Совершенствование государственного управления системой здравоохранения на федеральном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:22, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является изучение государственного управления в сфере здравоохранения на федеральном уровне, и разработка мероприятий по его усовершенствованию.
Система здравоохранения РФ представляет собой сложную структуру и для ее анализа необходимо изучить организацию органов власти, ответственных за здоровье и благополучие граждан РФ, также надо сравнить показатели, характеризующие уровень обеспеченности граждан медицинскими услугами и их качество.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика государственного управления
системой здравоохранения……………………………………………………..….5
1.1 Общая характеристика государственного управления
системой здравоохранения ……………………………………………………......5
1.2 Устройство и функции федеральных органов управления
системой здравоохранения ……………………………………………...........6
1.3 Нормативная база………………………………………………………. …....13
Глава 2. Анализ деятельности системы органов здравоохранения РФ
и выявление проблем……………………………………….……………….…... 21
2.1 Показатели деятельности системы здравоохранения…………………. ....21
2.2 Анализ деятельности органов управления системой
здравоохранения……………………………………………………………….…26
2.3 Основные проблемы управления системой здравоохранения…………...30
Глава 3. Разработка системы мер по совершенствованию системы здравоохранения РФ и оценка ожидаемых результатов…………………………………………………………………….…33
3.1 Основные направления совершенствования государственного
управления системой здравоохранения на федеральном уровне …………….33
3.2. Мероприятия по совершенствованию качества медицинской помощи и ожидаемые результаты…………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………...………..41
Список литературы…………………………………………………..……….…..42

Работа состоит из  1 файл

СГУ мой курсовик.doc

— 283.50 Кб (Скачать документ)

     Совет также рассматривает концептуальные основы, цели и задачи приоритетных национальных проектов, определяет способы, формы и этапы их реализации. Кроме того, совет проводит анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и подготовку предложений по ее совершенствованию. [12, c.29]

     Президент лично возглавил совет. В совет также вошли представители правительства, губернаторы ряда регионов, руководство обеих палат парламента, президент РАН, ректоры МГУ и Санкт-Петербургского госуниверситета.

В 2010 году продолжается реализация направления приоритетного национального проекта «Современное здравоохранение» по повышению квалификации медицинских работников первичного звена.

Национальный проект "Здоровье" - программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в 2005 году в рамках реализации четырех национальных проектов.

Цели и задачи проекта:

1. Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
2. Повышение доступности и качества медицинской помощи.
3. Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
4. Развитие профилактической направленности здравоохранения.
5. Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.

К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:

      Развитие первичной медико-санитарной помощи, которое предусматривает следующие мероприятия: подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых  врачей-терапевтов и педиатров; увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и "скорой помощи"; укрепление материально-технической базы диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций; профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение ВИЧ-инфицированных; дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок; введение новых программ обследования новорожденных детей; дополнительная диспансеризация работающего населения; оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

      Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью: увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи; строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала. [16, c.26]

В 2008 году в нацпроект "Здоровье" были включены новые мероприятия, направленные на снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин и сохранение трудового потенциала страны:

      Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, что поможет ежегодно сокращать смертность в результате ДТП на 2700 случаев, а также снизить инвалидность до уровня 8 тысяч случаев в год. В рамках этого направления запланировано оснащение 1 130 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения санитарным автотранспортом (610 единиц) и медицинским оборудованием (4 182 единиц).

      Совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями обеспечит снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в 1,3 раза (с 325 случаев до 250 случаев на 100 тысяч населения). В рамках этого направления запланировано создание региональных сосудистых центров малоинвазивной хирургии в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

      Развитие новых высоких медицинских технологий на базе федеральных медицинских учреждений, а также медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что позволит повысить уровень обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи до 70% потребности. [16, c. 27]

В 2009 году в национальный проект "Здоровье" были включены дополнительно следующие направления:

      Формирование у россиян здорового образа жизни. В рамках данного направления Минздравсоцразвития России предполагает провести масштабную информационную кампанию, направленную как на борьбу с алкоголизмом и табакокурением, так и на формирование здорового образа жизни.

      Снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза. Программой предусмотрено внедрение современных методов диагностики и профилактики туберкулеза, лечения и реабилитации больных.

В 2006 году на реализацию проекта было выделено 78,98 млрд рублей средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Субъектами РФ и муниципальными образованиями также выделялись значительные дополнительные средства на сопровождение проекта. В 2007 году на реализацию мероприятий проекта выделялись денежные средства  в объеме 131,3 млрд рублей. В 2008 году расходы по проекту составили 145,8 млрд рублей. Реализация национального проекта "Здоровье" в 2009-2012 годах предусматривает финансирование в размере 676,8 млрд рублей. [16, c.29]

В соответствии с подписанным Президентом России Дмитрием Медведевым Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», сумма материнского (семейного) капитала увеличена до 312 162,5 руб.

Данная индексация распространяется и на период с 1 января 2009 года. Это означает, что на дополнительные 12 431,25 руб. от индексации могут рассчитывать и те владельцы сертификатов на материнский капитал, которые подали заявление или уже направили его средства на погашение кредитов и займов на покупку и строительство жилья.

     Также обсуждается Концепция развития здравоохранения и медицинской науки до 2020г.

     Финансирование расходов на содержание сферы здравоохранения осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Бюджетный кодекс РФ определяет что, организация, содержание и развитие учреждений здравоохранения финансируется исключительно из местных бюджетов (ст. 87). [2]           

     В Положении о Фонде социального страхования РФ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.07.1995 N 741, от 19.02.1996 N 166, от 15.04.1996 N 462, от 23.12.1996 N 1529, от 22.11.1997 N 1471, от 23.12.1999 N 1431, от 19.07.2002 N 541, от 02.08.2005 N 484) определено, что Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Руководство деятельностью Фонда социального страхования РФ осуществляется его председателем.

Положение о лицензировании медицинской деятельности (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.10.2002 N 731,от 01.02.2005 N 49) определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

К нормативным документам по стандартизации относятся государственные стандарты РФ; международные (региональные) стандарты, правила и нормы; стандарты отраслей. Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, основываются на достижениях науки и технологии, международных стандартах, учитывают условия и режимы труда. [18,c.27]


Раздел 2. Анализ системы органов здравоохранения РФ

    Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями, где определяет основные направления внутренней политики государства. [1]  

     Правительство РФ руководит работой министерства и контролирует его деятельность; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

Комитет Государственной Думы по охране здоровья вносит предложения по формированию и осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой в сфере здравоохранения; осуществляет подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы; осуществляет подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы; рассматривает и исполняет поручения Совета Государственной Думы; в соответствии с решением палаты подготавливает запросы в Конституционный Суд Российской Федерации; дает заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; проводит анализ практики применения законодательства.[9,c.57]
    Для подготовки отдельных вопросов комитет, комиссия Государственной Думы может создавать рабочие группы из числа членов данных комитета, комиссии, других депутатов Государственной Думы, представителей государственных органов и иных организаций.

 

2.1  Показатели деятельности системы здравоохранения

     Показателями деятельности учреждений здравоохранения являются численность медицинских кадров, количество больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений, объемы медицинской помощи (количество посещений амбулаторий и поликлиник, дней лечения в стационаре, вызовов скорой помощи и т.д.). Разрабатываются нормативы видов медицинской помощи в расчете на 1000 человек,  обслуживаемых учреждением здравоохранения в год.

     В табл. 1 представлена динамика количества больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений в РФ за период с 2005г. по 2009г. За этот период число больничных учреждений сократилось на 0,7 тысяч, число больничных коек – на 75 тысяч, число больничных коек в расчете на 10000 человек населения – на 5,2, а число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений возросло на 0,2 тысячи.

Таблица 1

Количество больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений

Год

Число больничных учреждений, тыс.

Число больничных коек

Всего, тыс.

На 10000 чел. населения

2005

10,9

1673,6

116,1

2006

10,8

1663,4

115,6

2007

10,5

1629,7

113,9

2008

10,3

1606,6

111,8

2009

10,2

1598,6

110,9

     Сокращение сети больничных учреждений объясняется уменьшением финансирования системы здравоохранения, но, несмотря на это, РФ по числу больничных коек в расчете на 10000 человек населения занимает одно из первых мест в мире, то есть обеспеченность этим показателем очень высокая. Это естественно предполагает необходимость значительных затрат со стороны государства на их содержание, которые чрезвычайно низки (они составляют 2,2% от ВВП).    

Таблица 2

Количество амбулаторно-поликлинических учреждений в РФ

Год

Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, тыс.

2005

21,3

2006

21,5

2007

21,6

2008

21,8

2009

22,0

Информация о работе Совершенствование государственного управления системой здравоохранения на федеральном уровне