Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:41, доклад
Государственный режим – это совокупность способов осуществления государственной власти, соответственно тоталитарным государством мы будем называть государство с тоталитарным государственным режимом. В дальнейшем наряду с термином «тоталитарный политический режим», «тоталитарный режим» будет использоваться термин «тоталитаризм». Последний обозначает понятие более широкое, вбирая в себя общественный и государственный строй в тоталитарном государстве.
При этом положении ответственность, которая должна лежать на парламенте, фактически снимается.
Прямые, честные люди, готовые принять на себя самую тяжёлую ответственность, не пойдут заниматься болтовнёй в парламентах, где приятно проводят лица, лишенные чувства ответственности.
Таким образом, для настоящей демократии парламент не может быть нужен ни на один момент».
Отметим, «честные люди», «решительный человек» при их появлении в обществе, заменяют собой все гарантии прав и свобод личности, делая себя выше любого закона, поскольку они «непогрешимы и все ответственны», они не могут ошибаться, потому что они «знают», что для народа истинное счастье.
Важнейшей чертой тоталитарной идеологии является наличие в ней как бы двух частей: внешней – демагогической, рисующей прекрасную картину будущей счастливой жизни, для достижения которой хороши любые средства, то есть лигитимизирующей тоталитаризм; и внутренней, реализация, которой приводит к появлению тоталитарного государства и общества. Внешняя сторона обозначает «великую цель», а внутренняя, на которой стараются не концентрировать внимание, определяет средства её достижения, причём даже редко говориться о массовых расстрелах, концентрационных лагерях, мировых войнах и прочих зверствах, которые на практике устраивали тоталитарные режимы.
Но проблема принятия и поддержки массами тоталитарной идеологии не исчерпывается существованием её внешней стороны и промывкой мозгов. Тоталитарная идеология по своей сути очень близка к монотеистической религиозной конструкции. Многие авторы указывали на то, что Гитлер и Маркс были верующими в свою религию. [26] Создаётся система, которая объясняет окружающий мир и бытиё в целом. Существование общества, представляется как движение к определённой цели, затем указываются (подобно заповедям) средства к достижению цели, использование средств отождествляется с движением.
Например, у Гитлера: «... Всё что есть прекрасного на земле – науки, искусство, техника – всё это является продуктом творчества ограниченного числа народов, принадлежащих по происхождению к одной расе. Поэтому существование культуры зависит от существования и преуспеяния этой расы. Если эта раса погибнет – с ней уйдёт в могилу и всё прекрасное, что ею было создано.
Если мы разделим человеческий род на три категории – основателей, хранителей и разрушителей, то арийскую расу нам придётся отнести к первой категории.
Для развития высшей культуры было необходимо, что бы существовали культуры низшего порядка. Так, успех и работа людей часто зависят от числа имеющихся у них домашних животных.
Подобных примеров мы найдём
в истории бесконечное
Прогресс человечества напоминает собой нечто вроде лестницы. Нельзя добраться до вышей ступени прежде чем не пройдены низшие. Арийская раса была первой, добравшейся до вершины этой лестницы. Поэтому-то каждый ариец должен защищать чистоту своей крови». [27] Затем следует вывод, что все должны служить немцам как наиболее «чистым» представителям арийской расы. Гитлер представляет мировую историю, с точки зрения расовой теории, а затем делает вывод, что наиболее сильный - немцы (в данном случае, носитель источника мировой культуры, без которого она «заглохнет») должен поработить всех остальных, поскольку это закон бытия. В основе его теории не трудно увидеть Дарвинскую теорию «происхождения видов».
Сходство с религией, построение (ложной) метафизической концепции, помогает тоталитарной идеологии, делая её наиболее легко воспринимаемой населением, а значит становление тоталитаризма происходит там, где особые условия жизни сформировали тоталитарный тип сознания. Другими словами, общество находится в состоянии, когда оно может пойти только за тем, кто наиболее полно чувствует его «раны», для германии это стало поражение в войне и катастрофический разрыв между богатыми и бедными. Гитлер говорил о том, что хотело слушать большинство. То же самое происходило и в России 1917 года, вспомним программу большевиков, она во-первых – проста, во-вторых - для большинства, её лозунги: «Землю крестьянам!», «Фабрики рабочим!», «Долой Войну!».
Таким образом, для идейно-политических
программ тоталитаризма характерны:
1) притязания на защиту общего блага, на
выражение подлинных интересов
нации или народа, на историческую
необходимость применения крайних
мер и отсутствие других способов
спасения, кроме тоталитарных. 2) обязательно
ограничение, а затем отмена, завоеванных
гражданским обществом
Выше уже говорилось о связи тоталитарной элиты с тоталитарной идеологией. Под этим нужно понимать, фанатическую приверженность элиты к этой идеологии, возможность не замечать в ней противоречий. Именно фанатизм, а не здравый смысл определяет действия властной элиты. [29] Фанатичное следование догме об исключительности идеологии и ориентация на выполнение «великих целей» при «чрезвычайном» характере идеологии заставляет эту элиту устанавливать политическую (монополия на власть) и идеологическую монополии. Необходимость соответствующих ресурсов для осуществления власти решается установлением государственного контроля над экономикой (монополия на экономику).
Идеологическая ортодоксия тоталитарной элиты может переродиться в стремление любыми средствами сохранить собственную власть. Это закономерно. Сама тоталитарная идеология своим делением на внешнюю (направленную на будущее) и внутреннюю ( ориентированную на решение текущих проблем), в определённый момент может породить такое же деление внутренней стороны на задачу сохранения тоталитарной элитой собственной власти. Понятно, что проблема сохранения власти тоталитарной элитой является основой претворения в жизнь положений тоталитарной идеологии, элита во имя «великой цели» должна остаться у власти. Это есть одна из специфических особенностей отличающих тоталитарную политическую элиту от политических элит, действующих в рамках авторитарных (полу демократических) режимов, которые в первую очередь заинтересованы в своём обогащении.
Тоталитаризм – это
в том числе и определённый
настрой масс, который можно охарактеризовать
как идеологическую и военную
истерию. Поддержание этого настроя
является одной из главных задач
тоталитарного режима, поскольку
именно при таком состоянии населения,
мобилизующие функции тоталитарного
режима дают наибольший результат. Один
из компонентов (остальные уже перечислены,
это промывка мозгов и д.р.) является
низкий уровень жизни населения.
Это достигается введением
Тоталитарное государство специфически действует в сфере внешней политики. Во-первых, тоталитарное государство стремиться к самоизоляции, чтобы исключить контакт своих граждан с другими идеологиями и вообще не официальной информацией. Во-вторых, тоталитарное государство, если оно достаточно сильно в военном отношении, обычно проводит агрессивную внешнюю политику, стремясь распространить свою идеологию на весь мир. В-третьих, тоталитарное государство негативно влияет на демократические страны. Что автоматически приводит к состоянию холодной или непосредственно к войне между тоталитарными и демократическими государствами.
Глава Тоталитарные государства в истории.
Подавляющее большинство исторически существующих государств были не демократическими, и даже сейчас большая часть населения Земли живёт в странах разного с рода недемократическими государственными режимами. Как уже отмечалось, тоталитарное государство появлялось на исторической сцене только в ХХ веке; до этого тоталитарное государство не было чисто технически. Власть не могла держать под контролем мысли людей, и государство похожее на тоталитарное могла существовать если его население независимо от желания власти придерживалось некой тоталитарной идеологии.
Такие общества и государства на протяжении веков существовали в древнем мире. В Китае, Египте и некоторых других. Там никогда не было развитого гражданского общества, серьёзные горизонтальные связи между людьми отсутствовали, государство играло огромную роль в жизни общества и общественном производстве, присутствовали контроль общества государством и массовые репрессии. Всё это было основано на особом мировоззрении и менталитете этих обществ. Такой порядок вещей существовал там всегда, древневосточные государства зарождались как деспотические, и другой жизни население просто не знала. Объективно их мировоззрение быть тоталитарным, но оно не было идеологией установленной властью, а сформировалось естественно под влиянием существовавших порядков. Подобное мировоззрение часто было обличено в религиозную форму.
Итальянский фашизм серьёзно различались как идеология и государства. а них основанные но причины прихода к власти Гитлера и Муссолини были почти одни и те же развитие индустриализма породило «массовое общество» с аморфной социальной структурой разрушение привычных социальных взаимоотношений оставило индивида в одиночестве. «Человек ищет замену исчезнувшим связям, некую внешнюю силу в виде государства, нации, движения, вождя или идеи, с которыми он мог бы себя отождествить».
Мировая война невиданная до сих пор по своим масштабам и жестокостям вызвала глубокий кризис моральных норм и ценностей в Европе. Революционная война охватившая Россию, Германию и др, европейское общество, напугало общество и усилило антисоциалистические партии и движения, экономический кризис и обнищание масс, вызванные войной нанесли мощный удар по политической культуре. В Германии к перечисленным причинам прибавилось ещё и чувство национального унижения, как один из результатов проигрыша войны.
Всё это явилось причинами роста национализма. Росла популярность политических теорий, отстаивавших идею корпоративных государств, антимарксистского и национального социализма, сводящего воедино класс и нацию. Партии Гитлера и Муссолини поддержала крупная буржуазия. Так относительно мирным путём они пришли к власти. Развитие тоталитаризма в них происходило по-разному, причём в Италии тоталитарное государство так и не было построено и его тоталитарным считать нельзя.
Тоталитарными мы можем признать Гитлеровскую Германию и Советский Союз при Сталине, где тоталитаризм развился гораздо полнее чем где либо. Именно в них было обеспечено полновластие тоталитарных партий – ВКП(б) НСДАП.
И в СССР и в Германии
действия развивались по похожему сценарию.
В Германии приход к власти национал
социалистов, которые сделали основной
идеологией (тоталитарной идеологией)
нацизм – превосходство немцев над
всеми остальными народами. Изменение
государственной системы, отмена всех
демократических институтов, разрушение
гражданского общества, вместо которого
строилось «новое арийское общество».
Люди были разделены на ранги, высшей
в этой иерархии были арийцы, они
обладали всеми правами, у остальных
было право служить арийцам. За членами
национал социалистической партии, как
за «истинными патриотами» закреплялись
чрезвычайные полномочия, которые по
юридической силе были выше конституции
и остальных законов. Подчинение
к 36 году Гитлером верховных чинов
армии, после чего массовые репрессии,
направленные в первую очередь на
инакомыслящих, не согласных с режимом,
представителей других партий. Затем
национальный террор, сутью которого
был физическое уничтожение представителей
еврейской нации. На протяжении периода
с 35-38 год шла милитаризация
В России, воспользовавшись
тяжёлым экономическим
Германия как тоталитарное государство существовало с 1933- 1945 год, то есть 12 лет, только 6 из которых приходится на мирное время. Что касается после сталинского периода СССР то назвать это государство тоталитарным нельзя. Партия старалась контролировать все сферы жизни общества, экономика продолжала оставаться государственной, но массовых репрессий не проводилось, а партия руководствовалась уже не только тоталитарной идеологией , а личными интересами своих членов. Сталин не смог создать партию до конца, превратить её в замкнутую группу фанатиков сделать самовоспроизводящейся (именно по этому встала проблема преемственности курса после смены вождя). Прежние основы её действий – идеологии – отошла на второй план, на первый вышло стремление к спокойной и обеспеченной жизни, и партия перестала быть тоталитарной партией, основой тоталитарного государства. Соответственно режим превратился в авторитарный. Но тем несение это государство продолжало иметь многие черты тоталитарного. Партия имела монополию на власть, экономику и в большой степени на идеологию. К тому же всегда был возможен возврат к полному тоталитарному режиму.