Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа
В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо: 1) зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня; 2) определить возможные направления развития науки, т. е. направления исследований; 3) уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или не наукой. Однако применить эти критерии к философии не представляется возможным, потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872—1970), представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно.1 И сегодняшнее значение философии в том, что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки.
После распада Советского союза и образования Российской Федерации начался переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночной, где действуют уже другие законы, в том числе законы рынка.
ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________ 3 стр.
ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРАВА ________________________ 5 стр.
СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ___________________________ 13 стр.
ПОНЯТИЕ И ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ______________________ 24 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________31 стр.
Замкнутость феодальных владений и переход к натуральному хозяйству создали новые представления о социальной и экономической справедливости. Одной из важных черт этого периода было привилегированное положение феодала и угнетенное положение зависимых крестьян. Обмен стал затруднен, поскольку крестьяне, как участники экономической жизни, перестали быть лично свободными.
Феодал, используя методы внеэкономического принуждения, находил другие способы получения произведенного крестьянином продукта, например, путем оброка. В то же время феодал всецело зависел от экономической эффективности своего владения, и в силу этого между ним и крестьянином возникала взаимная зависимость. Крестьяне, оказывая коллективное давление на своих господ, добивались определенного облегчения своего положения. Основным же источником права этого периода был феодальный обычай, имеющий ограниченное территориальное распространение в силу замкнутости феодальных владений, а также местных особенностей.
Возникновение и рост средневековых городов способствовали разрушению феодального натурального хозяйства и появлению городского и торгового права. Итогом общественной борьбы средневековых городов было полное освобождение от феодальной зависимости и создание системы городского самоуправления — коммун, наделенных правом издавать правовые предписания, регулирующие городскую жизнь.
Ремесленному производству и торговле мешали границы многочисленных феодальных владений, на которых подчас устанавливались различные провозные пошлины, правила торговли, меры веса и длины и т.д., поэтому создание единого экономического пространства превращается в политическую задачу, стоящую перед государственной властью раздробленных феодальных государств.
В странах Западной Европы появляются первые кодификации феодального права, например: Ломбардский сборник (XII в.), выработанный в судах Милана и в других североитальянских городах; Великие кутюмы Нормандии (XIII в.) и Кутюмы Бовези (XIII в.) во Франции; немецкие кодификации — Саксонское зерцало, Швабское зерцало и др. Сборники фиксировали местные обычаи, давали им толкование и способствовали единообразному их применению. На Руси первым опытом кодификации является Судебник 1497 года, задачей которого было унифицировать деятельность органов феодальной юстиции в условиях развития Московского централизованного государства.
Несмотря
на большую кодификационную
Господствующей идеологией периода становления и расцвета феодальных отношений в Западной Европе являлось христианское учение, которое в своей основе было враждебно к богатству, к извлечению прибыли, и отвергало самостоятельность жизнедеятельности человека, подчеркивая его зависимость от провидения Божьего. Нормативно-правовые установления в светском праве зачастую переплетались с религиозными догмами, а в каноническом праве полностью исходили из основ христианского учения.
Основные
национальные правовые системы оформились
в эпоху становления
2. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА
И ЭКОНОМИКИ В РАЗЛИЧНЫХ
СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
Долгое
время в качестве единственно
верного подхода к типологии
социальных систем рассматривался марксистский
подход, который выделял
При анализе проблем соотношения права и экономики в различных социальных системах можно идти по пути их классификации и исследования в зависимости от развития или отсутствия в социуме структур рыночной экономики, поэтому в соответствии с данным критерием социальные систем можно подразделить на следующие три группы:
1) социальные системы с рыночной экономикой;
2) системы с плановой, административно - командной экономикой (или системы, в которых почти полностью отсутствуют элементы рыночной экономики);
3) социальные системы со смешанной экономикой.
Особенности
взаимоотношений права и
Ф. Хайек (австро-американский экономист и политолог) объявлял единственно возможным и рациональным путем развития общества капиталистический путь с его частноиндивидуалистическими стимулами при минимальной бездействующей и организующей роли права по отношению к экономике. Например, существует мнение, что теория Ф. Хайека представляет собой западную модель экономической свободы в ее соотношении с правовым регулированием.1 В общих чертах положения Ф. Хайека можно свести к следующим:
- основополагающий принцип заключается в том, что организуя ту или иную область жизнедеятельности, следует максимально опираться на спонтанные силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению;
- не может свобода личная и политическая существовать без свободы экономической; свобода неделима и приложима только к индивидууму; свободное общество есть общество свободных людей;
- сторонники системы «плановой экономики» требуют централизованного управления всей экономической деятельностью, осуществляемой по такому единому плану, где однозначно расписано, как будут «сознательно» использоваться общественные ресурсы, чтобы определенные цели достигались определенным образом, тогда как либералы решительно возражают против замены конкуренции координацией сверху: конкуренция позволяет координировать деятельность внутренним образом, избегая насильственного вмешательства и дает шанс индивиду принимать самостоятельные экономические решения;
-
планирование и конкуренция
-
система, основанная на
-
государство должно
-
формальное равенство перед
Одним из направлений экономической теории первой трети XX в. явилась концепция институционализма (установление, устройство, учреждение). Название концепции выражает намерение авторов дать системный анализ процессов и явлений, называемых ими институтами. Общим для представителей институционализма являются практические рекомендации о социальном контроле над рыночной экономикой.
Автор социально-психологического институционализма американец Т. Веблен считал основой экономики хозяйственное поведение людей, подчиняющихся определенным психологическим мотивациям. В истории человечества он выделяет несколько стадий: на ранних стадиях социальные институты только зарождались, а социальное регулирование осуществлялось на уровне инстинктов; на последующих стадиях инстинкты развиваются и имеют основополагающее значение.
Социально-правовую
разновидность
В период «великой депрессии» некоторые идеи институционалистов были взяты на вооружение государственными деятелями. Общеизвестно, что «новый курс» Ф. Рузвельта имел в своей основе учения институционалистов. Суть мероприятий «нового курса» заключалась в следующем: восстановление национальной промышленности (установление правил, регулирующих условия конкурентности, занятости и найма, защиты потребителей, установление форм налогообложения и другие меры, связанные с увеличением общественных работ); регулирование сельского хозяйства (рефинансирование фермерской задолженности государству); контроль над выпуском акций, запрет на манипуляции с ценными бумагами, ежегодная отчетность; налоговая политика, в основе которой лежит справедливое распределение национального дохода; массированные государственные инвестиции в жилищное строительство, коммунальные сооружения и транспорт.
С
помощью правовых установлений происходило
сглаживание социально-
Дж. Кейнс не только поддержал идею правительственных расходов на экономические нужды, но и выступил за государственную поддержку инвестиций в сфере транспорта, строительства жилья, коммуникаций и т.д. Основная идея учения заключалась в том, что капитализм является во многих отношениях весьма неблагополучным строем, но если им управлять разумно, то он может достичь большей эффективности в достижении экономических целей, чем любая из существовавших до сих пор альтернативных систем.
Так, например, Дж. Кейнс сформулировал практическую программу, в которой большое внимание уделил методам государственно-правового вмешательства в экономику, где важнейшим объектом регулирования должен стать эффективный спрос, и в первую очередь наиболее важный его компонент — инвестиции.
В Советской России начала утверждаться социальная система с административно-командной экономикой, где общая схема соотношения права и экономики выглядела следующим образом: право – это концентрированное выражение политики, а политика — это концентрированное выражение экономики. Основные моменты соотношения права и экономики в рамках административно-командной системы выглядели следующим образом: