Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:34, шпаргалка
Работа содержит 69 вопросов с ответами по по "Теории государства и права"
Классифицировать
государства по типам общепринято с использованием
2-х подходов: формационного и цивилизационного.
Формационный подход (Маркс, Энгельс) определяется типом производственных отношений. Смена формаций означает смену производственных отношений в обществе. Предполагалось, что все государства в своем развитии должны пройти эти формации. В типологию включились следующие формации:
Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.
Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;
Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;
Социалистическое
государство — сущность этого государства
заключается в организации политической
власти трудящихся во главе с рабочим
классом. В таком государстве, рабочий
класс должен был построить важнейшую
организационную форму экономического
и социально-культурного руководства
обществом в условиях строительства социализма
и коммунизма.
Цивилизационный
подход (Тойнби) - предполагал разделение
государств не на экономические формации,
а на цивилизации. Цивилизация представляет
собой общность людей, которые проживают
на общей территории и обладают общими
духовными традициями и сходным образом
жизни. Все цивилизации, по мнению Тойнби,
проходят в своем развитии следующие стадии:
возникновение, рост, надлом, разложение,
гибель. Согласно первоначальной теории
цивилизаций выделялось около 100, затем
численность сократилась до 13. Среди цивилизаций,
в частности, выделялись: египетская, вавилонская,
шумерская, индийская, арабская, православная,
китайская и другие.
Форма государства
- совокупность признаков государства,
включающих в себя форму правления,
форму государственного устройства и
политического режима государства.
Форма правления
характеризует способ организации
высших органов государственной
власти, порядок их формирования, взаимодействия
между собой, а также с населением.
Все государства по форме правления подразделяются
на монархии (абсолютные и конституционные)
и республики (парламентские, президентские,
полупрезидентские).
Форма государственного устройства - способ организации государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме территориального устройства подразделяются на
Унитарное государство
— простое, единое государство, которое
характеризуется отсутствием у
административно-
Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.
Конфедерация
— временный союз государств, создаваемый
для достижения политических, экономических,
культурных и прочих целей. Не обладает
самостоятельным суверенитетом, отсутствует
единая система законодательства.
Политический
режим - характеризуется совокупностью
методов и приёмов
Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.
Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.
Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии[источник не указан 933 дня]. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях
Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.
Тоталитаризм (от латинского totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.
Анархию можно
определить как отсутствие политического
режима, безвластие. Такое состояние возможно,
как правило, в течение непродолжительного
периода времени, при упадке государства
и катастрофическом снижении роли государственной
власти или противостоянии политических
сил, претендующих на её осуществление,
такое состояние характерно для периода
больших потрясений (революций, гражданских
войн, оккупации). Также анархия представляется
как форма общественного устройства, но
не как некое промежуточное состояние
в момент перехода от одного политического
режима к иному.
Политический
режим - совокупность методов и приёмов
осуществления политической власти
в обществе. Характеризуется, прежде
всего, методами осуществления власти,
а также мерой участия граждан
в управлении государством.
Все правовые
режимы подразделяются на 2 большие
категории: демократические правовые
режимы и недемократические правовые
режимы.
Демократический
правовой режим - политический режим, при
котором единственным источником власти
признаётся народ, власть осуществляется
по воле и в интересах народа. Выделяют
отдельные подвиды демократических режимов:
либерально-демократический, режим представительной
демократии и прочее. На деле многие из
этих подвидов вообще ничем особо не различаются.
Недемократические
режимы имеют гораздо более широкую
классификацию. Рассмотрим виды недемократических
режимов:
1) Авторитаризм
- вид недемократических режимов,
Авторитарные
режимы можно подразделить на военно-бюрократические
режимы (пример - А.Пиночет в Чили),
этнический авторитаризм (апартеид в ЮАР),
султанистский режим (в некоторых мусульманских
странах ).
2) Деспотизм
- характеризуется полным
3) Тоталитаризм
- политический режим, при
4) Анархия
- это вообще отсутствие
5) Диктатура
- политический режим, при
В качестве примера,
пожалуй, уместно будет привести
Ирак с С.Хусейном во главе.
Для осуществления
этих функций созданы специальные
государственные органы, в совокупности
образующие структуру государства.
Итак, в структуру государства
входят:
1. Органы государственной
власти – законодательной и исполнительной.
Часто говорят о триаде властей: законодательной,
исполнительной и судебной. Однако в строгом,
формально-юридическом смысле судебная
власть (в лице министерства юстиции) входит
в структуру исполнительной власти. Выделение
судебной власти из структуры исполнительной
обусловлено тем значением, которое придается
в либерально-демократической традиции
судебной власти: она рассматривается
как один из важнейших механизмов обеспечения
контроля со стороны общества над государством.
2. Органы охраны
правопорядка и органы правосудия. Сюда
относятся милиция, внутренние войска,
суд, прокуратура.
3. Органы, обеспечивающие
внутреннюю безопасность
4. Органы, обеспечивающие
внешнюю безопасность страны (армия,
управление внешней разведки, таможенная
служба, федеральная пограничная служба).
Второй, третий
и четвертый элементы приведенной
структуры государства
Правовое государство
- государство, организация и деятельность
которого основаны на верховенстве закона,
когда созданы условия для
наиболее полного соблюдения прав и
свобод человека, а между государством
и гражданами складываются отношения,
основанные на взаимном уважении.
Признаки правового государства:
1) Верховенство закона во сферах сферах жизни;
2) Равенство перед законом;
3) Реализация принципа разделения властей;
4) Справедливый и независимый суд;
5) Взаимная ответственность государства и граждан;
6) Развитое
гражданское общество.
Хотя в Конституции
России и написано, что Россия - это
правовое государство, до истинного
правового государства нам еще
как до Пекина...
Гражданское
общество - сфера самопроявления и
деятельности свободных граждан
общества и добровольно сформировавшихся
ассоциаций и организаций, независимая
от прямого вмешательства и
Признаки гражданского общества:
1) Развитое
общество частных
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"