Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа
В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо: 1) зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня; 2) определить возможные направления развития науки, т. е. направления исследований; 3) уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или не наукой. Однако применить эти критерии к философии не представляется возможным, потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872—1970), представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно.1 И сегодняшнее значение философии в том, что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки.
После распада Советского союза и образования Российской Федерации начался переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночной, где действуют уже другие законы, в том числе законы рынка.
ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________ 3 стр.
ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРАВА ________________________ 5 стр.
СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ___________________________ 13 стр.
ПОНЯТИЕ И ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ______________________ 24 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________31 стр.
Путем использования данных средств решаются также вопросы привлечения или, наоборот, ограничения притока в экономику страны иностранного капитала.
Когда речь идет о механизме государственного регулирования экономики, то здесь нужно обратить внимание на различные уровни государственного регулирования. В условиях России это, прежде всего, регулирование на уровне федерации и административных единиц.
В научной литературе рассматриваются теоретические модели государственного регулирования экономики, которые подразделяются на два вида, в зависимости от основного субъекта, определяющего политику регулирования.1
Первый вид исходит их того, что регулирующий орган (парламент, правительство и т.д.) играет центральную роль в процессе определения политики регулирования. Согласно этой точке зрения основные особенности регулирующего органа, оказывающие решающее влияние на выработку политики, — это узкопрофессиональный подход, специализированность, предпринимательский образ действий и т.д.
Второй вид исходит из того, что регулирующий орган находится под решающим воздействием или господством окружающей среды. Согласно этому взгляду определяющими факторами политики регулирования экономики являются группы интересов, парламентские комитеты, различные экономические группы и комиссии, формирующие так называемую окружающую среду.
Значительное внимание вопросам государственного регулирования экономики уделяется в западной юридической, социально-экономической и политической литературе и практике.
Государственное регулирование экономики на Западе рассматривается в теории и на практике обычно в неразрывной связи с социально-экономическим регулированием, которое предпринимается исключительно в целях обеспечения безопасности граждан, их здоровья, трудовой занятости и решения других социальных задач. Предпринимаются также попытки выделения "чисто" экономического регулирования, касающегося проблем себестоимости производимых товаров, их рыночных цен, проникновения на рынок товаров, конкуренции и др.
В зависимости от конкретных целей государственное регулирование экономики, а вместе с ней и социальной сферы в западных источниках классифицируется следующим образом:
1. Экономическое регулирование, которое подразделяется на регулирование:
- с общими целями;
- частными целями.
Экономическое регулирование с общими целями направлено на принятие антимонопольных мер, на предотвращение концентрации экономической мощи в одних руках, на недопущение недобросовестных торговых операций и т.д. Экономическое регулирование с частными целями направлено на решение таких относительно определенных задач, как поддержка приоритетных отраслей экономики, участие в нерентабельном производстве, поддержка мелкого бизнеса, защита сельскохозяйственного производства, развитие новых технологий и др.
2.
Социальное регулирование,
В зависимости от форм государственного регулирования в западной литературе выделяются два его вида:
- политическое регулирование;
-
законодательно-
Под
законодательно-
Так,
например, политическое регулирование
в зависимости от конкретной экономической
ситуации подразделяется на такие направления,
как специальный контроль над предпринимательской
деятельностью государственных органов;
регулирование посредством чрезвычайных
экономических мер; регулирование посредством
установления дополнительных налогов
с предприятий и др. Что касается законодательно-
Как
и в других сферах государственное
регулирование в сфере
Среди субъективных факторов нужно выделить прежде всего общественные, групповые, государственные, индивидуальные и иные интересы. Осуществляя повседневное воздействие на экономику, государство не может не учитывать многообразие интересов. Кроме всего прочего это неизбежно привело бы к отрыву государства от общества, утрате им социальной основы и опоры, к неизбежному в конечном счете кризису государственной организации.
Государство, учитывая интересы различных социальных слоев и групп, интересы правящих кругов и всего общества, не может не считаться с тем, что в любом обществе, каким бы развитым или, наоборот, отсталым оно ни было, всегда существовали и существуют, как минимум, две противоположные друг другу социально-политические тенденции, отражающие определенные общественные настроения и интересы, — тенденция к непрерывному развитию и совершенствованию и тенденция к сохранению в прежнем состоянии государственного и общественного строя.1,2
Среди объективных факторов, оказывающих решающее влияние на определение пределов государственного вмешательства в экономику, нужно указать на экономические, социальные, политические и иные условия, при которых осуществляется процесс регулирования экономики; характер доминирующих в обществе экономических отношений; уровень развития общества, государства, права и экономики; объективно существующие технико-юридические возможности и пределы; существующие в обществе традиции, обычаи, обыкновения и др.
Рассмотрев в своей работе аспекты, касающиеся форм и уровня взаимодействия экономики и права, необходимо сделать следующие выводы.
Если в «первозданной» природе происходят стихийные, неосознанные процессы, то в обществе все процессы носят, как правило, целенаправленный осознанный характер (хотя бывают и исключения). Познание, мышление — это всегда искание и открытие нового, поиски ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная (а не созерцательная, пассивная) деятельность субъекта в любой ее форме.
Что же касается практики, то это целостная органическая система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии, всегда осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Ее законами являются законы самого реального мира, который преобразуется в этом процессе. Значение практики для познавательного процесса, для выработки и развития научного и других форм познания подчеркивали многие философы разных ориентации.
Таким образом, право, являясь многоаспектной сферой в жизни человека, возникло, развивается и функционирует в результате комплекса факторов, а экономика является одним из этих факторов.
Многие
национальные правовые системы оформились
в эпоху становления
Анализируя
проблему соотношения права и
экономики в различных
Формы
и характер влияния права на экономику
могут быть положительными и отрицательными.
Право также может
Государственное регулирование экономики представляет собой одну из функций государственного управления, содержание которого заключается в установлении и обеспечении государством общих правил поведения субъектов общественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий. Кроме этого данная функция включает в себя всесторонний контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права, регулирующих те или иные общественные отношения; установление порядка заключения государственных контрактов (договоров), порядка регистрации, лицензирования; определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политике и др.
Субъектами государственного регулирования экономики могут выступать органы государственной власти и управления, суды (в странах, где судебный прецедент рассматривается в качестве источника права). Правовыми формами государственного регулирования экономики являются законы, подзаконные и судебные акты.
Говоря об экономической роли государства, следует решительно подчеркивать, что речь должна идти о нормальном государстве, государстве, выражающем интересы общества, проявляющем заботу о стране, в том числе заботу о её будущем, а не о государстве, пекущемся о своем собственном существовании и уж, тем более, не о государстве, проводящем в жизнь меркантильные интересы отдельных лиц.
Нельзя также абстрактно рассуждать о роли законодательства. Законов принято много. И законы эти разные. Часто пролоббированные экономически господствующими силами. Упрекнуть правотворческие органы в бездействии трудно. Но в силу основополагающих политических факторов законность постоянно входила в противоречия со справедливостью. Следование требованиям законности приводило к неэффективным результатам, а эффективность достигалась вопреки законам, в обход закона.
В этой связи, для решения проблем взаимодействия права и экономики на данный момент времени, мне представляется целесообразными следующие меры государственно-правового регулирования экономики:
Переход
в государственную