Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:22, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение государственного управления в сфере здравоохранения на федеральном уровне, и разработка мероприятий по его усовершенствованию.
Система здравоохранения РФ представляет собой сложную структуру и для ее анализа необходимо изучить организацию органов власти, ответственных за здоровье и благополучие граждан РФ, также надо сравнить показатели, характеризующие уровень обеспеченности граждан медицинскими услугами и их качество.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика государственного управления
системой здравоохранения……………………………………………………..….5
1.1 Общая характеристика государственного управления
системой здравоохранения ……………………………………………………......5
1.2 Устройство и функции федеральных органов управления
системой здравоохранения ……………………………………………...........6
1.3 Нормативная база………………………………………………………. …....13
Глава 2. Анализ деятельности системы органов здравоохранения РФ
и выявление проблем……………………………………….……………….…... 21
2.1 Показатели деятельности системы здравоохранения…………………. ....21
2.2 Анализ деятельности органов управления системой
здравоохранения……………………………………………………………….…26
2.3 Основные проблемы управления системой здравоохранения…………...30
Глава 3. Разработка системы мер по совершенствованию системы здравоохранения РФ и оценка ожидаемых результатов…………………………………………………………………….…33
3.1 Основные направления совершенствования государственного
управления системой здравоохранения на федеральном уровне …………….33
3.2. Мероприятия по совершенствованию качества медицинской помощи и ожидаемые результаты…………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………...………..41
Список литературы…………………………………………………..……….…..42
Задача формирования единого нормативно правового пространства, системы охраны здоровья населения рассматривается как приоритетное направление и основа ее реформирования. В настоящее время вопрос охраны здоровья населения регулируется более чем 40 федеральными законами. Основополагающие законодательные акты определяют принципы деятельности и пути развития всей национальной системы здравоохранения. [16, c.27]
В современных условиях основными направлениями организации системы здравоохранения является совершенствование финансово-экономического механизма, научная организация оказания медицинской помощи населению, включая использование принципов доказательной медицины, математического моделирования процессов формирования общественного здоровья и деятельности лечебно-профилактических учреждений, формирование личностных установок людей в пользу здорового образа жизни и восприятие здоровья как важнейшей жизненной ценности.
3.2. Мероприятия по совершенствованию качества медицинской помощи и ожидаемые результаты
Повышение качества и доступности медицинской помощи – это одна из важнейших целей государственной политики в области охраны здоровья граждан. По оценке экспертов, предотвратимые потери материнской и перинатальной смертности составляют 40% случаев и связаны непосредственно с низким качеством медицинской помощи. Качество медицинской помощи является основной целевой функцией и. в то же время, критерием деятельности системы здравоохранения от низшего его звена – лечебно-профилактического учреждения, до верхнего – Министерства здравоохранения.
Качество медицинской помощи обеспечивается всеми составляющими элементами системы здравоохранения: материально-техническим обеспечением, кадровыми, научными, организационными, финансовыми, интеллектуальными, информационными ресурсами. Результат деятельности системы здравоохранения определяется ее построением, функционированием, порядком взаимодействия всех элементов. Из этого следует, что в основе улучшения качества лежит изменение самой системы. [19, c. 47]
Основными проблемами качества труда медицинских работников, по мнению территорий, являются:
- отсутствие мотивации медицинских работников в качественном и интенсивном труде, профессиональном росте, так как труд оплачивается в независимости от объема, качества, эффективности и социальной значимости;
- невозможность осуществлять свои профессиональные функции по причине изношенности материально-технической базы;
- кадровый дефицит лечебно-профилактических учреждений;
- падение престижности профессии медицинского работника и нежелание специалистов работать по профессии медицинского работника в связи с низкой оплатой труда при значительном увеличении интенсивности и чрезвычайно высокой профессиональной ответственности; социальной незащищенностью – отсутствием социальных льгот (бесплатного или льготного лечения, в том числе, санаторно-курортного, страхования профессиональной ответственности). [19, c. 49]
Для решения такой проблемы, как нехватка медицинских кадров, необходимо улучшить благосостояние медицинских работников, повысить квалификацию медицинских работников путем внедрения новых технологий обучения, повышать мотивацию к труду.
Медицинские работники должны поддерживать свой уровень знаний на современном уровне, иначе они не смогут качественно лечить людей. Любой труд, так же, как и труд медицинских работников, должен приносить работнику удовлетворение – только в этом случае человек может качественно трудиться, отдавая все силы работе. Работа врачей должна поощряться не только высокой зарплатой, но и грамотами и наградами, денежными вознаграждениями, доской почета, кроме того, медицинский работник дожжен иметь возможность публиковаться, получать ученые степени, если у него есть к этому способности.
Необходимо внедрить новую систему оплаты труда медицинских работников, ориентированную на конечный результат, то есть, чтобы оплата труда зависела от объема и качества оказываемых услуг. Дифференцированная система оплаты труда будет заинтересовывать медицинских работников в качественном выполнении своих трудовых обязанностей.
Одной из причин нехватки кадров медицинских работников является падение престижности профессии медицинского работника. Для решения этой проблемы необходимо обеспечить медицинского работника полным набором социальных льгот (бесплатного или льготного лечения, в том числе санаторно-курортного, страхования профессиональной ответственности, устройство детей в детсады, возможность получить жилье)
Таблица 2
Мероприятия по совершенствованию качества медицинской помощи и ожидаемые результаты
Проблемы | Основные направления совершенствования | Мероприятия | Объем и источники финансирования | Ожидаемые результаты |
Нехватка кадров медицинских работников | Совершенствование кадровой политики | Переход на дифференцированную систему оплаты труда с учетом объема качества и конечных результатов | Объем финансирования потребуется достаточный, но за счет внедрения новой системы оплаты труда средства будут экономиться. Источником финансирования будут средства фондов ОМС | Дифференцированная оплата труда будет стимулировать медицинских работников на качественное выполнение свое работы, что повысит качество медицинской помощи в несколько раз |
Низкий профессиональный уровень медицинских работников | Совершенствование кадровой политики | Развитие системы стандартов качества подготовки и порядка допуска к профессиональной деятельности. Совершенствование системы контроля качества подготовки специалистов, системы самообразования, системы аттестации медицинских работников | Источник финансирования – федеральный бюджет. Ориентировочная стоимость этих мероприятий – 1900 тыс. руб. | Эти мероприятия обеспечат отрасль качественным трудовыми ресурсами |
Изношенность материально-технической базы, несоответствие уровня ее оснащенности современным требованиям | Улучшение состояний материально-технической базы | Обеспечить плановое обновление медицинского оборудования | В течение первых трех лет для компенсации годового износа оборудования потребуется выделять 200 млрд.руб. ежегодно. После этого объемы финансирования могут быть снижены до уровня 150 млрд. руб. в год, что обеспечит поддержание парка медицинского оборудования в стабильном состоянии с износом 50%. Источник финансирования – федеральный бюджет | Обновление устаревшего оборудования приведет к повышению эффективности всех действий работников здравоохранения, основанных на эксплуатации и использовании результатов работы диагностического и лечебного оборудования, которое составляет основной объем медицинских манипуляций. |
Заключение
В настоящее время возрастает значимость системы здравоохранения, как важного компонента обеспечения здоровья населения. Здравоохранение как социальный институт воздействует на формирование и эффективное использование человеческого капитала выступает в качестве социальной предпосылки экономического роста, фактора обеспечения конкурентоспособности экономики страны на мировом рынке.
Целью данной курсовой работы было изучение государственного управления в сфере здравоохранения на федеральном уровне, и разработка мероприятий по его усовершенствованию.
В ходе анализа, в курсовой работе был выявлен ряд проблем, таких как:
неудовлетворительная организационная структура первичной медико-
социальной помощи;
недостаточно эффективная работа скорой медицинской помощи;
неудовлетворительная работа службы интенсивной терапии и реанимации;
отсутствие этапной стационарной медицинской помощи;
нехватка медицинского персонала;
отсутствие системы оценки, контроля и обеспечения качества медицинской помощи;
коррупция среди медицинских работников;
изношенность и моральное устаревание материально-технической базы учреждений здравоохранения;
низкий уровень оплаты труда медицинских работников;
низкий профессиональный уровень медицинских работников;
дефицит финансирования программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
В третьей главе были определены основные направления по
совершенствованию государственного управления системой здравоохранения – качества медицинской помощи. По этому направлению были выявлены проблемы и предложены мероприятия по их решению, а также определены ожидаемые результаты.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Бюджетный кодекс.
3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1999 N 214-ФЗ).
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
5. Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
6. Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 321.
7. Положение о Фонде социального страхования РФ.
8. Положение о лицензировании медицинской деятельности.
9. Плешанов А.В., Симпсон Д., Марченко и др. Среднесрочные национальные стратегии макрорасходов на разработку и внедрение новых технологий в здравоохранении. – М.: МЦФЭР, 2007. – 144с.
10. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат.-М., 2009. – 775с.
11. Система государственного управления: учебник для студентов вузов/А.В. Пикулькин.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-639с.
12. Власов В.В., Реброва О.Ю. Качество медицинской помощи и стандартизация//Заместитель главного врача.-2010.-№1.-с.66-73.
13. Демографическая политика России и приоритетный национальный проект «Здоровье»//Заместитель главного врача.-2010.-№1.-с.25-35.
14. Кудрявцев Ю.С., Филонова О.Л., Зениченко В.Я., Новиков С.В. Медико-техническое обеспечение системы здравоохранения-проблемы и пути решения//Менеджер здравоохранения.-2007.-№12.-с.
15. Методические подходы к оценке риска здоровья населения на основе статистических данных//Медицинская статистика и оргмедработы в учреждениях здавоохранения.-2010.-№11.-с.
16. О соблюдении конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощью и на социальное обеспечение//Здравоохранение. Журнал для руководителей и главного бухгалтера.-2009.-№12.-с.16-
17. Отчет о деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ в 2008г. и о планах на 2009г. Минздрав соцразвития России, 2009, с.12
18. Перхов В.И. О проблемах нормирования объемов больничной помощи в Российской Федерации//Заместитель главного врача.-2010.-№4.-с.25-36.
19. Проблемы финансирования здравоохранения и качества оказания медицинской помощи//менеджер здравоохранения.-2007.-№12.-с.
20. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения РФ//Медицинская статистика и оргмедработы в учреждениях здравоохранения.-2010.-№11.-с.