Автор работы: s***@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:36, реферат
В политологии субъектами политики являются лица, социальные группы, организации, движения, институты. В число субъектов политики входят граждане, социальные слои, классы, нации, народности, общественно-политические организации, в том числе партии, движения, государство, народ, общество в целом, т.е. люди, граждане, индивиды данного общества, государства. Между субъектами политики существует динамическая система отношений, взаимодействия, подчинения и соподчинения, зависимости, относительной автономности.
Бывает сильный и слабый председатель. В первом случае (Великобритания) он толкует правила процедуры, определяет способ голосования, назначает председателей комиссий и др. Слабым является, например, председатель палаты лордов в той же Великобритании, сената в США: он не руководит заседаниями, они проходят на основе саморегулирования, время для выступлений не ограничено.
К внутренним органам парламента относятся партийные фракции. Они объединяют депутатов, которые принадлежат к одной партии (блоку) или к нескольким, близким по своим программам. К фракциям могут примыкать и отдельные беспартийные депутаты.
Для создания партийной
фракции (а фракция имеет определенные
преимущества - свое помещение в
парламенте, право выступать от имени
фракции предоставляется вне
очереди и т. п.) необходимо иметь
определенное число депутатов от
данной партии, устанавливаемое регламентами
палат (например, 20 в нижней палате и
14 в сенате Франции). Фракция пропорционально
представлена в комиссиях палат
и объединенных комитетах парламента.
Обычно представитель наиболее крупной
фракции избирается председателем
палаты, его заместители представляют
другие крупные фракции. Фракции
делят между собой посты
У фракций имеет свое руководство: председатель. Фракция принимает решение о характере выступлений ее членов и голосовании. Время, выделяемое для выступлений от имени фракции, обычно зависит от ее численности. Наиболее крупная фракция, находящаяся в оппозиции, обычно создает свой "теневой кабинет": выделенные ею лица следят за работой министров и готовятся занять их место в случае победы на выборах.
Важную роль в парламенте и его палатах играют постоянные комитеты и комиссии. Число их различно и часто меняется: в однопалатном парламенте Израиля 9 комитетов, в палате общин Великобритании - 15, в конгрессе США - 22. Постоянные комиссии бывают отраслевыми, или специализированными (по иностранным делам, по с/х, по здравоохранению и др.), и неспециализированными. Комиссия принимает решения на заседаниях. Кворум обычно составляет половину ее членов. Представитель комиссии выступает с содокладом при обсуждении проекта закона на пленарном заседании, и обычно от мнения комиссии в конечном счете зависит судьба законопроекта.
Комиссии обсуждают информацию министров по своей отрасли. Министры не несут ответственности перед постоянными комиссиями, а последние не принимают обязательных для правительства и его членов решений, но во многих странах министры обязаны являться на заседания комиссий по их приглашению.
Палаты в случае
необходимости создают
Аппарат парламента включает три вида органов и лиц:
1) вспомогательные службы парламента, его палат и комиссий (библиотека, секретариат, хоз. часть, типография и др.);
2) консультанты
парламента, обычно работающие в
исследовательских службах.
3) личные помощники парламентариев, их референты, секретари.
Полномочия парламента. В зависимости от полномочий различают три вида парламентов: с неограниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и консультационные. Считается, что в связи с концепцией верховенства парламента парламенты с неограниченными полномочиями существуют в большинстве стран англосаксонского права: парламент может принять решение по любому вопросу.
Парламенты с
ограниченными полномочиями существуют
во Франции и в некоторых
Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульманских странах.
Главная задача парламента - принятие законов. Среди них важнейшее значение имеют основные законы - конституции и поправки к ним, которые принимаются по особой процедуре, правда, неодинаковой для разных видов законов.
Парламент избирает, назначает, образует другие высшие органы государства, формируя их целиком или в части (другую часть может назначать президент). Делает он это самостоятельно или утверждая, давая согласие на кандидатуры, предлагаемые другим высшим органом государства. В некоторых странах парламент избирает президента, в других - образует весь состав правительства. Полномочия по образованию. высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно.
В области внешней политики парламент ратифицирует международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию, решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны. Парламент наделен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового положения группы лиц: только он может объявлять амнистию.
Особое значение имеют финансовые и контрольные полномочия парламента. В большинстве стран только он вправе устанавливать материальные обременения государства, устанавливать налоги, принимать госбюджет.
Парламент всегда, будучи высшим органом народного представительства, обладает контрольными полномочиями, которые могут иметь политический характер (например, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий).
Используются следующие формы контроля за деятельностью исполнительной власти, хотя контроль парламента может осуществляться и в отношении других органов:
1. Вопросы к правительству., министрам, другим высшим органам государства и должностным лицам на пленарном заседании парламента. Различаются устные и письменные вопросы. Вопрос должен относиться к фактам и не содержать обвинений.
2. Дебаты по
заранее определенным вопросам
и общей политике
3. Интерпелляция
предусматривает постановку
4. Постановка
вопроса о вотуме недоверия
правительству (решается
5. Доклады и
отчеты правительства и
6. Парламентские
слушания. Эта форма активно
7. Парламентские
расследования. Для этой цели
создаются специальные
8. Деятельность
парламентских комиссаров. Они не
имеют распорядительных
9. Созыв специальных
заседаний парламента для
10. Импичмент
по отношению к высшим
11. Контроль за делегированным законодательством - актами исполнительной власти, изданными по поручению парламента и имеющими силу закона.
Порядок работы парламента. Парламент осуществляет свою деятельность в различных формах: на раздельных и совместных заседаниях палат, путем работы постоянных комиссий, деятельности депутатов в округах и т. д.
Главной формой работы парламента в подавляющем большинстве стран является сессия, т. е. промежуток времени, в течение которого периодически созываются пленарные заседания палат, работают постоянные комиссии. Часть остального времени называется парламентскими каникулами.
Различают очередные и чрезвычайные сессии. Очередные созываются главой государства либо один раз в год, либо два раза. Внеочередная сессия может быть созвана президентом по требованию части депутатов, где обсуждаются только те вопросы, ради которых она созвана.
Для работы парламента и принятия решений необходим кворум. Это понятие имеет два значения: кворум для заседаний и кворум для голосования. Для пленарного заседания палат необходимо определенное количество присутствующих депутатов; только при этом условии заседание считается действительным. Обычно требуется присутствие более половины депутатов. Однако такого кворума, как правило, для принятия решения недостаточно. В большинстве случаев решение принимается большинством голосов списочного состава парламента (палаты). Поэтому бывает, что кворум для заседания есть, а для принятия решения нет. Для принятия конституционных законов требования более жесткие.
Заседания парламента бывают открытыми и закрытыми. На открытых может присутствовать публика, а на закрытых - лишь члены парламента и специально приглашенные лица.
Законодательный процесс. Процесс законотворчества занимает более половины времени работы парламента. Он состоит из нескольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация (удостоверение, подписание и опубликование закона главой государства с указанием исполнять закон).
Составить свой законопроект и предложить его может любое физическое или юридическое лицо, но парламент не обязан принимать к рассмотрению такой текст. Он обязан рассматривать только проекты, внесенные органами и должностными лицами, пользующимися по конституции правом законодательной инициативы. Именно такому праву соответствует указанная выше обязанность парламента
Правом законодательной инициативы обладают глава государства, палаты парламента, их постоянные комиссии, правительство и некоторые др.
Обсуждение законопроекта состоит из нескольких стадий, каждое обсуждение на пленарном заседании палаты называется чтением , работа над законопроектом в постоянной комиссии называется комитетской стадией.
Обычно бывает три чтения, но иногда при принятии срочных законопроектов их число сокращается. В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта. Второе чтение происходит с докладом автора проекта и содокладом постоянной комиссии. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проекта, обсуждаются и голосуются поправки.
Обсуждение на пленарном заседании бывает двух видов: свободное и фракционное. Свободное обсуждение предполагает, что выступать может каждый депутат и что он, высказывая свое отношение к проекту не связан фракционной дисциплиной. Обсуждение называется фракционным, когда от имени фракции выступает ее руководитель или другое уполномоченное им лицо.
В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. На этой стадии возможны только редакционные поправки. После этого представители фракций могут выступать только с кратким заявлением по мотивам голосования, объясняя свою позицию.
Принятие закона.
Как отмечалось, оно осуществляется
путем голосования на пленарном
заседании и требует
После принятия
закона парламентом наступает стадия
промульгации закона главой государства.
Промульгация включает несколько элементов.
Это удостоверение закона и того
факта, что он принят по должной процедуре,
предписание закона, распоряжение о
его опубликовании и