Автор работы: s***@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:36, реферат
В политологии субъектами политики являются лица, социальные группы, организации, движения, институты. В число субъектов политики входят граждане, социальные слои, классы, нации, народности, общественно-политические организации, в том числе партии, движения, государство, народ, общество в целом, т.е. люди, граждане, индивиды данного общества, государства. Между субъектами политики существует динамическая система отношений, взаимодействия, подчинения и соподчинения, зависимости, относительной автономности.
Закон вступает
в силу с момента опубликования,
в указанный в нем срок или
в предусмотренный
Федеральное
Собрание - парламент
Российской Федерации -
является представительным
и законодательным
органом Российской
Федерации.
Федеральное Собрание
состоит из двух палат -
Совета Федерации и
Государственной Думы.
Конституция РФ учреждает Федеральное
Собрание (Совет Федерации и Государственная
Дума) как один из органов, осуществляющих
государственную власть в Российской
Федерации (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья
помещена в гл. 2 "Основы конституционного
строя", изменить положение Федерального
Собрания в системе органов государственной
власти можно только через сложный порядок
изменения самой Конституции РФ. Прочное
положение Федерального Собрания, таким
образом, обеспечено наивысшей конституционно-правовой
гарантией - настолько сильной, что само
Федеральное Собрание не вправе пересмотреть
свое положение (это вытекает из ч. 1 ст.
135 Конституции РФ).
Другая важная гарантия, закрепленная
в "Основах конституционного строя",
состоит в том, что орган законодательной
власти как часть системы разделения властей
самостоятелен по отношению к другим.
Положение Федерального Собрания, таким
образом, определяется принципом разделения
властей, который в равной мере противостоит
непомерному возвышению любой из трех
властей и возможности контроля одной
власти другой.
Независимость - важнейшее условие
успешного выполнения парламентом своих
функций. Конституция РФ не определяет
точных границ сферы законодательства,
которое может быть принято Федеральным
Собранием, вследствие чего парламент
вправе принимать (или не принимать) любые
законы без чьей-либо указки. Федеральное
Собрание не подчиняется какому бы ни
было контролю со стороны исполнительной
власти. Оно самостоятельно определяет
потребность в своих расходах, которые
фиксируются в государственном бюджете,
и бесконтрольно распоряжается этими
средствами, что обеспечивает ему финансовую
независимость. Обе палаты Федерального
Собрания создают себе вспомогательный
аппарат, в деятельность которого исполнительная
власть не вмешивается. Парламент сам
определяет свою внутреннюю организацию
и процедуру, руководствуясь только требованиями
Конституции РФ. И самое главное: никто
не может вмешиваться в прерогативу Федерального
Собрания по принятию законов, чем обеспечивается
подлинное всесилие парламента и его независимость
в отправлении своей главной функции.
Вместе с тем парламентская независимость
не является абсолютной. Она
ограничивается через такие институты
конституционного права, как
- референдум, поскольку с его помощью
могут быть одобрены некоторые законы
и без парламента;
- чрезвычайное и военное положение, которые
приостанавливают действие законов;
- право Конституционного Суда РФ объявлять
законы неконституционными;
- право Президента РФ распускать Государственную
Думу при определенных обстоятельствах;
- ратифицированные международные договоры,
которые по юридической силе выше законов;
- требование Конституции РФ о принятии
Государственной Думой финансовых законов
только при наличии заключения Правительства
РФ.
Эти ограничения вытекают из принципа
разделения властей. Они, однако, не умаляют
независимого положения Федерального
Собрания в системе органов Российского
государства
Исполнительная
власть
Понятие
и функции исполнительной
власти. В соответствии с конституционным
принципом разделения властей, исполнительная
власть является самостоятельной и независимой
ветвью государственной власти. Ее основное
назначение - организация практического
исполнения Конституции и законов Российской
Федерации в процессе управленческой
деятельности, направленной на удовлетворение
публичных (общественных) интересов, запросов
и нужд населения. Она осуществляется
путем реализации государственно-властных
полномочий методами и средствами публичного,
преимущественно административного права.
Содержание исполнительной власти составляет
исполнительно-распорядительная деятельность
по непосредственному управлению всеми
общественно значимыми сторонами жизни
государства. Эта деятельность является
подзаконной: она должна осуществляться
только на основе и во исполнение законов.
Реализуя веления законов, исполнительная
власть имеет возможность осуществлять
определенные действия по собственной
инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя
из конкретных ситуаций и требований законов,
она может обязывать путем одностороннего
властного волеизъявления к совершению
определенных действий и применять административное
принуждение. Отсюда исполнительная
власть
- это власть, которая не только исполняет
законы, но и распоряжается в пределах
предоставленных ей законом полномочий.
Основными формами этой исполнительно-распорядительной
деятельности являются:
В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:
Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных правомочий, среди которых выделяются:
Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры и призваны обеспечить реализацию ее функций. Административная процедура предоставляет собой определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем и разрешению конкретных индивидуальных дел. Она может регулировать, например, порядок издания правовых актов управления, порядок оформления пенсий, рассмотрения обращений граждан и т.д. Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции. К основным функциям этой ветви государственной власти относятся:
Функции исполнительной
власти реализуются через конкретные
функции ее органов и их соответствующие
полномочия.
2. Понятие и виды органов
исполнительной власти. Орган
исполнительной власти
- это вид государственного органа, который
наделен правом от имени государства осуществлять
функции исполнительной власти и, в рамках
закрепленной за ним компетенции, решать
задачи, возникающие в процессе государственного
управления 1. В композиционном плане
орган исполнительной власти включает
два основных элемента:
Исполнительная
власть может существовать не иначе
как посредством своих органов.
Способ образования, порядок деятельности,
компетенция, функции, формы и методы
деятельности органов исполнительной
власти определены и закреплены в
соответствующих законах, положениях
и иных нормативных актах. Каждый
орган создается для
Орган исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму.
Судебная власть
Правосудие
в Российской Федерации
осуществляется только
судом.
Судебная власть осуществляется
посредством конституционного,
гражданского, административного
и уголовного судопроизводства.
Судебная система Российской
Федерации устанавливается
Конституцией Российской
Федерации и федеральным
конституционным законом.
Создание чрезвычайных
судов не допускается.
1. Конституционный
Суд Российской Федерации
состоит из 19 судей. 2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
3. Конституционный Суд Российской Федерации
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение 5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации. 6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. 7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. |