Человек и политика

Автор работы: s***@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:36, реферат

Описание

В политологии субъектами политики являются лица, социальные группы, организации, движения, институты. В число субъектов политики входят граждане, социальные слои, классы, нации, народности, общественно-политические организации, в том числе партии, движения, государство, народ, общество в целом, т.е. люди, граждане, индивиды данного общества, государства. Между субъектами политики существует динамическая система отношений, взаимодействия, подчинения и соподчинения, зависимости, относительной автономности.

Работа состоит из  1 файл

Человек и политика.docx

— 93.51 Кб (Скачать документ)

Закон вступает в силу с момента опубликования, в указанный в нем срок или  в предусмотренный законодательством  страны срок вступления законов в  силу, например, через 10 дней после опубликования. Определенный срок всегда необходим  для того, чтобы население имело  возможность ознакомиться с законом, затрагивающим его права и  интересы. Поэтому неверно, если закон  или нормативный акт вступает в силу с момента их подписания.

Федеральное Собрание - парламент  Российской Федерации - является представительным и законодательным  органом Российской Федерации. 
 Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
 
 
 
 
 Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в гл. 2 "Основы конституционного строя", изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ. Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией - настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (это вытекает из ч. 1 ст. 135 Конституции РФ). 
 
 Другая важная гарантия, закрепленная в "Основах конституционного строя", состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим. Положение Федерального Собрания, таким образом, определяется принципом разделения властей, который в равной мере противостоит непомерному возвышению любой из трех властей и возможности контроля одной власти другой. 
 
 Независимость - важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы без чьей-либо указки. Федеральное Собрание не подчиняется какому бы ни было контролю со стороны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость. Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиями Конституции РФ. И самое главное: никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается подлинное всесилие парламента и его независимость в отправлении своей главной функции. 
 
 Вместе с тем парламентская независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как  
 
- референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента;  
 
- чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов; 
 
- право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными; 
 
- право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах; 
 
- ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов; 
 
- требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ.  
 
 Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей. Они, однако, не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства

Исполнительная  власть 

Понятие и функции исполнительной власти. В соответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права. 
     Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда
исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:

  • издание правовых актов управления;
  • использование распорядительных и контрольных полномочий;
  • заключение административных договоров;
  • проведение организационных мероприятий.

В институциональном  плане исполнительная власть имеет  иерархическую структуру, которая  включает:

  • органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);
  • корпус государственных служащих;
  • юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.

Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных правомочий, среди которых выделяются:

  • право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью позитивного или негативного решения проблемы;
  • право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;
  • право назначать;
  • право осуществлять легитимное принуждение;
  • право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;
  • право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;
  • право расходовать вверенные ресурсы;
  • право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;
  • право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.

Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры  и призваны обеспечить реализацию ее функций. Административная процедура предоставляет собой определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем и разрешению конкретных индивидуальных дел. Она может регулировать, например, порядок издания правовых актов управления, порядок оформления пенсий, рассмотрения обращений граждан и т.д. Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции. К основным функциям этой ветви государственной власти относятся:

  • осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
  • административное нормотворчество (подзаконодательное регулирование);
  • административное правоприменение, осуществляется в двух формах:
    • оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;
    • юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;
  • административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);
  • осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);
  • непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);
  • информационное обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность.

Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их соответствующие  полномочия. 
     2. Понятие и виды органов исполнительной власти.
Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления 1. В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента:

  • объективный, характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum - организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти;
  • субъективный, выражающий его динамику. Субъективный компонент органа исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями обеспечивают осуществление его властных полномочий и возможность реального функционирования.

Исполнительная  власть может существовать не иначе  как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в  соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления  строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических  признаков, которые отличают их от других органов государственной власти. К числу этих признаков относятся:

  • официально представлены государством и выражают его волю при решении повседневных задач и текущих вопросов в сфере публичного управления;
  • осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций и административных полномочий;
  • возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;
  • наличие оперативной самостоятельности и возможности непосредственно распоряжаться материальными, людскими и информационными ресурсами, необходимыми для осуществления его компетенции;
  • органы исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им;
  • контролируются вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых актов и совершаемых действий;
  • состоят из государственных служащих, осуществляющих повседневное и непосредственное управление другими людьми;
  • обладают возможностью применять меры административного принуждения.

Орган исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму.

  • Внешняя форма органа исполнительной власти включает следующие основные элементы:
    • официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);
    • компетенцию, определяющую меру и способ его участия в государственном управлении и территориальный масштаб деятельности;
    • функции, цели и задачи деятельности;
    • формы и методы деятельности;
    • положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами;
    • порядок образования, реорганизации и управления.
  • Внутренняя форма показывает:
    • устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности.
    • К элементам внутренней формы относятся также штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные служащие обязаны соблюдать.

Судебная власть    

Правосудие  в Российской Федерации  осуществляется только судом. 
     Судебная власть осуществляется посредством конституционного, 
гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 
     Судебная система Российской Федерации устанавливается 
Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. 
Создание чрезвычайных судов не допускается.
 

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. 
 
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а)  федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  Российской Федерации;
б)  конституций республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти Российской Федерации и совместному ведению  органов государственной власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации;
в)  договоров между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, договоров между  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;
г)  не вступивших в силу международных договоров  Российской Федерации.
 
 
3. Конституционный  Суд Российской Федерации разрешает  споры о компетенции:
а)  между федеральными органами государственной власти;
б)  между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;
в)  между высшими  государственными органами субъектов  Российской Федерации.
 
 
4. Конституционный  Суд Российской Федерации по  жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. 
 
5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации. 
 
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. 
 
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Информация о работе Человек и политика