Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить характер взаимодействия органов государственного и местного самоуправления.
Предмет исследования – государственное управление.
Объект исследования – органы государственного и местного самоуправления.
Введение…………………………………………………………………..2
Теоретические основы взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления…………………………………..3
Полномочия государственных органов управления…………………...7
Полномочия местных органов управления………………………….14
Международная практика деятельности органов местного самоуправления (Великобритания)…………………………………..18
Современная ситуация в области взаимодействия органов государственного и местного самоуправления…………………….…..21
2.1 Взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления……………………………………………………………………….28
2.2 Проблемы взаимодействия органов государственных и муниципальных уровней ………………………………………………………39
3. Совершенствование системы взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления…………………………………………41
Выводы и предложения…………………………………………………..43
Список использованной литературы…………………………………..45
Сочетание государственного
и общественного в
Таким образом, если смотреть на проблему широко, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.
Представляется необходимым:
• разграничить полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления;
• создать систему правовых
гарантий, обеспечивающих защиту прав
и интересов местного самоуправления
от необоснованного вмешательства
в их деятельность должностных лиц
и органов государственной
В число назревших вопросов, с нашей точки зрения, входит вопрос о предоставлении органам местного самоуправления права непосредственного обращения в Конституционный Суд РФ по вопросам собственной компетенции и законных прав граждан.
Необходимо также
Необходимо создать
Органы местного самоуправления самостоятельно решают отнесенные к их компетенции вопросы жизни и деятельности местных сообществ. Это позволяет федеральным и региональным органам сконцентрироваться на ответственных для них вопросах общего руководства, координации и контроля.
Таким образом, анализ проблем соотношения общества, государства, местного самоуправления, личности позволяет сделать вывод о том, что местное самоуправление является относительно самостоятельным институтом гражданского общества, выступающим в качестве территориально-управленческой структурной части в системе гражданского общества. В этом качестве местное самоуправление выступает как связующее звено в системе централизованного и децентрализованного управления. В рамках своих полномочий оно самостоятельно управляет местными делами, решает переданные ему отдельные государственные полномочия, используя различные формы самоорганизации и самореализации.
2.2 Проблемы взаимодействия органов государственных и муниципальных уровней.
Сфера действия системы управления
в государстве не ограничивается
региональным уровнем. Она завершается
местным уровнем, где управление
преобразуется в самоуправление
локальных территориальных
Российский и зарубежный
опыт показывают, что деятельность
системы госвласти и управления
может быть эффективной лишь при
условии, что она основывается на
жизнеспособной структуре местного
самоуправления. Ведь почти все гос.
решения, касающиеся интересов граждан,
так или иначе проходят через
местные органы, реализуются в
жизнедеятельности местных
В России формируется
система местного
Важнейшие вопросы местного самоуправления: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, охрана общественного порядка.
В соответствии с
Законом местное
Жесткое разграничение органов
местного самоуправления с системой
органов государственной власти
порождает основную проблему: как
обеспечить единство системы управления
государственными и общественными
делами, как сохранить необходимую
централизацию госвласти и
Как первичный уровень
самоорганизации населения и
публичной власти местное
Местное самоуправление –
не только сфера непосредственного
или через своих представителей
участия населения в управлении
местными делами и государством, но
также и сфера конечной реализации
государственных решений и
Существенно важна роль местного
самоуправления в формировании и
развитии гражданского общества. Все
гражданские права и массовые
виды активности, различные внегосударственные
проявления общественной жизни людей
зарождаются и в конечном счете
реализуются в местных
Единство трехуровневой организации публичной власти и системы управления: федерального, регионального и местного самоуправления – основное условие обеспечения управляемости государством и обществом.
Направления и механизмы взаимодействия:
- обеспечение государством
развития полноценного, эффективно
действующего местного
- обеспечение единства
местного самоуправления с
3.Совершенствование системы взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления.
Государственное управление – это организующая исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти, осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном исполнении функций государства.
В совершенствовании современного
государственного и муниципального
управления в зависимости от характера
и предмета совершенствования можно
выделить три основных направления:
правовое, организационное и
1. В правовом направлении
акцент делается на
2. В организационном направлении
основное внимание уделяется
совершенствованию
3. В информационно-техническом
направлении осуществляется
При таком подходе к
совершенствованию современного государственного
и муниципального управления обеспечивается
частичное совершенствование
Такое совершенствование можно осуществить только на основе разработки нормативной модели системы государственного и муниципального управления в форме оргпроекта.
Структура нормативной модели
соответствует структуре Г и
М управления и включает три подсистемы,
каждая из которых в соответствии
с принципами иерархичности и
делимости системного подхода может
рассматриваться в качестве системы
относительно элементов ее образующих:
административно-
К общим принципам организации
построения и совершенствования
системы государственного и муниципального
управления относятся принцип триединости
и принцип первого
Сущность принципа триединости заключается в том, что совершенствование Г и М управления рассматривается как совокупность научных исследований и проектных разработок по проблемам управления, подготовки и переподготовки управленческих кадров и осуществление работ по совершенствованию управления на конкретных объектах.
Принцип первого руководителя говорит о том, что работу по совершенствованию должен возглавить первый руководитель объекта, на котором осуществляется совершенствование управления.
Выводы и предложения:
Особенно актуальное значение приобретает сегодня проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия государственных и самоуправленческих структур с позиций научного анализа соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества.
Научно обоснованное исследование этой проблемы связано с развитием таких единых фундаментальных основ, на которых строятся российская государственность и самоуправление, как народность, общинность, соборность, коллективизм, духовно-нравственные начала. Исходя из этих основ можно определить самоуправление через призму его взаимодействия с государством - как такой социальный феномен, в котором смыкается государство и общество, через который проходит связующая нить между государством, обществом, народом, индивидом.
Поэтому важно, чтобы самоуправленческие структуры не замыкались только на местном уровне, а уже сегодня возносились на уровень общероссийский. Такая трансформация может в итоге привести, по выражению А. И. Солженицына, к установлению "государственно-земского строя", в котором государственные и самоуправляющиеся начала организации общественной жизни сольются в единое целое и образуют новый социальный организм в виде добровольного союза свободных территорий и народов - Российский Союз Федеральных округов и республик.
Т.е., речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом его свободной, демократической и эффективной организации и функционирования. Представляется, что государственное управление не может быть просто изжито, отброшено в условиях углубления социалистического самоуправления народа, а должно быть трансформировано в него, стать его составной частью и занять то место, которое объективно обусловлено современным уровнем общественного развития и его собственными организующее - регулирующими возможностями.
Список использованной литературы:
1. Авакьян С. А. Состояние,
проблемы и перспективы
2 Лапшина И.Е. «Полномочия органов местного самоуправления в Великобритании и их взаимоотношения с центральной властью/ «Государственная власть и местное самоуправление», 2006г., № 10.
3. В.Г.Игнатов .Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. 2-е изд.М-Ростов н/Д: «МарТ»,2006г.
4. Кирпичников В. А. О российской действительности и местном самоуправлении // Местное самоуправление: проблемы и решения: Материалы междунар. симп. -М., 1996.
5. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия.- М.: Норма, 2002.
6. Муниципальные реформы и самоуправление: теория, опыт, история. -М., 1996.