Автор работы: s***@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:36, реферат
В политологии субъектами политики являются лица, социальные группы, организации, движения, институты. В число субъектов политики входят граждане, социальные слои, классы, нации, народности, общественно-политические организации, в том числе партии, движения, государство, народ, общество в целом, т.е. люди, граждане, индивиды данного общества, государства. Между субъектами политики существует динамическая система отношений, взаимодействия, подчинения и соподчинения, зависимости, относительной автономности.
Характерные черты политической культуры состоят в том, что она:
Политическая культура выполняет в обществе определенные функции:
Политическая
власть отражает определенное взаимодействие,
отношение (господство, управление одних
другими). И как любое отношение,
она предполагает как минимум
две стороны. На одной стороне - властвующие.
В политологии их принято обозначать понятием
"субъект" (это может быть целый народ,
государст- венный орган, отдельная облеченная
властью личность). На другой стороне данного
отношения - подвластные, подчиненные.
Это — объект, на который направлены властные
отношения. Объектом политической власти
может быть общество в целом, т.е. народ,
и каждый гражданин в отдельности,
Казалось бы, все ясно: субъект - это те, кто властвует, а объект - те, кто подчиняется власти, следует ее приказам. Но почему тогда мы предположили возможность, когда народ может быть и объектом, и субъектом власти? Это не ошибка. Например, в Конституции Российской Федерации отмечается: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (статья 3). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, слишком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референ- думы). Во-вторых, политическое управление обществом - это постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа — это прежде всего представительная демократия. Народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законо- дательным, избирательным, судебным) и конкретным лицам (президент, канцлер, премьер-министр). Суть представительной демократии хорошо выражена в "Декларации независимости США", где "отцы-основатели" Американской республики записали: "Мы считаем самоочевид- ным следующие истины: все люди созданы и наделены своим Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, чья власть зиждется на согласии управляемых" Да, народ в демократическом обществе есть субъект власти (это обстоятельство подчеркивается в конституциях всех демо- кратических стран), но он одновременно и объект власти, поскольку, передав по доброй воле ("согласие управляемых") выполнение властных функций соответствующим властным структурам, народ, общество в целом берут на себя обязанность подчиняться избранной им политической власти. Разумеется, в обществах с недемократическими политически- ми режимами (например, тоталитаризм и др.) о понятии "народ" можно говорить только как об объекте политической власти. По крайней мере, такова реальная ситуация, хотя видимость может быть и иной. Субъект и объект политической власти - это два важных ее компонента, но в ее структуре есть еще одно слагаемое - ресурсы власти. Речь идет о тех средствах, с помощью которых субъект политической власти осуществляет воздействие на деятельность и поведение граждан (объект). |
В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.
Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера - также местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь разные названия, но за ним утвердилось обобщенное название "парламент".
Термин "парламент" происходит от французского "парле" - говорить.
Современный парламент
- это высший орган народного
Структура парламента. Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента. Палаты парламента имеют разные названия (нередко - палата депутатов и сенат), но их принято называть нижней и верхней.
Верхняя палата может быть либо слабой, когда она в состоянии отсрочить принятие решения парламентом (нижней палатой), но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето - отказ согласиться с решением нижней палаты - может быть преодолено последней (UK, Польша и др.), либо сильной, когда без ее согласия закон не может быть принят (Италия, США).
Палаты парламента неодинаковы по своей численности. Обычно нижняя палата в два раза (Италия), а то и больше (Польша), многочисленнее верхней. Лишь в UK иное соотношение: более 1100 пэров в верхней палате (палате лордов) и 651 член - в палате общин. Тенденция последних десятилетий - установление фиксированной численности палат.
Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты - сенаторами.
Депутаты нижней
палаты и однопалатного парламента
избираются обычно на 4-5 лет либо непосредственно
гражданами, либо путем многостепенных
выборов (Китай). В некоторых странах
резервируются места для
Верхняя палата формируется различными способами, путем прямых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности и др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены в США (по 2 от штата), в Бразилии (3), в Италии (не менее 7 от области) и многих других странах. Путем косвенных выборов формируется сенат во Франции, где избирательную коллегию в каждом регионе составляют члены нижней палаты от данного региона и советники различных муниципальных органов. В Испании сочетаются прямые и косвенные выборы. Полностью назначаются верхние палаты главой государства в Канаде. В UK места в палате лордов занимают по наследству дворяне (пэры), имеющие титул не ниже барона (с 1963 г. - и женщины), а также лица, которым такой титул пожалован королевой по представлению кабинета министров (титул и место в палате не передается ими по наследству), епископы и архиепископы.
Своеобразно избирается верхняя палата в Норвегии, Исландии: ее избирают из своего состава члены нижней палаты (1/4, 1/3 состава). В федерациях верхняя палата либо формируется на паритетной основе, т. е. каждый регион делегирует одинаковое число сенаторов, либо представительство это зависит от числа жителей.
Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются целиком. К верхней же палате часто применяется принцип ротации: палата обновляется по частям (в США на 6 лет с обновлением на 1/3 через два года, во Франции на 9 лет с обновлением на 1/3 через три года) Во многих странах верхняя палата избирается на тот же срок, что и нижняя (Италия, Польша).
Прекращение полномочий палат и органы, замещающие парламент. Парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава, как только этот состав приступит к работе. Он может быть распущен досрочно, обычно роспуску подлежат лишь нижняя палата и однопалатный парламент.
Роспуск парламента ограничен рядом условий. Парламент (палата) не может быть распущен в условиях военного или чрезвычайного положения, за несколько месяцев до окончания срока его полномочий и т.п. Роспуск парламента осуществляется по различным основаниям: при выражении недоверия правительству по инициативе парламента; при отказе в доверии, когда этот вопрос ставится правительством; если парламент не может сформировать правительство в определенный срок или начать пленарные заседания и т.п.
Глава государства может распустить парламент, но не обязан делать этого. Он может, например, уволить в отставку правительство или при неутверждении бюджета ввести в действие бюджет прошлого года. В дуалистических монархиях и полупрезидентских республиках глава государства, распуская парламент, действует по своей воле, а в конституционных монархиях и парламентских республиках - по указанию правительства.
Если парламент
не функционирует (парламентские каникулы,
межсессионный период, роспуск), его
могут замещать, хотя и не полностью
некоторые другие высшие органы государства.
В странах тоталитарного
Права и привилегии
членов парламента. В большинстве
стран члены парламента являются
профессиональными
В странах тоталитарного социализма депутат, как правило, не является профессиональным парламентарием, он выполняет свои обязанности на общественных началах, получая лишь небольшое вознаграждение, рассматриваемое как возмещение депутатских расходов.
В подавляющем большинстве стран депутаты и сенаторы имеют так называемый свободный мандат. Они рассматриваются как представители всего народа, а не только своего избирательного округа., и поэтому не обязаны выполнять наказы избирателей округа, не могут быть досрочно отозваны ими. В тоталитарных странах депутат, напротив, имеет императивный мандат, предусматривающий возможность досрочного отзыва, если он не выполняет наказы избирателей.
Во многих странах члены парламента обладают депутатским иммунитетом. Это означает, что депутат не может быть подвергнут полицейскому задержанию или аресту, против него не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является.
В целом тенденция
развития конституционного права в
демократических странах
Депутат обладает
также депутатским
Депутат вправе участвовать в работе парламента, его комиссий, других органов, свободно выступать и голосовать, обладает правом вопроса или запроса к высшим должностным лицам государства на заседании парламента или вне его. Депутат имеет право на оплаченных за счет государства помощников, секретарей (в США на конгресс, состоящий из 635 членов, работает около 31 тыс. государственных служащих), а также на бесплатный транспорт, служебную переписку, телефонные переговоры, на оплачиваемое государством жилище и др.
Обязанности депутата.
Депутат обязан присутствовать на сессиях
парламента, участвовать в пленарных
заседаниях палат, в работе постоянных
комиссий (комитетов). Во многих странах
все парламентарии обязаны
В подавляющем большинстве стран депутатам и сенаторам не разрешается состоять на государственной службе, хотя разрешается иногда занимать министерские посты. Парламентариям запрещается : участвовать в сделках с государственным имуществом; состоять в руководстве частных фирм, государственных предприятий с иностранными инвестициями; получать вознаграждение иное, чем за педагогическую, научную, творческую деятельность. Если таких запретов нет, то существует правило, что при обсуждении вопроса, в отношении которого депутат может иметь личный интерес, он должен заявить об этом на заседании. Эти нормы и неписаные правила часто нарушаются. Парламентарий должен ежегодно, а также после избрания и прекращения срока полномочий подавать декларацию о доходах. Эти правила в большинстве государств жестко соблюдаются.
Внутренняя организация парламента и его палат. В парламенте и его палатах формируются различные органы. Одни из них имеют определенную компетенцию, предусмотренную в конституциях (председатель), другие представляют собой вспомогательный аппарат, призванный обслуживать деятельность парламента (хозяйственные органы). Кроме того, парламент создает отдельные органы, которые занимаются определенной сферой деятельности, обладают самостоятельностью, но выполняют поручения парламента, отчитываются перед ним (например, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека). Парламент может в любой момент обновить состав этих органов, сместить их членов или должностных лиц. Они иногда формируются (избираются, назначаются) на определенный срок, что служит им определенной гарантией.
Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллективный орган (бюро в Испании, организационный комитет в Чехии). Председатель однопалатного парламента, палаты, спикер имеет одного или нескольких заместителей. Председателя парламента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. При совместном заседании палат ими обычно руководит председатель верхней палаты (сената).
Руководящий орган
палат парламента может быть избран
либо на срок их полномочий, либо на период
одной сессии. В большинстве стран
считается, что председатель однопалатного
парламента должен быть политически
нейтральным, беспристрастным. Он зачастую
приостанавливает членство в партии
или выходит из нее на время
председательствования. В других странах
он сохраняет партийную