Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:09, реферат
Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции,
непременные спутники современного общества. Теория государства и права –
составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции.
Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав
граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями
политико-правовой теории.
I. Введение
II. Понятие государства и его основные признаки
2.1. Роль государства в политической системе общества
2.2. Гражданское общество и государство
2.3. Социальное государство
III. Государство и право в их соотношении и взаимодействии:
> Воздействие государства на право
> Воздействие права на государство
> Понятие права и признаки правового государства.
IV. Заключение
естественного права, выводившие понятие государства из общественного
договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению,
вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных
на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода
праву принадлежит
безусловный приоритет в
возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое
государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.
Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в
определенной мере
интегрировать взгляды
то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права.
Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет
столь однозначного
причинно-следственного
право или из права рождается государство. Она (связь) видится более сложной
и носит характер двусторонней зависимости: государство друг без друга не
могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.
Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи
между государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает
право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в
обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально
важное значение для всей общественной практики.
Признание двустороннего характера связи между государством и правом
позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узконормативного
подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то же
время при данном подходе роль государства по отношению к праву не
нивелируется, как это вытекает их некоторых концепций так называемого
широкого право-понимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен,
как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной:
государство не порождает право, не производит его, а является, с одной
стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством,
поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной
системе. Государство использует право в качестве средства управления
общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это
позволяет.
Влияние государства на право
Государство является непосредственным фактором создания правовых
установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет
конструктивное значение для самого бытия права как особо
институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает
в самую суть права.
Государство опекает право, использует его потенциал для достижения
целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право
не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений,
признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его
признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает
относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему
закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что
право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и
допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с
отговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по
отношению к праву.
Наиболее
ощутимое воздействие
правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном
участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько
завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные
юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или
административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является
его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на
институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в
материальном способе производства, характере экономического развития
общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка
этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и
определяющим источником права признается государственная деятельность.
Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма.
Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось,
что оно творит право.
Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической
теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в
полном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо конструктивной
деятельности государства существовании права как институционного
образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном
процессе достаточно специфична. По настоящему государство вмешивается в
правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда
творческая роль государства в отношении образования права заключается в
следующем.
1)
В осуществлении
соответствии с познанными законами общественного развития,
закономерностями стихийного
юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности),
определяет потребность наиболее рациональную юридическую форму
(закон, акт исполнительной
предавая им авторитетом государственной власти формально-