Автор работы: s***@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:36, реферат
В политологии субъектами политики являются лица, социальные группы, организации, движения, институты. В число субъектов политики входят граждане, социальные слои, классы, нации, народности, общественно-политические организации, в том числе партии, движения, государство, народ, общество в целом, т.е. люди, граждане, индивиды данного общества, государства. Между субъектами политики существует динамическая система отношений, взаимодействия, подчинения и соподчинения, зависимости, относительной автономности.
Человек и политика
В политологии субъектами политики являются лица, социальные группы, организации, движения, институты. В число субъектов политики входят граждане, социальные слои, классы, нации, народности, общественно-политические организации, в том числе партии, движения, государство, народ, общество в целом, т.е. люди, граждане, индивиды данного общества, государства. Между субъектами политики существует динамическая система отношений, взаимодействия, подчинения и соподчинения, зависимости, относительной автономности.
Взаимоотношения
человека и политики в обществе политология
рассматривает с различных
Таким образом, взаимосвязь гражданина и государства - это основа политического развития общества. Государство должно выступать главным гарантом и регулятором требований личности и сплоченности общества. Оно должно способствовать формированию сознания и политической активности индивидов.
Субъективной
стороной политизации личности через
государственную принадлежность является:
во-первых, осознание существования
государства, его характера и
общественных функций, а также собственной
государственной
Безусловно, так понимаемое государственное сознание зависит от переплетения сложных факторов, от степени демократизма государства, статуса социальной группы к которой относится индивид, традиций политической культуры данного класса и всего общества.
Поворот
к человеку, утверждение социальной
справедливости, возвышение творческого
труда как важнейшего фактора, определяющего
место человека в обществе, находит
свое выражение в изменении
Социальный статус человека зависит не только от материальных, социальных и духовных условий, созданных в обществе, но и от того, насколько эти условия освоены личностью, от уровня ее сознания, культуры и активности. Эти условия можно разделить на внешние, т.е. такие, которые от человека не зависят, и какими бы творческими возможностями он не обладал, они не могут быть реализованы и внутренние условия - это мировоззрение, профессиональные знания, культура, желание работать, компетентность и т.д.
Внутренние
условия формируются под
Человек, являясь субъектом политики, требует от нее обеспечить такие условия своего существования, чтобы он был свободен. Иногда, в повседневной жизни, под свободой понимается только право говорить и делать, что захочется. На самом деле свобода предполагает свободную деятельность, возможность самостоятельно принимать решения и отвечать за их результаты.
Политика в отношении к человеку должна руководствоваться принципом: « не человек для общества, а общество для человека», т.е. личности должны быть представлены возможности защиты от жестких политических решений против интересов граждан, творческой реализации ее в политической деятельности ибо подлинным субъектом политики человек становится тогда, когда он четко определяет свое место в политической жизни общества и его деятельность отвечает объективным законам общественного развития.
Человек как субъект и объект политики
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для
людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные
группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным
субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и
другие общественные и политические организации состоят из реальных
личностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется
содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни
общества. Активное участие личности в политической жизни общества имеет
многоплановое значение.
Во-первых,
через такое участие
раскрытия всех возможностей человека, для его творческого самовыражения,
что составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения
общественных задач. Качественное преобразование всех сторон жизни
предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и
сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне
демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни
осознанная активность, ни заинтересованное участие.
Во-вторых,
всеобщее развитие человека
важным условием тесной связи политических институтов с гражданским
обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур
со стороны народа, средством противодействия деятельному аппарату
управления, отделений функций управления от общества.
В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет
потребность своих
членов участвовать в управлении
делами государства.
Раздел I.Личность как первичный субъект
и объект политики
Анализ места человека в политической жизни открывает
крупный раздел политической науки, посвященный субъектам политики. Обычно
под субъектами понимаются индивиды и социальные группы (слои), а также
организации, принимающие непосредственное более или менее сознательное
участие в политической деятельности, хотя степень такой сознательности
может быть различной. Так, известный американский политолог Г. Алмонд в
зависимости от осознанности участия в политике различает три группы ее
субъектов.
Группы субъектов
1) субъекты персональные, движимые заботой о реализации своих
непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие
политических последствий своего участия, своей политической роли;
2) субъекты-подданные, понимающие свою политическую роль и назначение,
но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно
воздействовать на политическую жизнь;
3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути
их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии,
движения и т.п.).
Классификация субъектов
Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее
широко распространено их деление на два основных уровня:
1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том
числе профессиональные, этнические, демографические и др.). Сюда относятся
личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;
2) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы,
политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.
Иногда выделяется и третий, «функциональный» уровень, включающий
социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно
неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою
и весьма существенное влияние на политику: церковь, университеты,
корпорации, спортивные
ассоциации и т.п.
Первичный субъект политики
Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как
отмечали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это
полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные
ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом
политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности
имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:
1) личность как индивидуальные психо-физиологические (эмоциональные,
интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки,
ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим
углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от
индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;
2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной,
социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как
исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии,
парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в
более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не
позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического
субъекта политики;
3) личность как относительно самостоятельный, активный участник
политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не
только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, то есть
как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным,
классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический
статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте
человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные
политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом
воздействия политики.
Патерналистская концепция
Место
человека в политической жизни
издавна является предметом
споров, которые не утихли и в наши дни. Уже в древности появляются учения,
по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству.
Наиболее влиятельные из них — учения Конфуция, Платона и Аристотеля. Первый
из этих мыслителей детально разработал патерналистскую концепцию
государства, господствовавшую в мировой политической мысли на протяжении
многих веков, а на Востоке — почти двух тысячелетий.
Патерналистский взгляд на политику и личность исходит из неравенства
политического статуса людей, трактовки государства как одной большой