Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 20:54, курсовая работа
Целью своего исследования является проведение историко-философского анализа основных концепций теории прав человека и гражданина на различных этапах формирования юридической мысли в России и зарубежем, определение основных признаков и понятия естественного права в современной юриспруденции. Достижение цели данного исследования предполагает решение ряда задач:
рассмотреть предпосылки формирования естественно-правовой концепции прав человека и гражданина и изучить основные этапы ее формирования;
изучить основные подходы к пониманию прав человека и гражданина ХХ века
проанализировать современное понимание прав человека и гражданина в контексте конституционного правосознания
Введение
I. Зарождение и развитие взглядов зарубежных ученых о естественном праве (V в. д.н.э – XIX в.)
II. Развитие теории естественного права в России (XIX- нач. XX вв.)
1.Тенденции развития естественного права в России в XX в. Юридические гарантии.
III. Понятие и признаки естественного права в современной юриспруденции.
1. Взгляды ученых на естественное право как на социальное явление. Виды естественных прав человека.
2. Признаки, источники и понятие естественных прав человека
Заключение
Список источников
Применительно
к рассматриваемой нами категории
прав, имеющих неимущественный
Изложенное позволяет подчеркнуть еще две особенности естественных прав человека.
Во-первых,
они реализуются
Во-вторых, реализация естественных прав осуществляется объективно, независимо от воли людей. Такой вывод основывается на следующих положениях. Человек не выбирает родителей, времени и места рождения, пола; все это он, повзрослев, воспринимает как объективную данность, совершенную помимо его желаний и интересов. Организм развивается по определенным биологическим законам, которые человек также не в состоянии изменить. В процессе жизнедеятельности человек принужден непрерывно осуществлять выбор вариантов своего поведения, поскольку это обусловлено особенностью его биологической организации, а также необходимым условием развития. Человек не в состоянии быть несвободным по своему желанию, и, таким образом, право на свободу также реализуется объективно.
В процессе развития человечества установились такие общественные отношения, в соответствии с которыми достоинство личности, личная неприкосновенность приобрели качества фундаментальных социальных ценностей, что находит отражение в высших законодательных актах, в охране их государством. Поэтому права на достоинство и неприкосновенность реализуются человеком с рождения, и он не может отказаться от их реализации. Приведенные особенности составляют четвертый признак естественных прав человека.
Таким образом, можно определить следующие сущностные признаки естественных прав человека:
1) возникновение с момента рождения;
2) неотчуждаемость (неотъемлемость);
3) выражение наиболее существенных возможностей развития человека;
4) непосредственный и объективный характер реализации.
По данным признакам естественные права отделяются от других субъективных прав.
Приведенные положения, с учетом предыдущих рассуждений, позволяют выделить и отнести к источникам естественных прав:
1) жизнедеятельность человека как разумного существа (биологический источник; данный источник порождает право на жизнь и свободу);
2) материальные условия жизни людей (материальный источник);
3) общественные отношения (социальный источник; достоинство и неприкосновенность есть продукт общественных отношений, социальной жизни, поскольку эти блага обретают подобающую им ценность как раз в процессе общения людей);
4) нормативные акты (формально-юридический источник51.).
Все источники равнозначны, поскольку без одного не смог бы появиться другой, и вряд ли правильно в этой связи выделять нормативный акт в качестве "ведущего источника"
С
учетом изложенного сущность естественных
прав заключается в отражении
в нормативных актах
В результате обобщенное понятие естественного права человека определяется следующим образом: это субъективное неотчуждаемое право, получаемое человеком от рождения, которое реализуется им непосредственно, объективно и удовлетворяет одну из высших социальных ценностей или потребностей, исходящих из природы человека, также сформировавшихся в процессе общественного развития.
Как отмечалось, в числе естественных прав особое место занимает право на жизнь. Это "первейшее право" (Ф.М. Рудинский) находится на вершине естественно-правовой, как и в целом субъективно-правовой пирамиды, что вполне понятно: при лишении жизни все другие права теряют смысл.
Наряду с правом на жизнь наиболее значимыми естественными правами являются права на свободу, на достоинство личности, наличную неприкосновенность, зафиксированные в международно-правовых документах по правам человека, а также в Конституции Российской Федерации (ст. 20,21). Более того, именно эти права человека, абсолютно справедливо поставленные в первый ряд в перечне конституционных прав и свобод, исчерпывают круг обобщенных, целостных естественных прав человека, являются первичными естественными правами.
Все другие естественные права представляют собой так называемые вторичные права, исходящие из основных, первичных, либо входящих в первичные в качестве их частей, составляющих. Например, право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции Российской Федерации), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) можно считать компонентами права на жизнь. Свобода передвижения (ст. 27), свобода мысли (ст. 29) - составляющие обобщенного понятия свободы. Право на защиту доброго имени (ст. 23) вытекает из права на достоинство личности. Право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23), право на неприкосновенность жилища (ст. 25) — части права на личную неприкосновенность.
Указанные обстоятельства дают основание выделить естественные права человека на жизнь, свободу, достоинство личности и личную неприкосновенность в качестве фундаментальных человеческих ценностей и поставить их в один иерархический ряд. Отметим еще одно обстоятельство, связанное с особенностями реализации естественных прав. Оно заключается в том, что естественные права получают развитие в позитивных правах, но на более низком правотворческом уровне. Например, то же естественное право на жизнь (безотносительно оттого, закреплено оно в конституции, как сейчас, или нет, как это было в нашей стране в предыдущих конституциях) обеспечивается целым рядом позитивных прав, например, на защиту со стороны правоохранительных органов в случаях угрозы жизни или право на необходимую оборону.
Мы
можем констатировать, таким образом,
что естественные права составляют
правовую материю и обладают признаками
права. Вместе с тем они имеют
свои особенности, специфику, которые
касаются прежде всего момента создания
права.
Заключение
Проблема
исследования основных концепций прав
человека и гражданина никогда не
утратит своей актуальности. Вообще
теория прав человека как наука призвана
изучать природу и сущность этого
явления, его генезис, социальные, философские,
политические, этические, религиозные
предпосылки. Важнейшее место в науке
о правах человека отводится исследованию
взаимодействия прав человека и государства.
Так же она рассматривает их не только
как явление юридическое; она раскрывает
связь этих прав с политикой, нравственностью,
философией, религией, поскольку права
человека – это сложное многомерное образование.
Правовое демократическое государство
признаёт приоритет прав человека, ограничивая
этими правами свои властные функции.
Поэтому подлинная природа государства
раскрывается через права человека и гражданина,
место и роль индивида в обществе, его
взаимоотношения с государством. Для России
крайне важны понятия прав человека и
гражданина. Особая их значимость в жизни
общества, в развитии нормальных
связей и взаимодействий между людьми
и социальными группами, между личностью
и государством требует определить общие
закономерности этих явлений, позволяющие
координировать и упорядочивать общественные
отношения. Конституционное, уголовно-процессуальное,
гражданско-процессуальное, административно-процессуальное
право изучают процедуры и механизмы защиты
прав человека, способы восстановления
нарушенных прав. Отраслевые юридические
науки изучают конституционные, гражданские,
земельные, аграрные, экологические и
иные права индивидов, в единстве своём
образующие правовой статус человека
и гражданина. В связи с этим, знания о
правах человека и гражданина, ставят
целью не только воспитывать людей, формировать
правильные представления о правах человека
как необходимом условии его свободы и
равенства, но и создавать правовое общество,
в котором права человека являются неотъемлемыми,
а уважение и защита прав человека – важнейшим
свойством всего уклада государственной
и общественной жизни.
Список
источников
1.1 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: СПС “Консультантплюс”.
1.2 Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г. // Российское законодательство Х-ХХ веков. - М., 1994.- с. 47-48
1.3 Конституция СССР 1936 г. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. - М., 1997. – с. 242-244
1.4 Конституция СССР 1977 г. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. - М., 1997.- с. 454—458
1.5 Американская конвенция о правах человека // Международная защита прав и свобод человека / Сб. документов. - М.,- 1990.
2. Книги
2.1 Алексеев С.С. Теория права. - М., 1993.- с. 61
2.2 Бабаев В.К. Теория современного советского права. - Н. Новгород, 1991. – с. 88
2.3 Бахин С.В. О классификаций прав человека в международных соглашениях //Правоведение. 1991. № 2.- с. 47
2.4 Большаков В.В. Бизнес на права человека. - М., 1985. – с. 85
2.5 Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права.- СПб., 1996.- с. 77-78
2.6 Гроций Гуго. О войне и мире: Три книги. - М., 1956.- с. 57
2.7 Джефферсон Т. Заметки о штате Виржиния // Американские просветители. - М, 1961. - Т. 2. – с. 102
2.8 Ильин И.А. Основы государственного устройства. Проект основного закона России.- М., 1996. – 256 с.
2.9 Иеринг Р. Борьба за право.- СПб.,- 1904.- с. 9
2.10 Кант И. Собрание сочинений в шести томах. - М., 1965.- Т. 4. - Ч. 2.- с. 140
2.11 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права.- СПб., 1909.- с. 93
2.12 Локк Дж. Избранные произведения. - М., 1960. - Т. 2. – 6 с.
2.13 Материалисты Древней Греции / под ред. М. А. Дынника. - М., 1955.- 217с.
2.14 Матузов Н.И. Личность, права, демократия (теоретические проблемы субъективного права). - Саратов, 1972.- с. 99-100, с. 125
2.15 Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. - М., 1914. – 111 с.
2.16 Общая теория государства и права: Академический курс/ отв. ред. М.Н. Марченко. - М.,1998.- с. 58
2.17 Петрухин И.Л. Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение.- М., 1985. - с. 7
2.18 Соловьев В.С. Оправдание добра. - М., 1996. - 325 с.
2.19 Теория права и государства / Под ред. Н.А. Катаева, В.В. Лазарева. - Уфа, 1994.- 225 с.
2.20 Хропанюк В.Н. Теория государства и права.- М., 1993.- 131 с.
2.21 Чичерин Б.Н. Философия права. - М., 1900. – с. 94
2.22 Щершеневич Г.Ф. Общая теория права: часть теоретическая. - М., 1910.- с. 25
3.Периодические издания
3.1 Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы // Государство и право. -1992. - № 10. - 8 с.
3.2 Ковалев М.И. Право на жизнь и право на смерть// Государство и право. -1992. - № 7- с. 68
3.3 Козулин А.И. Об источниках прав человека// Государство и право. -1994. - № 2 – с. 146
3.4 Патюлин В.А. Неприкосновенность личности как правовой институт // Советское государство и право. - 1973. -№ 11 – с. 16
3.5 Петрова Л.В. О естественном и позитивном праве // Государство и право. - 1995.- № 2. – с. 39
3.6 Рафиева Л.К. Честь и достоинство как правовая категория // Правоведение. -1966. - № 2 - с. 58-60
3.7 Толстой В.С. Отдельные виды обязательств, не известные ГК союзных республик // Советское государство и право. - 1971. -№ 10 – с. 43-44
3.8 Шеремет К.Ф. /
Материалы симпозиума "Права человека
и статус правоохранительных органов"
// Государство и право. -1994.- № 11.- с.16
Информация о работе Теория естественного права: история и современность