Система государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выявить характер взаимодействия органов государственного и местного самоуправления.
Предмет исследования – государственное управление.
Объект исследования – органы государственного и местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
Теоретические основы взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления…………………………………..3
Полномочия государственных органов управления…………………...7
Полномочия местных органов управления………………………….14
Международная практика деятельности органов местного самоуправления (Великобритания)…………………………………..18
Современная ситуация в области взаимодействия органов государственного и местного самоуправления…………………….…..21
2.1 Взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления……………………………………………………………………….28
2.2 Проблемы взаимодействия органов государственных и муниципальных уровней ………………………………………………………39
3. Совершенствование системы взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления…………………………………………41
Выводы и предложения…………………………………………………..43
Список использованной литературы…………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Система государственного управления Word.docx

— 66.17 Кб (Скачать документ)

• право на судебную защиту;

• право на компенсацию  дополнительных расходов, возникающих  в результате решений, принятых органами государственной власти;

• запрет на ограничение  прав местного самоуправления, установленных  Конституцией и федеральными законами.

Будучи самостоятельной, местная власть несет ответственность  за свою деятельность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

Исторический аспект исследования данного вопроса непосредственным образом связан с выявлением основных параметров соотношения государственных  и самоуправленческих структур, их взаимодействия в процессе становления  и развития государства, его выделения  из общества и функционирования как  относительно самостоятельного многопланового социального явления.

Касаясь истоков соотношения  названных структур, связанных с  проблемой происхождения государства, в научной литературе в последние  годы все активнее обсуждается теория происхождения государства не только как результат борьбы антагонистических  классов, но и в силу действия иных факторов, прежде всего задач управления. В этой связи, опираясь на данные истории, этнографии, археологии, которые, по мнению Ковешникова Е.М. , дают основание считать, что "происходило не некое поглощение государством институтов общинно-родового самоуправления, а поэтапное "огосударствление" институтов самоуправления в смысле их дальнейшего развития на собственной основе до размеров институтов государственного управления".

Таким образом, с возникновением государственно-организованного общества самоуправление утрачивает свою изначальную  самостоятельность и становится либо придатком государственной  структуры, продолжением государственной  власти на местном уровне, либо обособленным от государства институтом гражданского общества, оставаясь относительно самостоятельным  от государственных институтов, но в любом случае действующим в  рамках государственно-правовых предписаний.

Такая взаимосвязь государственных  и самоуправленческих начал обусловлена  более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка социальных групп — классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др. Мы только называем эти факторы, поскольку их анализ выходит за рамки избранной темы.

Сложная природа местного самоуправления является объективной  предпосылкой формирования противоречивых взглядов на природу этого института  и его сущность.

Современное местное самоуправление, будучи формой самоорганизации населения, имеет признаки как государства, так и общественных институтов. Местное  самоуправление в современных условиях имеет двойственную природу и  по своей сути является общественно-государственным  институтом.

        Российская и зарубежная практика развития местного самоуправления свидетельствует о тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимопроникновении государственных и самоуправленческих начал.                            Анализ соотношения государства и местного самоуправления позволяет выявить ряд их общих признаков, в том числе: оба являются институтом общественного развития; каждый из них имеет территориальную организацию; имеют один источник власти — народ; осуществляют публичную власть, одна разновидность которой — государственная власть — распространяется на всю территорию, другая — муниципальная власть — на территории местного самоуправления; осуществляют сбор налогов; осуществляют функции по обеспечению общественной безо­пасности и порядка — одни (государственные структуры) в виде органов внутренних дел и других силовых структур, другие (самоуправленческие структуры) — в виде муниципальных органов охраны общественного порядка; осуществляют правовое регулирование и управление, т.е. имеют собственные правовые акты, а также собственные аппараты управления.

       Следует также иметь в виду общие социально-экономические, духовные и политико-правовые основы, на которых строятся российское государство и самоуправление, закрепленные ныне в ряде статей гл. 1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ. Это — демократический, правовой характер общества; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; провозглашение многонационального народа единственным источника власти в Российской Федерации; равенство прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации на всей ее территории; социальная направленность политики Российской Федерации; единство экономического пространства; равная защита всех форм собственности; политическое и идеологическое многообразие; обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы; включение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской. Федерации в российскую правовую систему.

Далее: общие принципы организации  и деятельности органов государственной  власти и органов местного самоуправления. В их числе: народовластие; законность; гласность; выборность представленных органов, их самостоятельность и независимость друг от друга и от общественных объединений; разграничение предметов ведения и полномочий; учет общественного мнения; оптимальное сочетание централизации и децентрализации.

      Местное самоуправление в широком понимании — это институт самоорганизации общества. В силу своей двойственной природы, как общественной, так и государственной, оно может реализоваться в виде властного института. И именно в таком виде местное самоуправление существует сегодня в России и гарантируется действующей Конституцией. В то же время местное самоуправление может реализовываться в виде территориального общественного самоуправления. Наконец, местное самоуправление может существовать в сочетании как первого, так и второго.

Властная структура государства  должна включать в себя как институт государственной власти, так и  властную составляющую местного самоуправления. Речь идет о местном самоуправлении, предусмотренном Конституцией РФ. Вместе с тем остается принципиальный вопрос о соотношении государственного и общественного элемента в современном  государстве, т. е. о соотношении  государственной власти и местного самоуправления как институтов публичной  власти. Становление государства резко меняет роль и место местного самоуправления в организации общественной жизни и в системе власти. Местное самоуправление начало длительный (на протяжении столетий и тысячелетий) период поиска своего места в государственной системе. С развитием государства формы и принципы организации управления на местах претерпевали изме­нения.      Местное самоуправление принято рассматривать в аспекте расширительного толкования в качестве одной из возможных форм самоорганизации населения на локальном уровне, выражающейся в самостоятельном (т.е. относительно независимо от государства) решении местных вопросов.

Хотя опыт государственного и общественного строительства  демонстрирует хаотичность формирования современных форм и принципов  реализации местного самоуправления, все же в этом процессе можно проследить определенную закономерность. В исследованиях  отмечается, что этот процесс носил  циклический характер, периоды расцвета которого сменялись периодами кризиса. И определяющую роль в этом процессе играло государство и уровень  социально-экономического развития общества и государства в целом. Как  показывает отечественный и зарубежный опыт, на определенном этапе исторического  развития наблюдалось огосударствление местной жизни. Государство в  этот период было достаточно мощным для  того, чтобы взять часть местных  дел на себя. В другие же периоды, когда государство слабело, местное  самоуправление брало на себя решение  локальных, а также государственных  вопросов, набирало силу, в то время  как органы государственной власти сосредотачивались на решении главных  государственных дел. Подобное перераспределение  полномочий в целом укрепляло государство и было основой его развития на новом качественном уровне.

Государство — это сложная  система, имеющая в своем составе  социально-экономические и территориально-государственные  формирования (субъекты Федерации), в  пределах которых существуют более  мелкие организационные образования (районы, города и др.). Государство  воплощает в себе интеграцию интересов, норм и потребностей граждан и  социальных групп, обусловленных проживанием  на определенной территории.

В настоящее время организация  самоуправления стала одной из важнейших политических задач.

Местное самоуправление —  важнейший элемент организации  публичной власти. Его специфика, как отмечается в научной литературе, заключается в двойственной политической природе. С одной стороны, органы самоуправления интегрированы в единый государственный механизм управления страной. Местное самоуправление имеет действующий на основе законов и иных нормативных актов аппарат, наделенный правом использовать "средства законодательно институированного насилия", оно может самостоятельно формировать бюджет, устанавливать и собирать налоги. С другой стороны, местное самоуправление является важным элементом гражданского общества, формой политической самоорганизации локальных сообществ (использующей в числе прочих и механизмы прямой демократии). Поэтому ему свойственны: относительная независимость как от органов государственной власти, так и от внегосударственных структур (двоякого рода автономия); способность осуществлять коллективные акции по защите и достижению своих интересов (коллективное действие); отсутствие стремления присваивать себе функции по управлению политикой в целом (не узурпация чужих полномочий); готовность действовать в рамках сложившихся гражданских и правовых норм (гражданственность).

Возможность передачи органам  местного самоуправления полномочий как  федеральных органов, так и органов  субъектов Федерации определяет роль органов местного самоуправления как одной из составляющих Российского  федеративного государства.

Развитие местного самоуправления нуждается в поддержке федерального Центра, его политических решениях, опирающихся на гражданские инициативы населения. Становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством  ныне существующей правовой базы, в  том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего реализацию ряда норм Конституции РФ о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной  власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью  законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.

Между тем хроническое  невнимание, едва ли не безразличное отношение  к государственной власти, к жизни  населения достигли критической  отметки, позволяющей прийти к неутешительному, но, увы, аргументированному выводу о  том, что государственная власть сегодня не выполняет свое социальное назначение. Конечно, местное самоуправление не в состоянии закрыть прорехи  в государственной социальной политике.

Социальная сфера —  это то, где должно быть четкое и  интенсивное взаимодействие государственной  власти и местного самоуправления во имя интересов населения, каждого  человека.

Задача местного самоуправления — обеспечить социальный комфорт  каждому члену общества, воплотить  в жизнь основной лозунг социального  государства — о создании достойного уровня жизни человека.

Именно в этом социальный смысл, предназначение местного самоуправления в сегодняшних условиях, когда  парламентская демократия повсеместно  развенчивает себя. По справедливому замечанию  Пылина В.В., "представительная демократия все больше становится дорогостоящим ритуалом, государство отдает все больше сфер социального обеспечения на откуп частным компаниям". В этих условиях роль местного самоуправления, безусловно, должна возрастать. (8)

Проблематичной остается управляемость в субъектах РФ. Практика выдвигает проблему усиления роли федеральных органов государственной  власти в сфере влияния на деятельность органов местного самоуправления. И, вероятно, в этих целях было бы целесообразно  установить формы контроля со стороны  федеральных органов государственной  власти за деятельностью долж­ностных лиц муниципального образования, а также предоставить право федеральным органам государственной власти участвовать в решении отдельных вопросов местного значения, имеющих государственную важность, определив при этом предел государственного регулирования таких вопросов.

С нашей точки зрения, принципиально неверно противопоставлять  местное самоуправление и государственность. Как показывает исторический опыт самоуправления в России и за рубежом, гарантом становления  и развития местного самоуправления выступает государство.

Говоря о взаимоотношении  местного самоуправления с институтами  государства, общества, институтом прав и свобод человека и гражданина, необходимо подчеркнуть, что местное  самоуправление есть одна из форм демократии — как непосредственной, так и  представительной.

Общественные начала в  местном самоуправлении имеют своим  назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными  делами. Общественное в местном самоуправлении проявляется в непосредственном участии граждан в формировании и осуществлении ряда функций  самоуправления (собрания, сходы, выборы, референдумы). Оно, равно как и  государственное начало, закреплено в нормах Хартии, конституций, законов  и других правовых актах.

Информация о работе Система государственного управления