Совершенствование государственного управления системой здравоохранения на федеральном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:22, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является изучение государственного управления в сфере здравоохранения на федеральном уровне, и разработка мероприятий по его усовершенствованию.
Система здравоохранения РФ представляет собой сложную структуру и для ее анализа необходимо изучить организацию органов власти, ответственных за здоровье и благополучие граждан РФ, также надо сравнить показатели, характеризующие уровень обеспеченности граждан медицинскими услугами и их качество.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика государственного управления
системой здравоохранения……………………………………………………..….5
1.1 Общая характеристика государственного управления
системой здравоохранения ……………………………………………………......5
1.2 Устройство и функции федеральных органов управления
системой здравоохранения ……………………………………………...........6
1.3 Нормативная база………………………………………………………. …....13
Глава 2. Анализ деятельности системы органов здравоохранения РФ
и выявление проблем……………………………………….……………….…... 21
2.1 Показатели деятельности системы здравоохранения…………………. ....21
2.2 Анализ деятельности органов управления системой
здравоохранения……………………………………………………………….…26
2.3 Основные проблемы управления системой здравоохранения…………...30
Глава 3. Разработка системы мер по совершенствованию системы здравоохранения РФ и оценка ожидаемых результатов…………………………………………………………………….…33
3.1 Основные направления совершенствования государственного
управления системой здравоохранения на федеральном уровне …………….33
3.2. Мероприятия по совершенствованию качества медицинской помощи и ожидаемые результаты…………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………...………..41
Список литературы…………………………………………………..……….…..42

Работа состоит из  1 файл

СГУ мой курсовик.doc

— 283.50 Кб (Скачать документ)

  В табл. 2 представлена динамика количества амбулаторно-поликлинических учреждений в РФ за период с 2005г. по 2009г. За этот период число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений возросло на 0,7 тысячи. [10, c.421]

     В табл. 3 представлена динамика количества станций (отделений) скорой медицинской помощи в РФ за период с 2006г. по 2009г. За этот период число станций (отделений) скорой мед. помощи возросло на 122.

Таблица 3

Количество станций (отделений) скорой медицинской помощи в РФ

Год

Число станций (отделений) скорой мед. помощи

2005

3172

2006

3212

2007

3252

2008

3268

2009

3294

 

     Разновидностями аптечных учреждений в РФ являются аптеки: готовых лекарственных форм, производственные, производственные с правом изготовления асептических препаратов, больничные, межбольничные, учреждений здравоохранения, гомеопатические, центральные, районные, городские; аптечные пункты: с правом изготовления лекарственных средств и без права изготовления лекарственных средств; аптечные киоски и аптечные магазины.

     В РФ в последние годы объем производства в фармацевтической промышленности снижался. В частности, в 2006г. по сравнению с 2005г. уменьшился выпуск препаратов большинства фармакотерапевтических групп, в том числе для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, болеутоляющих, жаропонижающих и противовоспалительных средств, препаратов для лечения сахарного диабета, глазных и психоневрологических заболеваний, противотуберкулезных и витаминных и других групп препаратов, в том числе и жизненно необходимых. [20, c.29]

     Объем произведенных лекарственных средств за 10 месяцев 2009г. составил в денежном выражении 30,9 млрд. руб., что составляет 104,4% к соответствующему периоду 2008г.

     За 10 месяцев 2009г. медицинской техники произведено на 9 млрд. руб., что составляет 97,8% к соответствующему периоду 2008г. Наибольшее падение производства наблюдалось в Северо-Западном федеральном округе – 57,7% от объема производства января-октября 2008г. Самый заметный рост (126,9%) – в Уральском федеральном округе. При этом средний износ оборудования в учреждениях здравоохранения составляет 65%, а износ основных фондов – 30%. [19, c. 47]

Изношенность и моральное устаревание материально-технической базы учреждений здравоохранения:

       крайняя изношенность имеющегося в лечебно-профилактических учреждениях медицинского оборудования (по данным Счетной палаты РФ в эксплуатации находится до 80% физически изношенной и морально устаревшей медицинской техники;

       ряд приборов и аппаратов эксплуатируется 15-20 лет, они неоднократно выработали свой ресурс, морально устарели, что не может гарантировать высокое качество обследований и эффективность лечения. [15, c.36]

Укомплектованность врачами учреждений, которые ориентированы в основном на оказание первичной медицинской помощи составляет всего 56%. 

     В табл. 4 представлены данные о численности медицинских кадров в РФ.

Таблица 4

Численность медицинских кадров в РФ

Год

Численность врачей

Численность среднего мед. персонала

Всего, тыс.чел.

На 10000 чел. населения

Всего, тыс.чел.

На 10000 чел. населения

2007

707,3

49,8

1542,5

108,6

2008

703,8

49,6

1511,2

106,5

2009

711,3

50,1

1517,6

106,9

     Из данных табл. 4 можно сделать вывод о том, что общая численность врачей в РФ за период с 2007г. по 2009г. возросла на 4.0 тыс. человек, а общая численность среднего медицинского персонала сократилась на 24,9 тыс. человек. При этом количество врачей на 10000 человек населения увеличилось на 0,3, а количество среднего медицинского персонала на 10000 человек населения уменьшилось на 1,7.

     Медицинские услуги оплачиваются из трех источников: государственного (муниципального) бюджета, фонда обязательного медицинского страхования, средств пациента.

Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в Российской Федерации являются:

1. средства республиканского (Российской Федерации) бюджета, бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов местных Советов народных депутатов;

2. средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;

3. личные средства граждан;

4. безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

5. доходы от ценных бумаг;

6. кредиты банков и других кредиторов;

7. иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.[19, c.29]

Из этих источников формируются финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения и финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения используются для:

        1. финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ;

2. обеспечения профессиональной подготовки кадров;

3. финансирования научных исследований;

4.развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;

5. субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;

6. оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

7. финансирования медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;

8. оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

     За счет бюджетных средств оплачивается гарантированный объем бесплатной медицинской помощи при сохранении ее общедоступности для всех граждан.

 

2.2 Анализ деятельности органов управления системой здравоохранения и выявление проблем

              Одними из основных функций органов управления здравоохранением являются улучшение здоровья населения, повышение рождаемости населения, обеспечение доступности и повышение качества медицинских услуг, обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки, разработка и реализация современных медицинских технологий, подготовка кадров сферы здравоохранения и социального развития и т.д.

              В докладе «О результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития на 2008 и на период до 2010 г» был поставлен ряд задач. Одна из них – повышение эффективности функционирования отрасли здравоохранения. Результатами повышения эффективности функционирования системы здравоохранения должны стать: увеличение объема амбулаторно-поликлинической помощи, оптимизация деятельности стационара, службы скорой медицинской помощи, переход на страховой принцип финансирования в здравоохранении.

              В 2008 году объем медицинской помощи, оказанной в дневных стационарах, был ниже норматива на 14,0%, объем амбулаторной медицинской помощи – на 0,8%. В то же время фактически выполненные объемы по наиболее затратным скорой и стационарной медицинской помощи превысили нормативы соответственно на 7,9 и 2,3%. Высокие показатели объема скорой медицинской помощи при низких значениях показателя объема амбулаторной медицинской помощи свидетельствуют о недостаточной эффективности работы первичного звена здравоохранения, в частности – его профилактического направления.

              На это также указывает увеличение в 2008 году на 1,4% показателя средней продолжительности временно нетрудоспособности в связи с заболеванием в расчете на одного работающего. В 45 субъектах РФ средняя продолжительность временной нетрудоспособности в связи с заболеванием в расчете на одного работающего в 2008 году имеет уровень выше среднероссийского.

              Одним из показателей, оценивающих качество и доступность медицинской помощи, является уровень госпитализации. Уровень госпитализации в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения остался практически на уровне 2007 года и в 2008 году составил 21,7 случая на 100 чел. населения. При этом, в 58 субъектах РФ уровень госпитализации в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения в 2008 году был выше среднероссийского.

              Сравнительный анализ фактически достигнутых в 2008 году показателей уровня госпитализации в государственные и муниципальные5 учреждения здравоохранения и объема амбулаторной медицинской помощи показал, что в 57% случаев регионы с высоким уровнем госпитализации в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения имеют показатели объемов амбулаторной и медицинской помощи ниже среднероссийского значения и федерального норматива. Это также свидетельствует о недостаточно эффективной работе амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения по профилактике заболеваний и об ограничении доступности для населения медицинской помощи.

              Один из основных индикаторов, отражающих доступность для населения качественной бесплатной медицинской помощи, - удовлетворенность населения медицинской помощью. В целом по РФ среднее значение показателя «удовлетворенности населения медицинской помощью» составляет 32,7%.

              Неотложные меры в здравоохранении не могут быть решены без хорошо подготовленных компетентных работников здравоохранения. Кадровые ресурсы – ключевой фактор, определяющий эффективность функционирования служб здравоохранения.

              Численность врачей в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (на конец 2008 года) в целом по РФ составила 49,6 чел. на 10000 населения, средних медицинских работников – 106,5 чел. на 10000 населения.

              Соотношение численности врачей и численности средних медицинских работников в РФ составляет 1:2,5 (на одного врача приходится 2,5 медицинских сестры), тогда как по рекомендации ВОЗ это соотношение должно составлять 1:4. Эти цифры свидетельствуют о недостатке средних медицинских работников в РФ. Между тем, эффективность работы отрасли здравоохранения напрямую зависит от их численности, так, сестринское обслуживание рассматривается как один из наиболее востребованных ресурсов по предоставлению услуг в здравоохранении. В табл. 5 представлена численность среднего медицинского персонала по отдельным специальностям.

Таблица 5

Численность среднего медицинского персонала по отдельным специальностям

 

Численность среднего медицинского персонала -

Всего, тыс. чел.

На 10000 чел. населения

2007

2008

2009

2007

2008

2009

всего

1542,5

1511,2

1517,6

108,6

106,5

106,9

Из них:

 

 

 

 

 

 

Фельдшеры

160,2

158,4

159,0

11,3

11,2

11,2

Акушерки

67,0

66,9

67,1

8,8

8,8

8.8

Медицинские сестры

1060,1

1037,7

1044,0

74,7

73,1

73,6

Лаборанты

105,7

102,9

102,4

7,4

7,3

7,2

Рентгенолаборанты

32,5

32,4

33,1

2,3

2,3

2,3

Зубные врачи

25,0

22,7

22,3

1,8

1,6

1,6

Информация о работе Совершенствование государственного управления системой здравоохранения на федеральном уровне