Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 03:20, реферат
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Введение 3
Теории происхождения государств 4
Теологическая или божественная теория 4
Патриархальная теория 6
Договорная теория 7
Теория насилия 12
Психологическая теория государства 15
Расовая теория 17
Органическая теория 18
Материалистическая (классовая) теория 19
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.
Афинская
форма - классическая. Государство возникает
непосредственно и
Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебей2ской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.
Германская форма - государство возникает как результат завоевания обширных территорий для государства над которыми родовой строй не дает ни каких средств.
Основные положения материалистической теории представлены представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.
Классовость
и экономическая
Впоследствии
положения марксисткой теории прочно
вошли в отечественное право.
На основе классового признака права
делался вывод, что в обществе,
где отсутствуют
Право полностью только тогда, когда общество осуществит правило: «от каждого по способности, каждому по потребностям», то есть когда люди настолько привыкнут к соблюдением основных правил общежития, что они добровольно будут трудиться по способностям.
Материалистическая
теория ограничивает жизнь права
историческими рамками
Заслугой
марксизма являются постулаты о
том, что право - это необходимый
инструмент обеспечения экономической
свободы индивида, являющийся «беспристрастным»
регулятором отношений
Представители
других концепций и теорий происхождения
государства считают положения
материалистической теории односторонними,
неверными, так как они не учитывают
психологических, биологический, нравственных,
этнический и других факторов, обусловивших
формирование общества и возникновение
государства. Тем не менее, считает
Шершеневич, огромная заслуга экономического
материализма состоит в доказательстве
выдающегося значения экономического
фактора, благодаря которому «в конечном
счете» можно увязать «даже высокие
и благородные чувства человека
с материальной стороной его существования».
«Во всяком случае, - продолжает Шершеневич,
- экономический материализм
Уже тысячелетия люди живут
в условиях государственно-
Государство
явление многогранное. Рассмотренные
нами теории по разному объясняют
причины происхождения
История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.
В
наиболее общем виде все разнообразие
взглядов на разнообразие права и
государства может быть сведено
к противостояний двух исходных принципиальных
позиций. Одна из них заключается
в объяснение государства и права
как средств силы, средств преодоления
общественных противоречий и обеспечения
порядка прежде всего путем насилия,
путем принуждения. С этой точки
зрения государство и право является
орудиями и средствами в руках
одной части общества для провидения
своей воли, для подчинения этой
воли других членов общества. Суть государства
и права составляет силу принуждения,
подавления. Наиболее четко и последовательно
эта позиция обоснована теорией
насилия. Вторая точка зрения состоит
в том, что государство и право
обеспечивает порядок в обществе
путем снятия противоречия, достижения
социальных компромиссов. С этой позиции
в деятельности государства, функционирование
права выражается общие скоординированные
интересы различных групп общества.
Суть государства и права составляет
общественное согласие, компромисс. Наиболее
четко эта позиция обоснована
теорией общественного