Теории происхождения государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 03:20, реферат

Описание

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Содержание

Введение 3
Теории происхождения государств 4
Теологическая или божественная теория 4
Патриархальная теория 6
Договорная теория 7
Теория насилия 12
Психологическая теория государства 15
Расовая теория 17
Органическая теория 18
Материалистическая (классовая) теория 19
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 55.16 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия» 

Санкт-Петербургский  имени В.Б. Бобкова  филиал

Российской  таможенной академии 

Кафедра теории и истории  государства и  права 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине «Основы теории государства и права»

на тему: «Теории происхождения государств» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Выполнил: студентка 1511-з группы

                              Демина Анна Александровна

                              Проверил:

                                преп. Рущин Д.А. 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010

Оглавление

Введение 3

Теории происхождения государств 4

Теологическая или божественная теория 4

Патриархальная теория 6

Договорная теория 7

Теория насилия 12

Психологическая теория государства 15

Расовая теория 17

Органическая теория 18

Материалистическая (классовая) теория 19

Заключение 22

Список используемой литературы 23 

Введение

 

         Изучение  процесса происхождения государства  и права имеет не только чисто  познавательный, академический, но и  политико-практический характер. Оно  позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность  проанализировать причины и условия  их возникновения и развития. Позволяет  четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место  и роль в жизни общества и политической системы.

         Среди теоретиков государства и права  никогда не было раньше и в настоящее  время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении  процесса происхождения государства  и права. При рассмотрении данного  вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные  исторические факты, что первыми  государственно-правовыми системами  в Древней Греции, Египте, Риме и  других странах были рабовладельческие  государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и  ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь  возникали не рабовладельческие, а  феодальные государство и право.

         Не  оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства  и права. Однако этого нельзя сказать  обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и  характере происхождения государства  и права. Над единством или  общностью мнений здесь преобладает  разнобой.

         В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих  процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные  взгляды и суждения различных  групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды  и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного  процесса возникновения и развития государства и права.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Теории  происхождения государств

 

         Важное значение как в теоретическом,  так и в практико-политическом  отношении имеет изучение происхождения  государства и права.

             Следует заметить, что этот вопрос  будоражил воображение не одного  поколения людей. Были созданы  десятки самых различных теорий  и доктрин, высказаны сотни,  если не тысячи самых различных  предположений. Вместе с тем  споры о природе государства  и права продолжаются и по  сей день. Раскрыть все теории  не представляется возможным  в силу их многообразия, поэтому  остановимся лишь на некоторых  из них, наиболее известных  и распространённых. К числу последних  справедливо будет отнести: 

        - теологическую  (божественную),

        - патриархальную,

        - договорную,

        - насилия,

        - психологическую,

        - расовую,

        - органическую,

        - материалистическую (классовую) теории.

    Рассмотрим  кратко каждую из выше перечисленных  теорий. 

Теологическая или божественная теория

    Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и  Вавилоне возникли идеи божественного  происхождения государства и  права. В силу особых взглядов и воззрений  части общества духовенству удавалось  оказывать значительное влияние  на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды  развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая  теория завоевала в период становления  и развития феодализма.

              На рубеже XII - XIII в западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и являются слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога».

               Примерно в тот же период  появляется и развивается учение  широко известного и в просвещённом  мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

              Религиозные учения о происхождении  государства и права имеют  хождение и поныне. Наряду с  ними продолжают существовать  идеи, высказанные еще в Древнем  Риме о том, на возникновение  и развитие государства и права  решающее влияние оказали человеческие  слабости и страсти. Среди них  жажда денег и власти, алчность, честолюбие. высокомерие, жестокость  и другие отрицательные человеческие  черты и страсти. «Что послужило  главной причиной упадка римского  государства?» - спрашивает римский  историк первого века до н.  э. Гай Саллюстий Крисп в  известной его работе «Заговор  Кастилины». И тут же отвечает: «упадки нравов, стяжательство, страсть  к распутству, обжорству и прочим  излишествам».1

             Всё сказанное о падении нравов  населения окончательно подорвало  моральные основы Римского государства  и оно было обречено. Так может  случиться с любым государством. Нравы - положительные и отрицательные,  добрые и злые - несомненно играют  и играли значительную роль  в процессе становления и развития  государства и права. Важную, но  не решающую. Они являются скорее  следствием, но не первопричиной,  хотя и могут выступать на первый план.

             Научные исследования и выводы  свидетельствуют о том, что  государственная организация приходит  на смену родоплеменной организации.  Право - на смену обычаям. И  происходит это не в силу  самого по себе изменения общественных  нравов, религиозных воззрений и  взглядов. А в силу коренных  изменений в экономической сфере  и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению  первобытнообщинного строя и  к утрате способности первобытными  обычаями регулировать общественные  отношения в новых условиях.

             В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения  труда быстро усилилось имущественное  расслоение. Появились богатые и  бедные. В целях получения остаточного  продукта стал широко использоваться  не только труд военных, но  и труд своих сородичей. Имущественное  неравенство повлекло за собой  социальное неравенство. Общество  постепенно, в течении многих  тысячелетий расслаивалось на  различные, со своими собственными  интересами и своим собственным,  далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы, социальные  прослойки.

              Во всей Галлии, писал по этому  поводу Гай Юлий Цезарь, существуют  вообще только два класса людей,  пользуются известным значением  и почётом, ибо простой народ  держат на положении рабов:  сам по себе он ни на, что  не решается и не допускается  ни на какое собрание. Большинство,  страдая от долгов, больших налогов  и обид со стороны сильных,  добровольно отдается в рабство  знатным, которые имели над  ними все права господ над  рабами.    

               В новых общественно-экономических  условиях прежняя система организации  власти - родоплеменная организация,  рассчитанная на управление обществом,  не знавшим имущественного разделения  и социального неравенства, оказалась  бессильной перед растущими изменениями  в сфере экономики и социальной  жизни, усиливающимися противоречиями  в общественном развитии, перед  углубляющимся неравенством.

             «Родовой строй, - писал Ф. Энгельс  в работе «Происхождение семьи,  частной собственности и государства», - отжил свой век. Он был взорван  разделением труда и его последствием - расколом общества на классы. Он был заменен государством».2 Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя. Частично - путём полного вытеснения последних.

               Таким образом государство не  навязывается обществу извне.  Оно возникает на его основе  естественным путём. Вместе с  ним оно развивается и совершенствуется.

              До появления имущественного  разделения населения и социального  неравенства общество не нуждалось  в праве. Оно вполне могло  обходиться и обходилось с  помощью обычаев, регулировавших  все общественные отношения. Однако  положение коренным образом изменилось, противоречащими друг другу и  противоборствующими интересами.

             Прежние обычаи, рассчитанные на  полное равенство членов общества  и на добровольное соблюдение  содержащихся в них правил, в  новых условиях оказались бессильными.  Появилась жизненная необходимость  в новых правилах - регуляторах  общественных отношений, которые  бы учитывали коренные изменения  в обществе и обеспечивались  бы не только силой общественного  воздействия, но и государственным  принуждением. Таким же регулятором  стало право.

Информация о работе Теории происхождения государств