Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа
В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо: 1) зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня; 2) определить возможные направления развития науки, т. е. направления исследований; 3) уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или не наукой. Однако применить эти критерии к философии не представляется возможным, потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872—1970), представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно.1 И сегодняшнее значение философии в том, что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки.
После распада Советского союза и образования Российской Федерации начался переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночной, где действуют уже другие законы, в том числе законы рынка.
ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________ 3 стр.
ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРАВА ________________________ 5 стр.
СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ___________________________ 13 стр.
ПОНЯТИЕ И ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ______________________ 24 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________31 стр.
Агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Нижегородский
коммерческий институт
Курсовая работа
По теории государства и права на тему
«Взаимодействие
права и экономики»
Выполнил студент
1-ого курса, группа 1-Ю
Цепилов А. В.
Научный руководитель:
Доцент кафедры истории и теории
государства и права
Макарова
Софья Владимировна
Н.Новгород
2010
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
______________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
______________________________
ВВЕДЕНИЕ
В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо: 1) зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня; 2) определить возможные направления развития науки, т. е. направления исследований; 3) уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или не наукой. Однако применить эти критерии к философии не представляется возможным, потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872—1970), представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно.1 И сегодняшнее значение философии в том, что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки.
После распада Советского союза и образования Российской Федерации начался переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночной, где действуют уже другие законы, в том числе законы рынка.
Соответственно в этих условиях достаточно актуальной в философской науке становится проблема права и экономики. Среди источников, используемых в моей работе по данной проблеме, можно выделить следующие:
Учебное пособие «Проблемы теории государства и права» (2001 г.), подготовленное коллективом профессоров и преподавателей МГУ им. М.В. Ломоносова под редакцией М.Н. Марченко, в котором рассматривается ряд наиболее важных проблем теории государства и права. Особое внимание уделяется теории государства и права переходного типа, проблемам разделения властей, методологии юридической ответственности, правопониманию и содержанию права и др.
В «Теория права и государства» (1996 г.), подготовленном сотрудниками Научно-исследовательского института правовой политики и проблем правоприменения под редакцией профессора Г.Н. Манова исследуются проблемы природы, сущности, социального назначения права и государства, эволюции правопонимания, соотношения права и политики, морали, религии, источники права, взаимодействие системы права и системы законодательства.
«Теория государства и права» (2000 г.) под редакцией М.Н. Марченко, подготовленный в соответствии с типовой программой на основе обобщения и привлечения новейшего фактического материала.
В Курсе лекций по теории государства и права (1997 г.) под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько излагаются все темы, предусмотренные действующей программой по теории государства и права, а также ряд новых проблем. Книга отражает современное конституционное и текущее законодательство, общенаучную и специальную литературу, а также происходившие в России перемены.
В
выбранной мною теме рассматриваются
вопросы форм и уровня взаимодействия
экономики и права, в частности, роль экономики
в развитии и функционировании права,
рамки государственного регулирования
экономики, что представляет сегодня интерес
как с научной, так и с практической точки
зрения, а также проблемы, образующиеся
при взаимодействии права и экономики.
1. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ЭКОНОМИКИ
В РАЗВИТИИ
И
ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРАВА.
Право,
являясь разновидностью социального
нормативного регулятора, воздействует
на самые различные сферы
Существует много теорий происхождения права, каждая из которых отстаивает свою причину его возникновения. При этом следует отметить, что право, являясь многоаспектной сферой в жизни человека, возникло, развивается и функционирует в результате комплекса факторов, а экономика - один из них.
Термин «экономика» (с греческого) означает искусство ведения домашнего хозяйства. В современном языке под этим термином понимается прежде всего материальная сфера жизни общества, определенная система хозяйственных отношений.
Экономическая жизнь возникла в отдаленную эпоху первобытного общества, но точки зрения по этому вопросу расходятся: одни авторы считают, что экономика появляется там и тогда, когда производство материальных благ основывается на свободе хозяйствующих субъектов, когда оно «управляется» такими механизмами, которые основаны на атрибутах рыночного хозяйства: колебаниях рыночных цен, динамике прибылей и убытков и т.п. Другие полагают, что «выведение за пределы экономики всех нерыночных отношений крайне спорно, поскольку это не соответствует фактам экономического развития общества»1.
Основоположники марксизма абсолютизировали зависимость права от экономики, от господствующих в обществе производственных отношений, что привело к обеднению, в определенном смысле, понимания и значения права в жизни общества; но с другой стороны, с точки зрения исторической действительности, трудно возражать против важности экономического фактора в возникновении права, т.к. история права имеет подтверждения такого положению.
Так, например, неолитическая революция явилась рубежом, делящим всю историю человечества на два способа его существования и воспроизводства — на присваивающую и производящую экономики. По мнению же А.Б. Венгерова, этот факт «является также и методологическим ключом к изучению происхождения права»2.
Развитие
производства, общественное разделение
труда и его совершенствование,
возникновение отношений
Под воздействием социально-экономических, политических и иных условий происходит расслоение общества. Люди, поставленные в неравные условия распределения общественного продукта, перестают ощущать справедливость существующего порядка, учащаются нарушения обычаев, закрепляющих такой порядок.
Постепенно появляются первые источники писаного права, целью которых была, во-первых, унификация правового регулирования в пределах определенного государства, во-вторых, объявление общеобязательными только тех существовавших ранее обычаев, которые отвечали потребностям изменившегося общественного развития, и, в-третьих, они были призваны служить предупреждением о том, что, незнание закона не освобождает от ответственности.
Вместе с тем, представляется чрезмерным преувеличением связывать появление права с рынком, требующим свободы и равенства субъектов обмена, т.е. частных собственников. Нельзя согласиться и с тем мнением, что право рождается исключительно в отношениях частной собственности.1
Можно выделить два направления в развитии права:
1) там, где господствующее положение занимала государственная собственность ( например, страны Древнего Востока; )
2) в обществах, которые были основаны на частной собственности (например европейские государства Древнего мира. )
В долинах рек Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Ганга и на берегу Желтого моря почти одновременно возникают ранние государственные образования с высокоразвитой правовой культурой. Основой общественного существования в этих регионах было естественное и искусственное орошение полей, что обеспечивало увеличение производства продовольственных продуктов. Создание широкой сети каналов и оросительных систем послужило, с одной стороны, для развития естественных наук и инженерного искусства, а также астрономии, математики и геометрии, с другой — для создания более совершенной юридической техники, необходимой для регулирования общественных отношений в процессе коллективного производства. Здесь, например, можно вспомнить древневавилонский памятник права — Законы Хаммурапи, где пишется, что если крестьянин во время ухода за своим полем не будет следить за траншеей и допустит образование в ней отверстия, через которое вода уйдет из траншеи, то он должен компенсировать испорченный им урожай.
Социальную базу древневосточных государств составляла, прежде всего, сельская община, которой отводилась роль основного производителя материальных благ. Существуют небезосновательные версии того, что причиной создания правовых источников этих цивилизаций являлась необходимость в юридической защите социально-экономических устоев общества.1
В научной литературе отмечено, что в древних обществах, где в большей степени господствовала государственная собственность и как производная от нее — общинная, правовые источники носили зачастую казуальный характер или представляли собой свод установлений монарха. В обществах же, основанных на частной собственности содержание правовых предписаний было несколько иным.
Частная собственность означала необходимость юридического закрепления равенства собственников и требовала более формализованных нормативно-правовых предписаний. Например, благодаря установившемуся формулярному процессу экономические отношения получили надежную защиту в римском праве. Процесс судоговорения, отторжения собственности или приобретения имущества в собственность был связан не с социально-имущественным положением того или иного собственника, а с правильностью соблюдения правовой процедуры. Эти правовые предписания отличались такой точной разработкой всех существенных правовых отношений товаровладельцев, что продолжают до сих пор оставаться основой для гражданского законодательства.
Идеи социально-экономического равенства и справедливости, нашедшие свое отражение в официальных правовых источниках древности, имеют своим источником принцип эквивалентности, возникший при обменных отношениях. Вступая в обменные отношения, люди рассматривали обмениваемые продукты своей деятельности и услуги как равноценные, при этом уже формировались представления об эквивалентности и стандартах того, что являлось эквивалентом. Понятие же эквивалентности у разных народов и на различных этапах развития было неодинаковым. В этом смысле самым древним обычаем, приобретшим значение правового, был обычай талиона: равное за равное, т.е. жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб. Практически у всех народов мира долгое время существовал обычай кровной мести.
Примирение сторон было бы невозможным, если бы штраф не рассматривался в качестве эквивалента, по значимости равного нарушению интересов противной стороны. Таким образом, государственная власть вынуждена была создавать систему наказаний в виде штрафов, телесных наказаний, лишения жизни и др., исходя из принципа социальной справедливости, корни которого, получается, уходили в обменные отношения.1