Система государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выявить характер взаимодействия органов государственного и местного самоуправления.
Предмет исследования – государственное управление.
Объект исследования – органы государственного и местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
Теоретические основы взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления…………………………………..3
Полномочия государственных органов управления…………………...7
Полномочия местных органов управления………………………….14
Международная практика деятельности органов местного самоуправления (Великобритания)…………………………………..18
Современная ситуация в области взаимодействия органов государственного и местного самоуправления…………………….…..21
2.1 Взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления……………………………………………………………………….28
2.2 Проблемы взаимодействия органов государственных и муниципальных уровней ………………………………………………………39
3. Совершенствование системы взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления…………………………………………41
Выводы и предложения…………………………………………………..43
Список использованной литературы…………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Система государственного управления Word.docx

— 66.17 Кб (Скачать документ)

Муниципалитеты обязаны  представлять для утверждения соответствующим  министрам планы мероприятий  и подробную документацию, касающуюся муниципального строительства, капиталовложений, развития местных служб, планирования землепользования и т.п. Утверждению  центральных властей (посредством  издания министром соответствующего  приказа) подлежат также приобретение земельных участков, назначение некоторых  категорий муниципальных чиновников, получение займов, проекты местных нормативных актов и т.д.

Практикуется и непосредственное инспектирование деятельности местных  органов заинтересованными министерствами. В Великобритании инспектора осуществляют контроль над службами образования, полиции, противопожарной безопасности, социальной помощи детям и др. Их главной задачей является обеспечение  соответствия данных служб минимальным  стандартам, установленным центральными властями. Кроме того, в функции  инспекторов входит распространение  передового опыта в контролируемой ими сфере.

Основным источником доходов  местных органов являются налоги и различные сборы с населения. С 1993 года был введен местный налог (council tax), который уплачивается всеми  взрослыми жителями местного сообщества. Базой налогообложения является стоимость недвижимости, используемой в качестве жилья. При этом вся  недвижимость разделена на восемь категорий, в зависимости от которых и  определяется размер налога на конкретное жилое помещение. Определенную роль играет и число проживающих. Если в данном жилье проживает лишь один человек, ему предоставляется 25% снижение общей суммы .

Немалое значение для муниципальных  финансов могут иметь и компенсации  за услуги, оказываемые местными органами. К ним, в частности, относятся  платежи за канализацию, парковку, выдачу лицензий, паспортов и водительских документов, благоустройство улиц, пользование спортивными и оздоровительными сооружениями, учреждениями культуры, общественным транспортом, плата за нотариальные, ритуальные и иные услуги. Часть неналоговых поступлений  составляют также штрафы, налагаемые местными властями за нарушение правил торговли и уличного движения, загрязнение  окружающей среды и т.п.

Доходы муниципальных  органов обычно недостаточны для  покрытия их расходов. В настоящее  время местные власти Великобритании за счет местных налогов покрывают лишь 25% своих расходов. Часть местных расходов поэтому финансируется за счет субсидий со стороны вышестоящих властей. Обычно различают два вида субсидий: общего и специального назначения. Первый из них называется дотациями и предназначается преимущественно для покрытия дефицитов местных бюджетов и иных расходов общего характера, определяемых самими местными органами. Второй вид субсидий называется субвенциями и направляется на покрытие расходов, одобренных центральным правительством.

Постоянное государственное  субсидирование местных органов  имеет свои отрицательные черты, поскольку оно «снижает заинтересованность в полной мобилизации доходов  бюджета, ставит бюджет муниципалитета в зависимость от исполнения вышестоящего бюджета, своевременности и полноты перечисления средств».

2.Современная  ситуация в области взаимодействия  органов государственного и   местного самоуправления.

В настоящее время Россия находится в начале долгого и  сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой  Конституции в России созданы  реальные возможности для развития современной модели организации  местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической  ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого  изменения политической ситуации и  как следствие – отсутствием  «ощущения» стабильности непосредственного  участника формирования органов  местного самоуправления - населения.

Современная модель организации  местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной  власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Модель современной организации  местного самоуправления имеет следующие  организационные формы для ее осуществления:

1. Путем референдума, выборов  и др. форм прямого волеизъявления  граждан;

2. Через выборные и  др. органы местного самоуправления;

3. Через территориальное  общественное самоуправление;

4. Через созданные союзы  и ассоциации органов местного  самоуправления и органы территориального  общественного самоуправления.

Новая современная модель при всем многообразии территориальных  и организационных форм осуществления  местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Принципиальным отличием современной модели от советской  является ее одноуровневый характер: местное самоуправление не входит в  систему государственной власти, и муниципальные образования  не подчиняются друг другу. Этот принцип  предопределяет отношения между  муниципальными органами и органами государственной власти, и муниципальных  образований между собой. Органам  местного самоуправления предоставляется  экономическая и финансовая самостоятельность  в соответствии с предметом ведения  этих органов. Уставами муниципальных  образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.

Современная модель организации  местного самоуправления реализуется  посредством следующих функций:

- решением вопросов административно-территориального  деления;

- полномочий в области  экономики и финансов;

- решение вопросов социального  развития территории;

- развитие культуры и  искусства.

Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения  предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более  действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и  самодеятельности граждан.

Местное самоуправление проявляется  в активности населения, осознания  им ответственности за организацию  своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение  подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов  организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан.

Современная модель организации  местного самоуправления, в отличии  от централизованной системы управления способствует приближению власти к  народу, созданию гибкого механизма  с меньшей бюрократией. Она позволяет  демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.

В силу сложившегося в современной  России типа органов местного самоуправления, их деятельность тесно связана с  различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации  местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.

Становление местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который  требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного  сознания, темпов изменения менталитета  российских граждан. Этим объясняется  задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных  прав граждан.

Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как  формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с  другой – ее решения являются обязательными  для всех структур, расположенных  на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную  природу.

Требует совершенствования  система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения  пределов самостоятельности.

Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления необходимо строить  на принципах единства целей и  задач в обеспечении жизнедеятельности  населения муниципального образования, а не политической борьбы.

Серьезной проработки требует  вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных  образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать  в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения  к решению этих дел.

Реформирование требует  и структура управления городом. С появлением нового административно-территориального деления городов они должны стать  более четкими и эффективными, для оперативного решения местных  задач.

Так же требует реформирования и система взаимоотношений органов  государственной власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов  федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами.

Проведенный анализ становления  современной модели организации  местного самоуправления в России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так  как переход от разработки теории к практическому функционированию местного самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится  в начале пути становления местного самоуправления и, следовательно, исследования по данной теме необходимо продолжать.

2.1 Взаимодействие органов государственного и местного самоуправления.

На протяжении всей истории  государственности прослеживается тесная органическая взаимосвязь между  развитием государства и самоуправлением.         В различных типах государства, на разных этапах эволюции существовали различные модели местного самоуправления, которые, в конечном счете, всегда следуют за государственным развитием, подчиняясь предписаниям, которые устанавливает государство, будь то в форме правовых норм либо в форме директивных указаний, и тем самым практически всегда зависят от типа государства, его устройства, формы правления и политического режима.

Местное самоуправление является одной из форм народовластия, через  которую осуществляется выражение  власти народа. Конституция РФ в ст. 3 определяет основные каналы, через которые народ осуществляет свою власть. А именно: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

• Население осуществляет свое право на местное самоуправление как непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления.

  Таким образом, есть все основания говорить о самостоятельной разновидности власти народа, осуществляемой на местном уровне, т.е. о местной или муниципальной власти, которая, будучи публичной, не является государственной властью. Поэтому справедливо определить муниципальную и государственную власти как самостоятельные формы публичной власти, поскольку и та и другая есть выражение власти народа, каналы непосредственного осуществления которой совпадают и разнятся лишь пространственным территориальным уровнем их проявления. Государственная власть осуществляется на федеральном и региональном уровнях, муниципальная власть — в городских, сельских поселениях и на других территориях муниципальных образований.

  Самостоятельность муниципальной власти находит свое выражение в отделенности, обособленности местного самоуправления от государства и его структур, что прямо закреплено в ст. 12 Конституции РФ: "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Структура этих органов, в соответствии со ст. 131 Конституции РФ, определяется населением самостоятельно. Свое правовое закрепление структура местной власти получает в уставе муниципального образования.

Самостоятельность местной  власти проявляется также в обязанности  для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования  предприятиями, учреждениями и организациями  независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных  лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.

Самостоятельный характер местной  власти выражается в наличии собственных  предметов ведения местного самоуправления и полномочий, которыми обладают органы местной власти.

          Самостоятельность местной власти тесно связана с конституционно установленными гарантиями местного самоуправления. В их числе:

Информация о работе Система государственного управления