Система государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выявить характер взаимодействия органов государственного и местного самоуправления.
Предмет исследования – государственное управление.
Объект исследования – органы государственного и местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
Теоретические основы взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления…………………………………..3
Полномочия государственных органов управления…………………...7
Полномочия местных органов управления………………………….14
Международная практика деятельности органов местного самоуправления (Великобритания)…………………………………..18
Современная ситуация в области взаимодействия органов государственного и местного самоуправления…………………….…..21
2.1 Взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления……………………………………………………………………….28
2.2 Проблемы взаимодействия органов государственных и муниципальных уровней ………………………………………………………39
3. Совершенствование системы взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления…………………………………………41
Выводы и предложения…………………………………………………..43
Список использованной литературы…………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Система государственного управления Word.docx

— 66.17 Кб (Скачать документ)

Сочетание государственного и общественного в самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал  решаются важнейшие общественно-государственные  задачи.

Таким образом, если смотреть на проблему широко, то можно трактовать органы государственного управления и  органы местного самоуправления как  элементы единой системы социального  управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как  единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

Представляется необходимым:

• разграничить полномочия между органами государственной  власти и органами местного самоуправления;

• создать систему правовых гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов местного самоуправления от необоснованного вмешательства  в их деятельность должностных лиц  и органов государственной власти.

В число назревших вопросов, с нашей точки зрения, входит вопрос о предоставлении органам местного самоуправления права непосредственного  обращения в Конституционный  Суд РФ по вопросам собственной компетенции  и законных прав граждан.

Необходимо также законодательно закрепить принципы и порядок  взаимодействия территориальных структур федеральных органов государственной  власти с органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Необходимо создать законодательный  механизм, направленный на повышение  статуса представительного органа местного самоуправления и его председателя.

Органы местного самоуправления самостоятельно решают отнесенные к  их компетенции вопросы жизни  и деятельности местных сообществ. Это позволяет федеральным и  региональным органам сконцентрироваться на ответственных для них вопросах общего руководства, координации и  контроля.

Таким образом, анализ проблем  соотношения общества, государства, местного самоуправления, личности позволяет  сделать вывод о том, что местное самоуправление является относительно самостоятельным институтом гражданского общества, выступающим в качестве территориально-управленческой структурной части в системе гражданского общества. В этом качестве местное самоуправление выступает как связующее звено в системе централизованного и децентрализованного управления. В рамках своих полномочий оно самостоятельно управляет местными делами, решает переданные ему отдельные государственные полномочия, используя различные формы самоорганизации и самореализации.

2.2   Проблемы взаимодействия органов государственных и муниципальных  уровней.

Сфера действия системы управления в государстве не ограничивается региональным уровнем. Она завершается  местным уровнем, где управление преобразуется в самоуправление локальных территориальных сообществ. Единичное (МС), особенное (органы регионального  управления), общее (центральные госорганы) составляют целостность – общегосударственную  систему управления. Ключевая проблема заключается в том, каков механизм взаимодействия и обеспечивает ли он единство системы управления государственной  и общественной жизни страны.

Российский и зарубежный опыт показывают, что деятельность системы госвласти и управления может быть эффективной лишь при  условии, что она основывается на жизнеспособной структуре местного самоуправления. Ведь почти все гос. решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через  местные органы, реализуются в  жизнедеятельности местных сообществ. Люди ощущают результаты госполитики  и оценивают ее прежде всего через  призму удовлетворения своих жизненных  нужд и интересов, через состояние  продовольственного рынка, жилищных условий, общественного порядка в городах  и сельских поселениях, через способность  образовательных учреждений и органов  здравоохранения удовлетворять  потребности человека в приобретении соответствующего образования и сохранения здоровья и т.д.

 В России формируется  система местного самоуправления  на основе Европейской Хартии  о местном самоуправлении, и в  соответствии с Конституцией  РФ и Федеральным законом «Об  общих принципах местного самоуправления  в РФ». Как записано в Законе, « местное самоуправление, как  выражение власти народа, составляет  одну из основ конституционного  строя РФ» и является признаваемой  и гарантируемой Конституцией  РФ самостоятельной и под свою  ответственность деятельностью  населения по решению непосредственно  и ли через органы местного  самоуправления вопросов местного  значения, исходя из интересов  населения, его исторических и  иных местных традиций.

Важнейшие вопросы местного самоуправления: управление муниципальной  собственностью, формирование, утверждение  и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, охрана общественного порядка.

 В соответствии с  Законом местное самоуправление  осуществляется в городских и  сельских поселениях и на других  территориях.

Жесткое разграничение органов  местного самоуправления с системой органов государственной власти порождает основную проблему: как  обеспечить единство системы управления государственными и общественными  делами, как сохранить необходимую  централизацию госвласти и управления, обеспечив оптимальную демократическую  децентрализацию. Выведение органов  местного самоуправления из системы  государственной власти не означает, что они исключатся из системы  общегосударственного управления. Местное  самоуправление является первичным  уровнем публичной власти и системы  управления в стране, наиболее приближенной к народу. Местное самоуправление – это фактический институт управления местным сообществом, учрежденный государством, но действующий самостоятельно от государственных организаций в пределах установленных полномочий.

 Как первичный уровень  самоорганизации населения и  публичной власти местное самоуправление  – база формирования целей  государственного управления. Несоответствие  целей государственного управления  целям общества – условие возникновения  хаоса. 

Местное самоуправление –  не только сфера непосредственного  или через своих представителей участия населения в управлении местными делами и государством, но также и сфера конечной реализации государственных решений и проявления их эффективности.

Существенно важна роль местного самоуправления в формировании и  развитии гражданского общества. Все  гражданские права и массовые виды активности, различные внегосударственные проявления общественной жизни людей  зарождаются и в конечном счете  реализуются в местных сообществах, образующих базу гражданского общества.

Единство трехуровневой  организации публичной власти и  системы управления: федерального, регионального и местного самоуправления – основное условие обеспечения  управляемости государством и обществом.

Направления и механизмы  взаимодействия:

- обеспечение государством  развития полноценного, эффективно  действующего местного самоуправления, как фундамента народовластия,  создание необходимых политических, нормативно-правовых, организационных,  финансово-экономических условий;

- обеспечение единства  местного самоуправления с системой  государственной власти и управления, его ответственности перед государством  и населением территории.

3.Совершенствование системы взаимодействия государственных и муниципальных  уровней управления.

Государственное управление – это организующая исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной  власти, осуществляемая на основе и  во исполнение законов и состоящая  в повседневном исполнении функций  государства.

В совершенствовании современного государственного и муниципального управления в зависимости от характера  и предмета совершенствования можно  выделить три основных направления: правовое, организационное и информационно-техническое.

1. В правовом направлении  акцент делается на совершенствование  правовых (административных) форм и  методов государственного и муниципального  управления. Например, совершенствование  порядка принятия актов управления, регламентации отношений между  субъектом и объектом управления, а также внутри субъекта управления. Работу в этом направлении  ведут юридические службы.

2. В организационном направлении  основное внимание уделяется  совершенствованию организационных  форм и методов управления. Например  совершенствование организационных  структур органов управления, регламентов  работы аппарата управления. Эту  работу выполняют в основном  управленцы – специалисты по  организации управления.

3. В информационно-техническом  направлении осуществляется работа  по совершенствованию потоков  информации и ее обработки.  Этими работами занимаются в  основном специалисты в области  компьютерной техники и технологии.

При таком подходе к  совершенствованию современного государственного и муниципального управления обеспечивается частичное совершенствование управления. Для эффективного совершенствования  необходимо все три направления  объединить в одно и решать вопросы  комплексно.

Такое совершенствование  можно осуществить только на основе разработки нормативной модели системы  государственного и муниципального управления в форме оргпроекта.

Структура нормативной модели соответствует структуре Г и  М управления и включает три подсистемы, каждая из которых в соответствии с принципами иерархичности и  делимости системного подхода может  рассматриваться в качестве системы  относительно элементов ее образующих: административно-организационная, технического и управленческого труда.

К общим принципам организации  построения и совершенствования  системы государственного и муниципального управления относятся принцип триединости  и принцип первого руководителя.

Сущность принципа триединости  заключается в том, что совершенствование  Г и М управления рассматривается  как совокупность научных исследований и проектных разработок по проблемам  управления, подготовки и переподготовки управленческих кадров и осуществление  работ по совершенствованию управления на конкретных объектах.

Принцип первого руководителя говорит о том, что работу по совершенствованию  должен возглавить первый руководитель объекта, на котором осуществляется совершенствование управления.

Выводы и предложения:

Особенно актуальное значение приобретает сегодня проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия государственных и самоуправленческих структур с позиций научного анализа соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества.

Научно обоснованное исследование этой проблемы связано с развитием  таких единых фундаментальных основ, на которых строятся российская государственность  и самоуправление, как народность, общинность, соборность, коллективизм, духовно-нравственные начала. Исходя из этих основ  можно определить самоуправление через призму его взаимодействия с государством - как такой социальный феномен, в котором смыкается государство и общество, через который проходит связующая нить между государством, обществом, народом, индивидом.

Поэтому важно, чтобы самоуправленческие структуры не замыкались только на местном уровне, а уже сегодня  возносились на уровень общероссийский. Такая трансформация может в  итоге привести, по выражению А. И. Солженицына, к установлению "государственно-земского строя", в котором государственные  и самоуправляющиеся начала организации  общественной жизни сольются в единое целое и образуют новый социальный организм в виде добровольного союза  свободных территорий и народов - Российский Союз Федеральных округов и республик.

Т.е., речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом его свободной, демократической и эффективной организации и функционирования. Представляется, что государственное управление не может быть просто изжито, отброшено в условиях углубления социалистического самоуправления народа, а должно быть трансформировано в него, стать его составной частью и занять то место, которое объективно обусловлено современным уровнем общественного развития и его собственными организующее - регулирующими возможностями.

Список использованной литературы:

1. Авакьян С. А. Состояние,  проблемы и перспективы местного  самоуправления в России // Местное  самоуправление в России: состояние,  проблемы, перспективы, 2003.

2 Лапшина И.Е. «Полномочия органов местного самоуправления в Великобритании и их взаимоотношения с центральной властью/ «Государственная власть и местное самоуправление», 2006г., № 10.

3. В.Г.Игнатов .Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. 2-е изд.М-Ростов н/Д: «МарТ»,2006г.

4. Кирпичников В. А.  О российской действительности  и местном самоуправлении // Местное  самоуправление: проблемы и решения:  Материалы междунар. симп. -М., 1996.

5. Ковешников Е.М. Государство  и местное самоуправление в  России: теоретико-правовые основы  взаимодействия.- М.: Норма, 2002.

6. Муниципальные реформы и самоуправление: теория, опыт, история. -М., 1996.

Информация о работе Система государственного управления