Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:47, курсовая работа
Целью курсовой работы: изучить государственную кадровую политику, систему работы с кадрами как единый взаимосвязанный и долговременный комплекс.
Задачи:
- рассмотреть кадровую политику государства;
- рассмотреть систему работы с кадрами как единый взаимосвязанный и долговременный комплекс;
- выявить особенности системы работы с кадрами.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………...
4
1.1 Сущность понятия кадровой политики…………………………………….. 4
1.2 Виды кадровой политики……………………………………………………. 4
1.3 Основное содержание кадровой политики………………………………… 6
1.4 Этапы кадровой политики…………………………………………………… 7
1.5 Критерии оценки кадровой политики……………………………………… 8
2 СИСТЕМА РАБОТЫ С КАДРАМИ КАК ЕДИНЫЙ ВЗАМОСВЯЗАННЫЙ И ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКС…………
9
2.1 Классификация кадров………………………………………………………. 9
2.2 Воспроизводство кадров…………………………………………………….. 12
2.3 Работа с кадрами как система……………………………………………….. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…………………………. 22
Основополагающие принципы формирования кадровой политики:
- научность, использование всех современных научных разработок в этой области, которые могли бы обеспечить максимальный экономический и социальный эффект;
- комплексность, когда должны быть охвачены все сферы кадровой деятельности;
- системность, т.е. учет взаимозависимости и взаимосвязи отдельных составляющих этой работы;
- необходимость учета как экономического, так и социального эффекта, как положительного, так и отрицательного влияния того или иного мероприятия на конечный результат;
- эффективность: любые затраты на мероприятия в этой области должны окупаться через результаты хозяйственной деятельности.
1.4 Этапы кадровой политики
Этап 1. Нормирование. Цель — согласование принципов и целей работы с персоналом, с принципами и целями организации в целом, стратегией и этапом её развития. Необходимо провести анализ корпоративной культуры, стратегии и этапа развития организации, спрогнозировать возможные изменения, конкретизировать образ желаемого сотрудника, пути его формирования и цели работы с персоналом. Например, целесообразно описать требования к сотруднику организации, принципы его существования в организации, возможности роста, требования к развитию определенных способностей и т.д.
Этап 2. Программирование. Цель — разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учетом как нынешнего состояния, так и возможностей изменений. Существенный параметр, оказывающий влияние на разработку таких программ, — представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации.
Этап 3. Мониторинг персонала. Цель — разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. Необходимо выделить индикаторы состояния кадрового потенциала, разработать программу постоянной диагностики и механизм выработки конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала. Целесообразны оценка эффективности кадровых программ и разработка методики их оценки. Для предприятий, проводящих постоянный мониторинг персонала, множество отдельных программ кадровой работы (оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание эффективного рабочего климата, планирование и т.д.) включаются в единую систему внутренне связанных задач, способов диагностики и воздействия, способов принятия и реализации решений. В таком случае мы можем говорить о существовании кадровой политики как инструменте управления предприятием.
1.5 Критерии оценки кадровой политики
Количественный и качественный состав персонала. Количественный состав организации для удобства анализа обычно подразделяется на три категории: руководствующий, менеджерское звено и обслуживающий, на мужчин и женщин, пенсионеров и лиц, не достигших 18-летнего возраста, работающий и находящийся в отпусках (напр. по уходу за ребенком, без содержания и пр.), а также на работающих в центральном отделении или филиалах и т.п. В свою очередь, качественный состав организации обычно подразделяется на сотрудников с высшем, средним специальным, средним и пр. образованием, а также включает в себя опыт работы, повышение квалификации сотрудниками и пр. факторы.
Уровень
текучести кадров – один из самых
показательных критериев
Гибкость проводимой политики, оценивается исходя из её характеристик: стабильности или динамичности. Кадровая политика должна динамично перестраиваться под воздействием меняющихся условий и обстоятельств.
Степень учета интересов работника / производства и т.д. Степень учета интересов работника рассматривается в сравнении со степенью учета интересов производства. Исследуется наличие или отсутствие индивидуального подхода к работникам предприятия.
2 СИСТЕМА РАБОТЫ С КАДРАМИ КАК ЕДИНЫЙ
ВЗАИМОСВЯЗАННЫЙ И ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКС
2.1 Классификация кадров
Постановка любой социально-экономической или политической задачи требует участия людей, способных ее решать. При этом, чем глубже преобразование в общественной, государственной и хозяйственной деятельности, тем значительнее изменения в кадровой политике.
Кадры – понятие собирательное и многоуровневое. Собирательное, так как оно объединяет работников различных отраслей деятельности, разных профессий, специальностей, видов труда (хозяйственные, медицинские и т. п.). Принадлежность работника к той или иной отрасли дает лишь наиболее общее представление о его положении в общественном разделении труда, выполняемых функциях и профессиональных качествах.
Многоуровневость понятия означает, что состав кадров отражает как структуру органов социального управления, так и иерархию работников внутри предприятий, учреждений и организаций (вертикальные отношения). С этой точки зрения различаются такие категории работников, как руководители, специалисты, исполнители. В свою очередь, среди руководящего персонала может быть проведено ранжирование на руководителей высшего, среднего и низового звеньев; специалисты могут быть дифференцированы по уровню квалификации, категории, классности; исполнители – признаку подчиненности. Данная квалификация касается и рабочих кадров, которые подразделяются на рабочих основного и вспомогательного производства и которые имеют различную квалификацию (тарифные разряды) даже в пределах одной профессии. Эта классификация носит более детальный характер, отражает в основном различия в содержании труда и поэтому имеет ярко выраженный социальный характер (различные социальные роли и статусы, степени квалификации, уровни доходов, условия труда и др.).
Схема классификации кадров по сферам организации общества и основным уровням управления дана на рис.2.1.1.
С точки зрения социальной роли и правового положения, различаются следующие основные прослойки кадров управления: а) политические деятели и кадры общественных и политических организаций; б) кадры государственных служащих, т.е. аппарат органов государственной власти и управления; в) хозяйственные, научные, медицинские, преподавательские кадры, т.е. основные профессиональные работники отдельных отраслей хозяйства, культуры, науки, просвещения, здравоохранения и т.д. Различия между этими категориями кадров отражаются как на их правовом положении, так и на содержании выполняемых функций.
Рис
2.1.1 - Схема классификации кадров по сферам
организации общества и иерархии управления
Порядок комплектования штатов общественных организаций, их структуры и предъявляемые к кадрам требования определяются уставами этих организаций и внутренними актами, издаваемыми на основе принципов общественного самоуправления. Положение государственных служащих определяется местом того или иного органа в системе государственной власти и управления, конкретной функцией, которую они выполняют в данном учреждении.
Следовательно,
наделение властными
Рассмотренная классификация работников, проведенная по основным сферам приложения профессионального труда, соответствует общепринятому и широко распространенному их делению на политические, государственные, хозяйственные кадры. В каждой из этих групп могут быть выделены подгруппы, объединяющие работников более узкого профиля или различного уровня в иерархии организации (например, руководящий персонал, инженерно-технический персонал и т. д.).
Это
не только профессиональная, но и социальная
классификация кадров, отражающая различия
в положении и роли работников
в отраслевом разделении труда. Классификация
кадров может быть проведена и по другим
признакам: классовому (рабочие, крестьяне,
интеллигенция, предприниматели); социально-демографическому
(по возрасту, полу, образованию и т. д.)
профессионально-
Принадлежность работника к той или иной группе характеризует определенные черты его профессиональной деятельности, предъявляемые к нему требования и групповые интересы.
Таким
образом, постановка любой экономической,
социальной или политической проблемы
требует людей способных ее решать
на профессиональном уровне, поэтому
понятие кадров всегда тесно связано
с понятиями любой
Понятие
«кадры» является одновременно собирательным
и многоуровневым, отражая особенности
общественного разделения труда, социальной
структуры и иерархии, системы
функционирования социальных ролей
и статусов, что находит выражение
в различных классификациях кадров:
по сферам общества (политическая, экономическая,
духовная) и отраслям общественного
производства, по категориям (руководители,
специалисты, технические исполнители,
рабочие); по содержанию труда (занятые
преимущественно физическим или умственным
трудом), по степени квалификации (высококвалифицированные,
квалифицированные, малоквалифицированные,
неквалифицированные) по профессиям (экономисты,
инженеры, юристы, психологи, педагоги,
врачи и т. д.), а также по другим социально-демографическим
и социально-квалификационным признакам.
2.2 Воспроизводство кадров
Для развития теории кадровой политики важное значение имеет уточнение типа воспроизводства кадров и выявление особенностей отдельных его фаз.
Исследование важнейших черт различных исторических типов воспроизводства, отражающих уровень развития хозяйственной жизни общества, имеет важное значение для выявления особенностей воспроизводства кадров – главной производительной силы общества.
Особенности каждой фазы кадрового воспроизводства должны быть учтены при разработке научно обоснованной кадровой политики. Поскольку носителем единичной рабочей силы является трудоспособный человек, а носителем совокупной рабочей силы выступают все трудоспособные члены общества, постольку воспроизводство кадров во многом определяется воспроизводством совокупной рабочей силы. В связи с этим важное значение имеет характеристика взаимосвязи всех фаз воспроизводства совокупной рабочей силы и воспроизводства кадров.
Целью
первой фазы воспроизводства (формирования
и возмещения) рабочей силы является
наилучшее удовлетворение потребностей
хозяйства в квалифицированных
кадрах. Эта фраза включает в себя:
воспроизводство населения, подготовку
и переподготовку кадров, возмещение
физических и духовных способностей
работников (рис. 2.2.1).
Рис.
2.2.1 - Содержание первой фразы воспроизводства
совокупной рабочей силы
Необходимым
условием эффективной кадровой политики
в этой фазе являются: познание системы
действующих законов
Целью
второй фазы воспроизводства (распределение
и перераспределение рабочей
силы) является обеспечение эффективной
занятости трудоспособного
Рис 2.2.2
- Содержание второй фазы воспроизводства
совокупной рабочей силы
Обеспечение
эффективной занятости
Информация о работе Система работы с кадрами как единый взаимосвязанный и долговременный комплекс