Человек и политика

Автор работы: s***@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:36, реферат

Описание

В политологии субъектами политики являются лица, социальные группы, организации, движения, институты. В число субъектов политики входят граждане, социальные слои, классы, нации, народности, общественно-политические организации, в том числе партии, движения, государство, народ, общество в целом, т.е. люди, граждане, индивиды данного общества, государства. Между субъектами политики существует динамическая система отношений, взаимодействия, подчинения и соподчинения, зависимости, относительной автономности.

Работа состоит из  1 файл

Человек и политика.docx

— 93.51 Кб (Скачать документ)

Соотношение политики и морали напрямую зависит от политического режима. В странах с антидемократическими, реакционными режимами, где процветают неправовое насилие, террор, злоупотребление властью, бюрократизм и коррупция, происходит разрыв морали и политики. Напротив, в условиях демократического режима политика реализуется в рамках законности, пронизывается началами гуманизма и нравственности.

Еще Никколо Макиавелли утверждал, что право и мораль разные и не соприкасающиеся сферы человеческой деятельности. Его взгляды и рекомендации находят сторонников и сегодня. По этому поводу русский философ В. С. Соловьев в конце XIX в. писал: "Полное разделение между нравственностью и политикой составляет одно из господствующих заблуждений и зол нашего века. С точки зрения христианской и в пределах христианского мира эти две области — нравственная и политическая — хотя и не могут совпадать друг с другом, однако должны быть теснейшим образом между собой связаны".

Современная политическая ситуация в России сложна, противоречива и труднопредсказуема. Основная причина тому — глубокий социально-экономический и духовный кризис в стране. В этих условиях обострились противоречия между политикой и моралью, чему во многом "помогли" крупные ошибки политического руководства, которые усилили безнравственность российской политики, углубили духовный кризис в обществе. Опасность такого пути очевидна. Назрела жизненная необходимость повернуть российскую политику в русло подлинного гуманизма и нравственности. Без этого не может начаться духовное возрождение общества.

Понятие политической идеологии

    Политическая  идеология- «система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической»*).

    В океане разнообразных политических интересов, настроений и чувств, невозможно было бы ориентироваться и тем  более добиваться их реализации, если бы по мере их выявления не происходила  их непрерывная конденсация вокруг различных узловых политических идей. Совсем не одинаковые интересы связываются  в блоки на основе однотипности, взаимной дополняем ости или сопряженности. Общим знаменателем каждого такого блока становится политическая идея- идея того или иного совершенствования  или переустройства управления общества или даже власти для удовлетворения объединенных блоков интересов, настроений и чувств.

    Так, в обобществление заводов заинтересованность дополняется стремлением к установлению общественной собственности на землю  и сопрягается с расширением  функций и усилением руководящего центра, а общим знаменателем такого блока интересов становится идея приоритета общественных интересов  над индивидуальными. Дополнением заинтересованности в частной собственности на средства производства является стремление обеспечить свободу предпринимательства, что сопряжено с соответствующими функциями руководящего центра, а общий знаменатель этого блока - идея приоритета индивидуальных интересов.

    Политические  интересы, чувства и настроения систематизируют  идеологи. Они формулируют общий  знаменатель - принципы или основные ценности каждого направления, являющиеся концентрированным выражением приоритетных интересов. Идеологи дают им различные  эмоциональные, этические, философские, научно- теоретические и религиозные  обоснования. На основе изучения возможностей и опыта ими вырабатываются также  политические концепции - представление  о путях и средствах реализации соответствующих политических интересов, настроений и чувств, в различных  конкретных условиях.

    Так появляются разнообразные идейно- политические направления, совокупность которых  составляет политическую идеологию  общества. В любом обществе одно из идейно- политических направлений  оказывается преобладающим, господствующим, а другие с различным успехом  конкурируют с ним и между  собой.

    Подчинение  политики и власти идеологии- особенно утопической- разрушает их связь с реальностью и обрекает в конечном счете на крушение. Это делает очевидной опасность призывов утвердить в России господство какой-то одной новой идеологии и сделать власть ее орудием.

    Как бы ни были важны в политической жизни феномены политической психологии и массового сознания, идеология  занимает одно из ведущих мест в структуре субъективного фактора политической деятельности. Вопрос о соотношении идеологии и социально- политической и духовной жизни в настоящее время приобрел особую остроту. Уже несколько лет в литературе и политике имеет хождение концепция деидеологизация.

    Действительно, история еще не знала ни одной  политической системы, которая бы ни была связана с идеологическими  ценностями.

 

    

Типы  политических идеологий

    В отечественной и зарубежной литературе указывается на такие основные виды современных политических идеологий:

  • Коммунистическая (марксизм- ленинизм);
  • Социал – демократизм;
  • Неолиберализм;
  • Неоконсерватизм.

    Коммунистическая (социалистическая) идеология, безусловно, нуждается в критическом переосмыслении в свете современного мирового опыта кризиса модели государственного социализма, что делается самими марксистами в последние годы. Речь не идет в данном случае о положительной или отрицательной оценке содержания новых взглядов. Констатируется сам факт позитивной критики данной идеологической системы.

    Социал-демократическая  идеология. Ее исторический первоисточник- марксизм. Социальная база преимущественно трудящиеся слои населения, интеллигенция и некоторая часть предпринимателей развитых капиталистических стран. В отличие от коммунистической идеологии современный социал- демократизм идеология реформистского толка, за что он подвергался критике. Время показало, что социал-демократизм с самого начала своего возникновения был обусловлен уровнем экономического развития западноевропейских стран и спецификой их демократических и культурных традиций. Социал-демократы признавали и признают реальную возможность постепенной трансформации экономики и общественных отношений капитализма в социалистическое общество. Основополагающими принципами являются свобода как результат «индивидуальных» совместных усилий; справедливость, что означает «прекращение всякой дискриминации личности», а также равенство в правах и возможностях»; солидарность как практическое выражение «общности человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости».

    Неолиберализм - современная форма либерализма - идейно- политического течения, объединяющего сторонников буржуазно- парламентского строя и связанных с ним свобод в экономической, политической и других сферах жизни. Служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства, как воплощения естественного довода между свободными индивидами. Он продолжает набирать очки в нынешних условиях, поскольку современный научно- технический прогресс предполагает возрастание роли индивидуальных способностей человека, личной свободы и ответственности.

    Неолиберализм- идеология политических партий, опирающихся на достаточно широкие круги населения, преимущественно же- на слои предпринимателей, защищая прежде всего их интересы. Программная цель либерально- демократической партии- создание правового государства с президентской формой правления, рыночной экономикой. Декларируется полная свобода для предпринимательства, в любых формах и видах свобода рыночных отношений.

    Неоконсерватизм имеет своим историческим предшественником классический консерватизм. Это один из современных, широко распространенных видов идеологии. Он отстаивает традиционные идеи, идеалы и принципы, отвергает  любые революционные ломки общества как живого организма, который изменяется на основе преемственности и постепенного обновления.

Политическая  культура: понятие, структура, функции

Понятие политической культуры становится сегодня одним  из самых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике. Его употребляют и профессиональные политики, и журналисты, и люди от политики далекие. Данное понятие стало своего рода интегральной характеристикой политического сознания и политического поведения отдельных наций, народов, общества в целом.

В политической науке нет единой концепции политической культуры. Об этом свидетельствуют десятки определений этого явления. Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом, его концепция политической культуры играет сегодня роль базовой, основополагающей. В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956г., Г.Алмонд называет политической культурой «определенный образец ориентации на политические действия», в который встроена всякая политическая система. Позднее в книге «Гражданская культура» (в соавторстве с С.Вербой) Г.Алмонд уточняет свои представления о политической культуре и рассматривает ее как совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Классическое определение политической культуры, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:

а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектах и  идеях;

б) аффективную  ориентацию – чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении  политических объектов;

в) оценочную  ориентацию – суждения и мнения о политических объектах, которые  обычно предполагают использование  применительно к политическим объектам и событиям неких оценочных критериев.

В данном определении  выделяются две характерные особенности. Во-первых, политическая культура понимается как совокупность ориентаций на политическую деятельность. Это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентации, в которую включены: знания о политической системе, ее функциях, решениях и действиях; чувства относительно политической системы и политических деятелей (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе (оценочные ориентации).

Данная концепция  политической культуры призвана объяснить  тот факт, что сходные по форме  политические системы и их институты  в разных странах функционируют по-разному. Кроме того, указанный подход задает общие объективные критерии для сравнительных исследований политического поведения в различных странах.

Итак, политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.

Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов:

Культура  политического сознания Культура  политического поведения Культура  функционирования политических институтов
Политические  представления и убеждения Культура политического  участия Культура электорального процесса
Политические  ценности, традиции, обычаи и нормы Культура политической деятельности Культура принятия и реализации политических решений
Политические  установки   Культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов

Политическая  культура, как и всякая иная, передается от поколения к поколению; самым  главным ее выражением является политическое поведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.

Информация о работе Человек и политика