Совершенствование государственного управления системой здравоохранения на федеральном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:22, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является изучение государственного управления в сфере здравоохранения на федеральном уровне, и разработка мероприятий по его усовершенствованию.
Система здравоохранения РФ представляет собой сложную структуру и для ее анализа необходимо изучить организацию органов власти, ответственных за здоровье и благополучие граждан РФ, также надо сравнить показатели, характеризующие уровень обеспеченности граждан медицинскими услугами и их качество.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика государственного управления
системой здравоохранения……………………………………………………..….5
1.1 Общая характеристика государственного управления
системой здравоохранения ……………………………………………………......5
1.2 Устройство и функции федеральных органов управления
системой здравоохранения ……………………………………………...........6
1.3 Нормативная база………………………………………………………. …....13
Глава 2. Анализ деятельности системы органов здравоохранения РФ
и выявление проблем……………………………………….……………….…... 21
2.1 Показатели деятельности системы здравоохранения…………………. ....21
2.2 Анализ деятельности органов управления системой
здравоохранения……………………………………………………………….…26
2.3 Основные проблемы управления системой здравоохранения…………...30
Глава 3. Разработка системы мер по совершенствованию системы здравоохранения РФ и оценка ожидаемых результатов…………………………………………………………………….…33
3.1 Основные направления совершенствования государственного
управления системой здравоохранения на федеральном уровне …………….33
3.2. Мероприятия по совершенствованию качества медицинской помощи и ожидаемые результаты…………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………...………..41
Список литературы…………………………………………………..……….…..42

Работа состоит из  1 файл

СГУ мой курсовик.doc

— 283.50 Кб (Скачать документ)

 

Из табл.5 видно, что в 2009 году численность медперсонала сократилась по сравнению с 2007 годом и составила 106,9 чел. на 10000 населения. Если сравнивать 2009 год с 2008, то численность медперсонала увеличилась незначительно. Что касается численность медицинских сестер, то в 2009 году наблюдается уменьшение численность по сравнению с 2007 годом в среднем на 2%. В 2009 году отмечается увеличения численности медицинских сестер по сравнению с 2008 годом на 0,67%.

              Одной из самых острых медико-социальных проблем РФ является высокая смертность. Население РФ стремительно сокращается, что представляет собой одну из серьезных угроз национальной безопасности страны. По официальным данным число умерших в 2008 году составило 2080,96 тыс. чел., что на 517 чел. больше, чем в 2007 году. Коэффициент смертности по итогам отчетного года практически не изменился – 14,7 на 1000 чел. (с 2007 года – 14,6 на 1000 чел.).

              Снижение уровня смертности населения – одна из целей приоритетного национального проекта «Здоровье» и «Концепции демографической политики РФ до 2025 года». Основными причинами смертности являются болезни системы кровообращения, новообразования и внешние причины.

              В табл.6 представлены показатели младенческой и материнской смертности.

 

Таблица 6

Младенческая и материнская смертность в РФ

Годы

Младенческая смертность

Материнская смертность

Всего человек

На 1000 родившихся живыми

Всего человек

На 100000 родившихся живыми

2007

14858

9,4

354

22,0

2008

14436

8,5

354

20,7

2009

14271

8,1

388

22,0

 

              В 2009 году по сравнению с 2007 годом показатель младенческой смертности снизился с 9,4 до 8,1 на тысячу родившихся живыми, а показатель материнской смертности остался неизменным.

              По итогам 2008 года показатель материнской смертности по РФ составил 20,7 чел. на 100000 родившихся живыми и снизился по отношению к 2007 году на 5,9% (2007 год – 22,0 на 100000 родившихся живыми детей). В 2009 году показатель материнской смертности составил 22,0 на 100000 детей, родившихся живыми.

              По данным ВОЗ уровень материнской смертности в Европейских странах в 2008 году был в два раза ниже, чем уровень материнской смертности в РФ в этом же году.

 

 

2.3 Основные проблемы управления  системой здравоохранения

Министерство здравоохранения и социального развития РФ решает комплексные проблемы здравоохранения: профилактика заболеваний, медицинская помощь, проблемы инвалидности, медицинская экспертиза; обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения; охрана семьи, материнства, отцовства и детства; контроль качества лекарственных препаратов и медицинской техники; подготовка кадров и научно-исследовательская деятельность; медицинское страхование и др. [6]

Установление научно обоснованных приоритетов является лучшим способом рационального использования всех видов ресурсов. Надо учесть, что это - динамичный процесс, так как со временем приоритеты могут меняться. Это зависит также от целей - долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных - для страны, регионов и самой системы здравоохранения. [12, c.96]

Исследования в этой области помогли выделить приоритетные проблемы развития здравоохранения на ближайшие десятилетия. К их числу отнесены:

      неудовлетворительная организационная структура первичной медико-социальной помощи;

      низкий профессиональный уровень медицинских работников;

По оценкам независимых экспертов ежегодная смерть пациентов в

результате ошибочных действий медицинских работников наступает в 45-50 тысячах случаев, тогда как в Германии – 25 тыс. случаев, в Великобритании – до 33 тыс. случаев, в Нидерландах – до 6 тыс. случаев.

              Поскольку обычно экспертные оценки превышают фактическое (доказанное) число страховых случаев в 10-15 раз (в Великобритании число доказанных случаев врачебной ошибки с летальным исходом – 2159 в 2008 году; в Нидерландах – 164 в 2008 году), то число страховых случаев смерти пациента в результате дефекта оказания врачебной помощи в РФ – 4,5-5,0 тысяч в год. Число страховых случаев наступления инвалидности пациента в результате дефекта оказания медицинской помощи в РФ составляет 9-10 тысяч.

      дефицит финансирования программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи;

      недостаточно эффективная работа скорой медицинской помощи;

      неудовлетворительная работа службы интенсивной терапии и реанимации;

      отсутствие этапной стационарной медицинской помощи;

      нехватка медицинского персонала; [18]

В 2005 году средняя зарплата медработников составила 3700 рублей, что в 1,8 раза меньше, чем в промышленности, и в 4 раза меньше, чем в страховом бизнесе (по данным Госкомстата).

Зарплаты узких специалистов не увеличивались, что привело к их уходу с занимаемых должностей, и вследствие этого, к нехватке специалистов.

Внедрение новых медицинских, организационных и управлен­ческих технологий, призванных повысить качество медико-социальной помощи населению требует не только материальной базы и финансового обеспечения, но и рациональной деятельности медицинского персонала.

В 2007 году амбулаторно-поликлинические учреждения (АПУ) получили из федерального бюджета 3,5 млрд. рублей, направив их, в том числе, на повышение уровня оплаты труда врачей первичного звена. Это позволило увеличит заработную плату медицинских работников данной категории в 1,8 – 2 раза и довести ее до уровня 11 – 13 тыс. рублей в среднем по РФ, сократив тем самым разницу в уровне оплаты труда между участковыми врачами и врачами-специалистами, работающими в поликлиниках. Кроме того, наметилась положительная динамика изменения численности медицинских работников:

- врачи – с 66, 9 тыс. до 73,4 тыс.;

- медицинские сёстры - с 74,9 тыс. до 81,9 тыс.

      отсутствие системы оценки, контроля и обеспечения качества медицинской помощи;

      низкий уровень комплексности управления системой здравоохранения;

      коррупция среди медицинских работников

В РФ растёт коррупция среди медицинских работников. Большое количество статей из газет, журналов, сети интернет могут подтвердить это. Причём доминирует добровольная дача взятки пациентом, но при этом медицинский работник не отказывается от взятки (данные соц.опроса «Коррупция в сфере здравоохранения»).

Коррупционная зараза проникла практически во все отрасли медицины – это признано на высшем государственном уровне. Комитет  Государственной Думы по безопасности, проанализировав материалы Генпрокуратуры, МВД, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения пришел к неутешительным выводам - коррупция растет и в количественном, и в денежном выражении.

Неуклонно растет число возбужденных уголовных дел. Если в 1999 году, по данным МВД, было выявлено 5538 преступлений, в 2000 году - 6348, в 2003-м - 7537, а в 2004-м - 6429 преступлений, то уже в 2008 году - уже более 12000 преступлений.

Растет и сумма причиненного материального ущерба. В 2003 году ущерб составлял более 180 млн. рублей, в 2004 году - 174 млн. рублей, а за 6 месяцев 2009 года - почти 820 млн. рублей.

                  изношенность и моральное устаревание материально-технической базы учреждений здравоохранения:

- крайняя изношенность имеющегося в лечебно-профилактических учреждениях медицинского оборудования (по данным Счетной палаты РФ в эксплуатации находится до 80% физически изношенной и морально устаревшей медицинской техники;

- ряд приборов и аппаратов эксплуатируется 15-20 лет, они неоднократно выработали свой ресурс, морально устарели, что не может гарантировать высокое качество обследований и эффективность лечения. [14, c.39]

Для достижения всех вышеперечисленных целей необходимо осуществить:

1.      формирование соответствующей законодательной базы;

2.      совершенствование подготовки медицинских кадров, системы научно-исследовательской деятельности и системы материально-технического и лекарственного обеспечения;

3.      разработку адекватного информационного обеспечения;

4.      создание мониторинга за ходом реформ, внедрение системы обязательного медицинского страхования по всей стране.

     По каждому из отмеченных приоритетных направлений должны быть созданы и реализованы социальные федеральные программы. [15, c.3]

На мой взгляд, наиболее актуальными проблемами  в настоящее время являются нехватка медицинского персонала, коррупция среди медицинских работников и  низкий уровень комплексности управления системой здравоохранения.


Глава 3. Разработка системы мер по совершенствованию системы здравоохранения РФ и оценка ее эффективности

3.1. Направления совершенствования государственного управления системой здравоохранения на федеральном уровне

 

              Нынешнее положение состояния системы здравоохранения России (127-е место по данным ВОЗ на 2009 год) объясняется не столько недостаточностью финансирования здравоохранения со стороны государства и низким среднем уровнем доходов среднестатистического гражданина РФ, сколько структурными недостатками организации системы здравоохранения в целом. Особую обеспокоенность вызывает состояние первичной медико-санитарной помощи. Амбулаторно-поликлиническая служба оказалась не в состоянии обеспечить население доступным и квалифицированным медицинским обслуживанием на уровне первичного звена, где начинает и заканчивает обследование и лечение до 80% населения, обращающегося за медицинской помощью. Стали очевидными недостатки ее организации. Существенные диспропорции в объемах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (соответственно, 20-30 и 70-80% всех расходов на здравоохранение) ограничивают возможность развития материально-технической базы и приводят к расширению показаний к стационарному лечению, удорожанию медицинской помощи в целом. [16, c.16]

              В настоящее время программа государственных гарантий, оказания гражданам бесплатной медицинской помощи во многом носит декларативный характер, так как не обеспечена в полном объеме финансовыми средствами. Дефицит средств по программе составляет 30-40% от потребностей и покрывается вынужденными расходами пациентов на оплату лекарств и медицинских услуг. Кроме этого, отсутствует конкретизация государственных гарантий медицинской помощи по видам, объему, порядку и условиям ее оказания, что приводит к росту объемов «теневых» медицинских услуг, служебным злоупотреблениям и социальной напряженности.

              Требует совершенствования система обязательного страхования (ОМС), имеющая ряд серьезных системных недостатков: несбалансированность программ ОМС по видам и объемам медицинской помощи с размерами финансирования, невыполнение субъектами РФ своих обязательств по уплате страховых взносов на неработающее население в полном объеме, отсутствие механизмов реализации этих обязательств, низкая управляемость системы ОМС. Действующая система ОМС не способствует более эффективному использованию ресурсов и проведению структурных преобразований в здравоохранении. В связи с этим необходим пересмотр действующей модели ОМС: прав и обязанностей страхователей, фондов ОМС, страховых медицинский организаций, застрахованных, а также правил взаимодействия между ними. [16, c,25]

              Особую тревогу вызывает состояние материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений. Средний износ зданий медицинских учреждений составляет свыше 60%. Многие из них требуют капитального ремонта и реконструкции. Износ оборудования составляет более 80%. Для решения этой проблемы необходимо увеличить норму амортизации для отдельных амортизационных групп, применять способ ускоренной амортизации.

              В современных условиях требуется совершенствование системы планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки медицинских работников, повышение уровня их подготовки по вопросам управления и экономики здравоохранения. В целях совершенствования планирования трудовых ресурсов требуется разработка критериев оценки кадрового потенциала отрасли и научно обоснованных подходов к определению потребности в специалистах различной квалификации и профиля. Планирование численности и структуры кадров здравоохранения должно осуществляться на основе перспективного прогноза потребностей населения в медицинском, лекарственном и санитарно-гигиеническом обеспечении, построенного с учетом демографической ситуации естественного движения кадров, характера миграционных процессов и задач структурной перестройки отрасли. Одним из важнейших направлений повышения качества медицинской помощи является создание отраслевой системы стандартизации, направленной на совершенствование управления отрасли, обеспечения ее целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, лицензированию и сертификации, рациональное использование ресурсов, оптимизацию лечебно-диагностического процесса.

Информация о работе Совершенствование государственного управления системой здравоохранения на федеральном уровне