Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа
В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо: 1) зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня; 2) определить возможные направления развития науки, т. е. направления исследований; 3) уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или не наукой. Однако применить эти критерии к философии не представляется возможным, потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872—1970), представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно.1 И сегодняшнее значение философии в том, что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки.
После распада Советского союза и образования Российской Федерации начался переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночной, где действуют уже другие законы, в том числе законы рынка.
ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________ 3 стр.
ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРАВА ________________________ 5 стр.
СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ___________________________ 13 стр.
ПОНЯТИЕ И ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ______________________ 24 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________31 стр.
-
государственная монополизация
экономики, где все
-
отсутствовала
-
прямое государственно-
-
нормативные акты не допускали
эксплуатацию человека
-
план объявлялся законом;
-
чрезмерная централизация
-
в распределении материальных
благ и услуг
Однако
административно-командная
Социальные системы со смешанной экономикой получили свое распространение в середине XX в. Они отражают реальные изменения в социально-экономической жизни и связаны прежде всего с усилением роли государства в экономике. На сегодняшний день ни одна страна в мире не располагает экономикой в классическом рыночном варианте, либо характеризуется полным отсутствием рыночных отношений.
Основной чертой социальных систем со смешанной экономикой является распределение большей части ресурсов в рыночных отношениях, но при существенной роли государственных органов власти и управления, которые:
-
определяют правовую основу
- покупают и производят товары и услуги, такие, как оборона, образование, дороги;
-
осуществляют социальное
- финансируют себя посредством налогов и займов, таким образом влияя на цены, процентные ставки и производство и др.
При этом соотношение права и экономики можно определить следующим образом: право, учитывая объективные законы экономики, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе. Целью правового регулирования является достойное существование всех членов общества, т.е. право выступает средством в достижении социального компромисса. Динамичное же развитие экономических отношений влияет на изменения правовой базы, корректируя ее и изменяя.
Смешанная
экономика выступает как «структура
с доминантой», где доминировать может
та или иная сторона в вышеперечисленных
парах. Можно поэтому утверждать, что западные
модели смешанной экономики — это во многом
модели «смешанного капитализма», в отношении
китайской модели может быть использована
формула «смешанной экономики социалистического
типа».
Главное
для смешанной экономики
Своеобразием Японии является:
1) планирование и координация деятельности правительства и частного сектора, при этом планирование носит исключительно рекомендательный характер;
2) при отставании уровня заработной платы от роста производительности труда происходит снижение себестоимости продукции и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке;
3) взаимодействие права и экономики, как, впрочем, и всех других сфер общественной жизни, основывается на высоком уровне развития национального самосознания, коллективизме и глубоком патриотизме.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Формы и характер влияния права на экономику могут быть положительными и отрицательными;
2. Право может стимулировать, поддерживать эффективное экономическое развитие, но может и тормозить его вплоть до разрушения;
3. Рассмотренные выше социальные системы показывают, что нельзя раз и навсегда выбрать одну модель взаимодействия права и экономики, не считаясь при этом с меняющимися внутренними и внешними факторами.
Особенности соотношения права и экономики в различных социальных системах выражаются в тех юридических методах, средствах, режимах, которые свойственны данному соотношению права и экономики.
Для обществ с плановой, административно-командной экономикой прежде всего характерно централизованное регулирование «сверху донизу», которое осуществляется на императивных началах.
Для
обществ с рыночной экономикой прежде
всего свойствен метод
Для обществ со смешанной экономикой характерна комбинация первого и второго метода, соотношение между которыми имеет своеобразие применительно к каждой конкретной стране с такой экономикой.
Помимо вышеназванных особенностей соотношения права и экономики, в различных исторически конкретных общественно-хозяйственных системах складываются несовпадающие комбинации экономических и внеэкономических методов правового регулирования экономических процессов.
Основным критерием различия административных и экономических методов участия государства в экономике служит их отношение к экономическому интересу субъектов рынка и свободному экономическому выбору. Отметим, что правовые экономические методы, с формальной точки зрения, также обладают силой общеобязательности для экономических субъектов.
Примером правового экономического метода может служить установление правовых запретов, например, на недобросовестную конкуренцию и на установление монополии в отдельных отраслях промышленности.
Право является неотъемлемым элементом в любой социальной системе. Во всех социальных системах право, наряду с традиционными функциями обеспечения общественного порядка и организации обороны страны, решает такие экономические вопросы, как организация денежного обращения, сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных, медицинских учреждений и др. В рыночной экономике государство и право освобождаются от несвойственных им функций, право обращает внимание на то, без чего не может существовать общество и чего избегает частный сектор. Переход от одной социально-экономической системы к другой, как правило, занимает длительный отрезок времени, подчиняясь объективным закономерностям общественного экономического развития.
В
России особенностью всех экономических
реформ, а также нынешнего переходного
периода является то, что для нее всегда
была характерна сильная власть государства
в экономике, т.е. государство всегда было
крупнейшим собственником средств производства
и непроизводственных фондов, крупнейшим
инвестором капитала в производственную
сферу. В советский период развития эта
роль государства была абсолютизирована,
и это оставило свои отпечатки на специфике
развития современной российской экономики.
3. ПОНЯТИЕ И ПРЕДЕЛЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИКИ
Государственное регулирование экономики можно охарактеризовать как одну из функций государственного управления, основной смысл и содержание которого заключается в установлении и обеспечении государством общих правил поведения субъектов общественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий. Но только этим не исчерпывается данная функция государственного управления, поэтому она еще включает в себя:
- всесторонний контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права, регулирующих те или иные общественные отношения;
- всестороннюю защиту их законных интересов и прав;
- установление порядка заключения государственных контрактов (договоров), порядка регистрации, лицензирования;
- координацию и установление общего направления деятельности участников соответствующих отношений;
- определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политике и т.д.
В качестве субъектов государственного регулирования экономики традиционно выступают органы государственной власти и управления. В странах общего права (Англия, Австралия, Канада, Новая Зеландия США, и др.), где судебный прецедент рассматривается в качестве источника права, субъектами государственного регулирования экономики могут выступать также и суды.
Общепризнанными
правовыми формами
Приоритетное значение всегда имеют законы. В этом плане Российская Федерация не является исключением, однако с двумя примечаниями. Согласно сложившейся практике, чаще не законы, а указы Президента, имеют приоритетное значение в ряде сфер жизни общества и экономики, включая, например, процессы акционирования и приватизации. Важным здесь является то, чтобы эта практика всегда строго согласовывалась с Конституцией Российской Федерации [п.3, ст.90], в которой говорится, что «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам».
Второе примечание заключается в том, что в России судебные прецеденты пока не являются правовыми формами государственного регулирования. Они постепенно создаются Конституционным Судом, и требуется время для того, чтобы его решения стали признаваться в качестве источников права.
Действенными инструментами государственного регулирования экономической и других сфер жизни общества во всех странах являются налоги, пошлины, стандарты, госзаказы, всевозможные тарифы, которые в обязательном порядке трансформируются в те или иные нормативно-правовые акты, в различные правовые формы.
С помощью же данных средств государственного воздействия решаются не только вопросы пополнения государственного бюджета, финансирования различных государственных программ, содержания госаппарата, армии, полиции и других государственных институтов, но и вопросы дотирования нерентабельных, но жизненно необходимых для общества и государства сфер промышленности и сельского хозяйства, выделения и содержания приоритетных сфер экономики, перелива капитала из менее приоритетной сферы экономики в более приоритетную.