, норм законопроекта. После этого законопроект возвращается на доработку в ту же группу или комиссию. 3-е чтение: законопроект обсуждается в целом, с учетом внесенных предложений по устроению  отдельных недостатков. При этом проект закона выносится на голосование и в случае одобрения большинством депутатов, а в отдельных случаях квалифицированным большинством.
    3. Принятие закона; При принятии Государственной Думой законопроект в течение 5 дней передается в Совет Федерации, который может рассматривать и ставить на голосование поступивший законопроект, а может и не рассматривать, ограничиться молчаливым согласием, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 106 К РФ (о бюджете, налогах, войны и мира). В случае, если в Совете федерации в течение 14 дней не рассматривается законопроект, то он считается одобренным. В случае рассмотрения законопроекта в Совете Федерации, он считается принятым при одобрении его большинством членов Совета Федерации. Если этого не достигается, законопроект направляется на доработку в Государственную Думу. При этом возможно создание специальной согласительной комиссии Совета Федерации и Государственной Думы.  Государственная Дума может не согласиться с решением Совета Федерации, закон будет считаться принятым, если за него проголосуют квалифицированное большинство депутатов Государственной Думы.
    4. Промульгация и вступление закона в юридическую силу. Заключительная стадия законотворческого процесса, в ходе которого принятый законопроект после Государственной Думы и Совета Федерации в течение 5 дней направляется президенту, который в течении 14 дней должен принять решение об одобрении или отклонении законов. В положительном случае глава государства подписывает законопроект и обнародует его в СМИ («Российская газета», «парламентская газета», «Собрание Законодательства», научно-технический центр «Система»). При этом закон вступает в действие с момента опубликования, либо с момента специальной даты, прямо прописанной в законе. В случае отклонения законопроекта президентом (наложения вето), законопроект с замечаниями   президента возвращается в Государственную Думу на доработку. Вето президента без изменений текста законопроекта можно преодолеть в случае его поддержания квалифицированным большинством депутатов Государственной Думы и Совета Федерации. При иных обстоятельствах Государственная Дума устраняет недостатки по сделанным замечаниям и законопроект в обычном порядке проходит законодательную процедуру.

Закон – 7 дней на опубликование, 10 дней на вступление в силу. Указы правительства публикуются в течение 10 дней и 7 дней на вступлении в силу. (еженедельный бюллетень федеральный орган исполнительной власти). Если нормативные акты касаются прав и свобод публикуются в министерстве юстиции. Министерство юстиции в течение 15 дней после получения необходимых документов, максимальный срок – 30 дней.

  1. Субъекты и виды правотворчества.
  2. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  3. Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.
  4. Правоотношение: понятие, виды.
  5. Содержание правоотношения.
  6. Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав.
  7. Реализация права: понятие, формы.
  8. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.
  9. Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения.
  10. Толкование права: понятие, способы, виды.
  11. Понятие и виды правомерного поведения.
  12. Правонарушение: понятие, виды, состав.
  13. Понятие и виды, основания юридической ответственности.
  14. Правосознание и правовая культура.
  15. Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления.
  16. Законность правопорядок. 
  17. Государство и личность.

Человеческое сообщество – социум – состоит из конкретных людей, находящихся  в системе многообразных связей. Люди вступают в эти отношения  в процессе  производства, распределения  благ, политической, культурной жизни. Вне этих связей человек предстает как индивид, отдельное существо, неотъемлемая часть природы. Человек – это социальное животное. Принципиально важно обращение к индивиду как гражданину – лицу, имеющему имеющих принадлежность к определенному государств, попадает под действие его законов. Государство ответственно перед гражданами, обязуется защищать гражданина на своей территории, так и на других.

Правовой статус личности в самом  общем виде может быть охарактеризован  как система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в конституциях и иных нормативно-юридических актах. Права и обязанности — основной исходный элемент права.

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности  и упорядоченности. Это обусловлено  особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. Предпосылкой обладания правами и обязанностями является гражданство как определенное политико-правовое состояние человека. Гражданство – это особый вид взаимоотношений человека и государства, в которой проявляется их устойчивая правовая связь, выражающийся в совокупности взаимных прав и обязанностей, основанное на признании и уважении основных прав человека. Гражданин – это человек ,взятый в его соотношении с государством, политической властью, законом, носитель субъективных прав и юридических обязанностей.

Тенденции развития прав и свобод человека – 3 поколения:

    1. Французская Декларация прав и свобод человека, Декларация Независимости США, Пакт о гражданских и политических правах – гражданские и политические права (свобода личности).
    2. Социально-экономические права, призванные гарантировать не только свободу человека, но и относительно обеспеченную жизнь.
    3. Международные акты, права народов

 

  1. Государство и  гражданское общество.

Понятие «общество»  и «гражданское общество» не тождественны. Человеческое общество появилось давно, но оно  не всегда было гражданским. Современное  понимание гражданского общества сложилось  в период возникновения и развития буржуазных общественных отношений. Сам термин стал употребляться в 18 в., хотя понимание гражданского общества, его отделение от государства относят ко временам Древней Греции (Аристотель). Обычно отмечают, что гражданским является общество, способное противостоять государству, контролировать его и заставить служить обществу. Гражданское общество – совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно независимых от государства. Государство управляет обществом, служит формой его организации. Государство не вправе вмешиваться в эти отношения, поскольку они составляют сферу частной жизни людей. В идеале обязанности граждан перед государством ограничиваются законопослушанием и уплатой налогов. Сфера деятельности государства – внутренняя и внешняя политика. Назначение – служить обществу.

Критерии гражданского общества:

    1. Экономическая и социальная свобода членов общества.
    2. Признание и реальная обеспеченность естественных прав человека;
    3. Самоуправляемость, самоорганизованность.
    4. Открытость (свободный доступ людей ко всем источникам информации, гласность общественно-политических мероприятий, свобода слова, убеждений, суждений, критики);
    5. Режим законности, верховенство правового закона, незыблемость свободы личности;
    6. Равенство всех перед законом и судом.

Формирование гражданского общества обычно связывают с созданием  правового государства. Однако гражданское  общество нельзя резко отделять от государства т.к. государство 1) защищает общество от преступных элементов и  от внешнего нападения; 2) охраняет права и свободы членов общества; 3) реализует социальные программы, направленные на смягчение социальных противоречий; 4) решает глобальные проблемы.

 

  1. Права человека.

Основы правового статуса человека и гражданина в РФ базируются на общепризнанных международных документах, заложивших основы личностных политических прав и свобод человека.

  1. Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах , принятая  Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г.
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)

На основе данных международных  документах в РФ в 1991 г. была принята  декларация прав и свобод человека и гражданина, которая закрепляла демократический правовой статус личности человека в России.

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. юридически закрепила основные конституционные  права человека, придала им статус правовой защиты со стороны государства. Конституционный правовой статус личности представляет собой совокупность основных прав и свобод человека и гражданина, а так же его обязанности.

Выделяют 5 принципов института  прав человека: 1) всеобщности (общечеловеческая значимость прав человека, они принадлежат  каждому человеку). 2) неотчуждаемости (государство не может ограничить без законных оснований права и свободы, и человек не может от них отказаться). 3) непосредственного действия (права человека должны реализоваться независимо от конкретизации их в законодательстве). 4) принцип равноправия (равенство всех людей  перед законом и судом). 5) принцип государственной защиты прав и свобод.

Классификация прав: 1) естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека  - личные права и свободы имущественного и неимущественного характера (право на жизнь, на охрану чести и достоинства, неприкосновенность личности, ее жилища, частной жизни, свобода совести, выбора местожительства и передвижения).

2) Политические права, которые  предназначены для непосредственного  участия граждан в управлении общества. Принадлежат только гражданам конкретного государства (свобода мысли, слова, информации, право на объединение, право на проведение публичных мероприятий, право на участие в ведении государственных дел, равный доступ граждан к государственной и муниципальной службе, избирательные права).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"