Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить характер взаимодействия органов государственного и местного самоуправления.
Предмет исследования – государственное управление.
Объект исследования – органы государственного и местного самоуправления.
Введение…………………………………………………………………..2
Теоретические основы взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления…………………………………..3
Полномочия государственных органов управления…………………...7
Полномочия местных органов управления………………………….14
Международная практика деятельности органов местного самоуправления (Великобритания)…………………………………..18
Современная ситуация в области взаимодействия органов государственного и местного самоуправления…………………….…..21
2.1 Взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления……………………………………………………………………….28
2.2 Проблемы взаимодействия органов государственных и муниципальных уровней ………………………………………………………39
3. Совершенствование системы взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления…………………………………………41
Выводы и предложения…………………………………………………..43
Список использованной литературы…………………………………..45
Муниципалитеты обязаны
представлять для утверждения
Практикуется и
Основным источником доходов местных органов являются налоги и различные сборы с населения. С 1993 года был введен местный налог (council tax), который уплачивается всеми взрослыми жителями местного сообщества. Базой налогообложения является стоимость недвижимости, используемой в качестве жилья. При этом вся недвижимость разделена на восемь категорий, в зависимости от которых и определяется размер налога на конкретное жилое помещение. Определенную роль играет и число проживающих. Если в данном жилье проживает лишь один человек, ему предоставляется 25% снижение общей суммы .
Немалое значение для муниципальных
финансов могут иметь и компенсации
за услуги, оказываемые местными органами.
К ним, в частности, относятся
платежи за канализацию, парковку, выдачу
лицензий, паспортов и водительских
документов, благоустройство улиц,
пользование спортивными и
Доходы муниципальных органов обычно недостаточны для покрытия их расходов. В настоящее время местные власти Великобритании за счет местных налогов покрывают лишь 25% своих расходов. Часть местных расходов поэтому финансируется за счет субсидий со стороны вышестоящих властей. Обычно различают два вида субсидий: общего и специального назначения. Первый из них называется дотациями и предназначается преимущественно для покрытия дефицитов местных бюджетов и иных расходов общего характера, определяемых самими местными органами. Второй вид субсидий называется субвенциями и направляется на покрытие расходов, одобренных центральным правительством.
Постоянное государственное субсидирование местных органов имеет свои отрицательные черты, поскольку оно «снижает заинтересованность в полной мобилизации доходов бюджета, ставит бюджет муниципалитета в зависимость от исполнения вышестоящего бюджета, своевременности и полноты перечисления средств».
2.Современная
ситуация в области
В настоящее время Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.
На современном этапе,
в условиях демократизации и реформирования
общественной жизни, действия новой
Конституции в России созданы
реальные возможности для развития
современной модели организации
местного самоуправления. Но их реализация
осложняется неблагоприятной
Современная модель организации
местного самоуправления, представляется
как система внешних
Модель современной
1. Путем референдума, выборов и др. форм прямого волеизъявления граждан;
2. Через выборные и
др. органы местного
3. Через территориальное общественное самоуправление;
4. Через созданные союзы
и ассоциации органов местного
самоуправления и органы
Новая современная модель при всем многообразии территориальных и организационных форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Принципиальным отличием
современной модели от советской
является ее одноуровневый характер:
местное самоуправление не входит в
систему государственной
Современная модель организации местного самоуправления реализуется посредством следующих функций:
- решением вопросов
- полномочий в области экономики и финансов;
- решение вопросов социального развития территории;
- развитие культуры и искусства.
Эффективность и целесообразность
местного самоуправления для населения
предполагает необходимость развития
муниципальной демократии, более
действенных условий для
Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан.
Современная модель организации
местного самоуправления, в отличии
от централизованной системы управления
способствует приближению власти к
народу, созданию гибкого механизма
с меньшей бюрократией. Она позволяет
демократизировать аппарат
В силу сложившегося в современной
России типа органов местного самоуправления,
их деятельность тесно связана с
различными формами прямого волеизъявления
граждан. Современная модель организации
местного самоуправления предполагает
оптимальное сочетание
Становление местного самоуправления
в современной России является длительным
и сложным процессом, который
требует учета многих социальных,
политических, экономических условий,
степени готовности общественного
сознания, темпов изменения менталитета
российских граждан. Этим объясняется
задержка с реализацией закрепленных
Конституцией принципов местного самоуправления
и соответствующих
Недостаточно разработанными
в концепции современной модели
организации местного самоуправления
в России является определение сущности
природы местного самоуправления, как
формы власти. С одной стороны,
это общественная форма власти, с
другой – ее решения являются обязательными
для всех структур, расположенных
на его территории. Современное самоуправление,
как специфическая форма
Требует совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности.
Взаимоотношения представительных
и исполнительных органов местного
самоуправления необходимо строить
на принципах единства целей и
задач в обеспечении
Серьезной проработки требует
вопрос о регламентации процедур,
связанных с использованием институтов
прямой демократии. В муниципальных
образованиях необходимо создание структур,
позволяющих населению
Реформирование требует
и структура управления городом.
С появлением нового административно-
Так же требует реформирования
и система взаимоотношений
Проведенный анализ становления
современной модели организации
местного самоуправления в России выявил
необходимость более
2.1 Взаимодействие органов государственного и местного самоуправления.
На протяжении всей истории
государственности
Местное самоуправление является одной из форм народовластия, через которую осуществляется выражение власти народа. Конституция РФ в ст. 3 определяет основные каналы, через которые народ осуществляет свою власть. А именно: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
• Население осуществляет
свое право на местное самоуправление
как непосредственно, т.е. путем референдума,
выборов, других форм прямого волеизъявления,
так и через своих
Таким образом, есть все основания говорить о самостоятельной разновидности власти народа, осуществляемой на местном уровне, т.е. о местной или муниципальной власти, которая, будучи публичной, не является государственной властью. Поэтому справедливо определить муниципальную и государственную власти как самостоятельные формы публичной власти, поскольку и та и другая есть выражение власти народа, каналы непосредственного осуществления которой совпадают и разнятся лишь пространственным территориальным уровнем их проявления. Государственная власть осуществляется на федеральном и региональном уровнях, муниципальная власть — в городских, сельских поселениях и на других территориях муниципальных образований.
Самостоятельность муниципальной власти находит свое выражение в отделенности, обособленности местного самоуправления от государства и его структур, что прямо закреплено в ст. 12 Конституции РФ: "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Структура этих органов, в соответствии со ст. 131 Конституции РФ, определяется населением самостоятельно. Свое правовое закрепление структура местной власти получает в уставе муниципального образования.
Самостоятельность местной
власти проявляется также в
Самостоятельный характер местной власти выражается в наличии собственных предметов ведения местного самоуправления и полномочий, которыми обладают органы местной власти.
Самостоятельность местной власти тесно связана с конституционно установленными гарантиями местного самоуправления. В их числе: