Теории происхождения государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 03:20, реферат

Описание

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Содержание

Введение 3
Теории происхождения государств 4
Теологическая или божественная теория 4
Патриархальная теория 6
Договорная теория 7
Теория насилия 12
Психологическая теория государства 15
Расовая теория 17
Органическая теория 18
Материалистическая (классовая) теория 19
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 55.16 Кб (Скачать документ)

         Материалистическая  теория выделяет три основные формы  возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

         Афинская  форма - классическая. Государство возникает  непосредственно и преимущественно  из классовых противоречий формирующихся  внутри общества.

         Римская форма отличается тем, что родовое  общество превращается в замкнутую  аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебей2ской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.

         Германская  форма - государство возникает как  результат завоевания обширных территорий для государства над которыми родовой строй не дает ни каких  средств.

         Основные  положения материалистической теории представлены представлены в работах  К. Маркса и Ф. Энгельса.

         Классовость и экономическая обусловленность  права является важнейшим принципиальным положением марксистской теории. Основным содержанием этой теории является представление  о том, что право является продуктом  классового общества; выражением и  закреплением воли экономически господствующего  класса. При данных отношениях «господствующие  индивиды... должны конституировать  свою силу в виде государства и  придать своей воле... всеобщее выражение  в виде государственной воли, в  виде закона». То есть, возникновение  и существование права объясняется  необходимостью закрепления воли экономически господствующего класса в виде законов  и нормативным регулированием общественных отношений в интересах этого класса. «Право есть лишь возведенная в закон воля».

         Впоследствии  положения марксисткой теории прочно вошли в отечественное право. На основе классового признака права  делался вывод, что в обществе, где отсутствуют антагонистические  классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и  слоев общества, руководимых рабочим  классом.

         Право полностью только тогда, когда общество осуществит правило: «от каждого  по способности, каждому по потребностям», то есть когда люди настолько привыкнут  к соблюдением основных правил общежития, что они добровольно будут  трудиться по способностям.

         Материалистическая  теория ограничивает жизнь права  историческими рамками классового общества. Она считает, что право - исторически преходящее явление, которое  необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением  классов, оно утратит полностью  свою социальную ценность. Маркситско-ленинская  теория утверждает, в полной мере определяемое его волей.

         Заслугой  марксизма являются постулаты о  том, что право - это необходимый  инструмент обеспечения экономической  свободы индивида, являющийся «беспристрастным»  регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают  и реализуют объективные потребности  общественного развития в рамках дозволенного и запрещенного поведения  участников общественных отношений.

         Представители других концепций и теорий происхождения  государства считают положения  материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают  психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение  государства. Тем не менее, считает  Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому «в конечном счете» можно увязать «даже высокие  и благородные чувства человека с материальной стороной его существования». «Во всяком случае, - продолжает Шершеневич, - экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез  в учении об обществе, способную  лучше всего объяснить массу  общественных явлений». 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

           Уже тысячелетия люди живут  в условиях государственно-правовой  действительности. Они являются  гражданами определенного государства,  подчиняются государственной власти, сообразуют свои  действия с  правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой  древности они стали задумываться  над вопросами о причинах и  путях возникновения государства  и права. Создавались самые  разнообразные теории, по-разному  отвечающие на такие вопросы.  Множественность этих теорий  объясняется различными историческими  и социальными условиями, в  которых жили их авторы, разнообразием  идеологических и философских  позиций, которые они занимали.

         Государство явление многогранное. Рассмотренные  нами теории по разному объясняют  причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной  теории вряд ли возможно, хотя такие  попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных  сторон процесса возникновения государства.

         История цивилизации знает десятки, сотни  правовых теорий. Глубокие умы человечества в течении веков бились над  разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли  проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

         В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и  государства может быть сведено  к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается  в объяснение государства и права  как средств силы, средств преодоления  общественных противоречий и обеспечения  порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки  зрения государство и право является орудиями и средствами в руках  одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства  и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно  эта позиция обоснована теорией  насилия. Вторая точка зрения состоит  в том, что государство и право  обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции  в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные  интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.  
 
 
 
 

Список  используемой литературы

 
  1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1993 г.
 
  1. Алексеев С.С. Общая теория права. т.1. М., 1981 г.
 
  1. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996
 
  1. Храпанюк В.Н. Теория государства и права М., 1993.

Информация о работе Теории происхождения государств