Демократия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:05, реферат

Описание

Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

Работа состоит из  1 файл

Демокра́тия.docx

— 165.67 Кб (Скачать документ)

Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

1)Назначение  лидеров управляемыми ими людьми  происходит путём честных и  состязательных выборов[4][прим. 1]

2)Народ является  единственно легитимным источником  власти[5][6]

3)Общество  осуществляет самоуправление ради  общего блага и удовлетворения  общих интересов[7][8]

Народное  правление требует обеспечения  ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право  на самоопределение, права человека и др.

Поскольку идеал  народовластия труднодостижим и  подлежит различным толкованиям, предлагалось множество практичных моделей. До XVIII века наиболее известной моделью  была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия[9].

 

Одной из распространённых целей демократии является ограничение  произвола и злоупотреблений  властью. Этой цели часто не удавалось  достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели  эффективной защиты со стороны правовой системы. Сегодня во многих странах  народовластие отождествляется  с либеральной демократией, которая, наряду с честными, периодическими и всеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в ходе которых  кандидаты свободно соревнуются  за голоса избирателей, включает в себя верховенство права, разделение властей  и конституционные ограничения  власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых  свобод. С другой стороны, некоторые  левые движения полагают, что реализация права принятия политических решений  требует обеспечения социальных прав и низкого уровня социально-экономического неравенства.

Ряд авторитарных режимов имел внешние признаки демократического правления, однако в них властью  обладала только одна партия, а проводимая политика не зависела от предпочтений избирателей. На протяжении последней четверти века мир характеризовался тенденцией распространения демократии. К числу сравнительно новых стоящих перед ней проблем относятся сепаратизм, терроризм, миграция населения. Международные организации, такие как ООН, ОБСЕ и ЕС, предполагают, что контроль над внутренними делами государства, включая вопросы демократии, частично оказывается в сфере влияния других стран.

Идеальная демократия

 

Термин «идеальная демократия» имеет два значения[10]. Согласно первому, идеал понимается как наилучшая система из возможных. Согласно второму, идеальная система является «очищенным» вариантом реально существующих систем. Второе значение обсуждается в разделе Основные институты либеральной демократии. Чтобы сформулировать идеал народовластия в первом значении, необходимо ответить на ряд принципиальных вопросов:

Лучше или  хуже демократия других форм правления?

Что из себя представляет объединение или территориальная единица, в которой учреждается демократия?

Какие члены  этого объединения имеют право  участвовать в процессе принятия решений, то есть, являются полноправными гражданами?

Какой политический механизм используют граждане для управления?

Если среди  граждан нет единодушия по поводу какого-либо вопроса, чьё мнение играет решающую роль?

Если это  мнение большинства, то как определить это большинство?

Что необходимо для стабильности демократической  системы?

 

Все эти вопросы  допускают широкий спектр ответов. Например, большинство может рассчитываться на основе полного числа граждан, числа принявших участие в  голосовании, числа представителей от более мелких объединений или территориальных единиц и т. д. На протяжении истории стандарты демократии претерпели значительную эволюцию.

 

Согласно  Роберту Далю[10], идея демократии предполагает наличие некоторого общества (демоса), где каждый член одинаково компетентен  для участия в управлении этим обществом. Принятие политических решений  в соответствии с данным принципом требует, чтобы все члены общества имели равные и эффективные возможности

сообщать  свои политические взгляды другим;

получать  сведения об альтернативных предложениях и об их вероятных последствиях;

устанавливать, каким образом следует отбирать предложения для окончательного принятия решения;

участвовать в окончательном выборе решения  путём равного голосования.

 

Перечисленные критерии описывают не только политический процесс, но и связанные с этим процессом права каждого члена  общества[15]. В частности, демократическое  государство должно обеспечивать защиту личных свобод хотя бы в той степени, которая необходима для открытости и состязательности избирательного процесса. Наиболее важными являются право участвовать в голосовании, свобода голосования, право выставлять свою кандидатуру на выборах, свобода  выражать свои политические взгляды  в СМИ, свобода создавать политические группы и право участвовать в  их деятельности.

 

Один из фундаментальных  вопросов демократической модели заключается  в определении круга лиц, на которых  распространяется политическое равенство (то есть, демоса)[16]. Если речь идёт о  государстве, где все полноправные граждане обладают равными возможностями в управлении страной, это вопрос о гражданстве. Согласно современным взглядам, все или почти все взрослые жители, на которых распространяется власть демократического государства, должны быть полноправными гражданами.

 

Буржуазная демократия — в «левом», особенно марксистском обществоведении обозначение формы политического строя, основанного на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан при реальном господстве буржуазии.

По В.И. Ленину — форма классового господства буржуазии  — диктатура буржуазии, провозглашающая  права личности и демократические  свободы только лишь на словах, на деле же характеризующаяся противоречием  между формальным политическим равенством и фактическим социально-экономическим  неравенством граждан, эксплуатацией и угнетением народа. В более публицистичном стиле Ленин давал буржуазной демократии такие характеристики: «узкая, урезанная, фальшивая, лицемерная, рай для богатых, ловушка и обман для эксплуатируемых, для бедных».

Буржуазная  демократия противопоставляется истинной демократии — «социалистической  демократии», «пролетарской демократии», основанной на диктатуре пролетариата или общенародном государстве. Впрочем, марксисты ее признают наиболее развитым историческим типом демократии эксплуататорского общества.

В языке, ныне господствующем в обществознании, близкое  или то же понятие обозначается термином «либеральная демократия».

 

Афинская демократия

Приблизительно  с 500 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Разделения властей в современном понимании не было. Высшим органом власти было Народное собрание — экклесия, в котором могли принимать участие все взрослые мужчины, имевшие права гражданства. От участия отстранялись женщины, чужеземцы и рабы. Народное собрание собиралось довольно часто, несколько раз в месяц, в нем принимали участие несколько тысяч человек (все население Афинского полиса, имевшее право голоса, оценивается современными исследователями в 20-30 тыс. человек). На собрании решались наиболее важные вопросы жизни полиса. Во времена расцвета афинской демократии для того, чтобы позволить беднейшим гражданам оторваться от работы и принимать участие в народном собрании, была введена плата за участие в экклесии в размере примерного дневного заработка ремесленника.

В перерывах  между собраниями экклесии текущими делами занималось булэ — «совет пятисот». Члены булэ избирались по жребию из граждан не моложе 30 лет, по 50 человек от каждой из 10 фил. Такие 50 человек составляли т. н. пританию, каждая из которых выполняла функции булэ в течение 1/10 части года.

Судебные  дела рассматривались в «суде  присяжных» — гелиэе. Гелиэя состояла из 6 000 человек, которые выбирались по жребию. Эти 6 000 человек были разделены на 10 декастериев, примерно по 500 человек в каждом (100 из них считались запасными). При рассмотрении дела оно рассматривалось определенным декастерием, причем из-за многочисленности судей подкуп был практически исключен.

Продолжал существовать ареопаг, однако его реальная власть в условиях демократии была очень  сильно ограничена.

Исполняли решения  народного собрания и других органов  носители должностей. Все должности  в Афинах были коллегиальными и практически  все исполнялись по жребию. Исключение составляли должности, требовавшие  особых навыков — стратегов и  руководителей полисных финансов, носители которых выбирались голосованием. Коллегия десяти стратегов играла очень важную роль в Афинах и сами стратеги были влиятельными гражданами. Так, формальная власть Перикла состояла в том, что  он в течение длительного времени  переизбирался на должность стратега.

Обилие государственных  должностей в Древних Афинах приводило  к тому, что каждый гражданин за свою жизнь не раз занимал те или  иные должности, приобщаясь к управлению государством и постоянно участвуя в его жизни.

 

Демократия в США 

Создание  США в 1776 году стало первой в истории  человечества попыткой реализации идеи демократии на масштабе целой страны, а не города-государства. Эта идея получила отражение в Декларации независимости и принятой в 1789 году Конституции США: Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье.

Декларация  независимости США 

Когда в 1831 году США посетил Алексис де Токвиль, на него произвели глубокое впечатление баланс между личной свободой и религией, частной собственностью и равенством, индивидуализмом и общественной жизнью, сильной властью и децентрализацией. Токвиль провозгласил США демократией, хотя по сегодняшним меркам едва ли это было бы возможно по отношению к стране, где практикуется рабство, коренное население загнано в резервации, а женщины лишены избирательного права.

Американская  модель демократии создавалась под  специфические историко-культурные условия, и попытки скопировать  её в других странах успеха не имели. Главным образом это связано  с тем, что федеральное правительство было создано штатами, которые длительное время существовали в качестве колоний с высокой степенью автономии. Это отразилось на американской системе, особенностями которой являются идеологическая гибкость, не имеющие жёсткой дисциплины партии и политика, ориентированная на местные нужды[1].

 

Прежде всего, идеологи американской политической системы  опасались концентрации государственной  власти. Поэтому, согласно Конституции  США, в основе американской политической системы лежит принцип разделения властей, причём верховный законодательный  орган (Конгресс США) и высшая исполнительная должность (Президент США) являются выборными. Начиная с 1951 года, период пребывания президента и вице-президента у власти ограничен двумя четырёхлетними сроками. Суд имеет высокую степень независимости от других ветвей власти, хотя идеологические предпочтения судей иногда сказываются на принятых постановлениях. Значительная власть оставлена за штатами, которые имеют свои конституции и где законодательные собрания, губернаторы, а в большинстве штатов — и верховные судьи, также периодически избираются. Региональные и местные правительства обладают сильной властью и способны противостоять федеральному правительству; в частности, большинство вопросов правопорядка, образования, семейного права и землепользования решаются штатами. На местном уровне к выборным должностям могут относиться не только депутаты представительных органов, мэр и мировой судья, но и прокурор, шериф, ревизор, глава налоговой службы, члены советов по образованию и др. В целом из полумиллиона выборных должностных лиц в США менее 8500 относятся к федеральному и региональному уровню, а остальные работают в местных органах самоуправления.

 

В некоторых  штатах проводятся референдумы, круг вопросов которых может включать налоги, политику борьбы с дискриминацией, права иммигрантов, отзыв выбрных лиц. Критики прямой демократии утверждают, что референдумы могут приводить к непоследовательной политике, снижать значение институтов представительной демократии и ослаблять политические партии[2].

Если бы люди были ангелами, в

 государстве не было бы необходимости

Джеймс Мэдисон

Для американской демократии характерно недоверие не только ко власти, но и к народу. Её особенностью является наличие институтов, сдерживающих власть большинства и относительно слабо зависящих от него[3]. К таким институтам относятся, прежде всего, Верховный суд США и Сенат США. Заметную общественную роль играют неправительственные организации и частный бизнес, в особенности свободные и разнообразные средства массовой информации.

  Митинг  за предоставление права голоса  на выборах в Конгресс для  жителей Округа Колумбия (2007 год)

Поначалу  народный суверенитет вызывал настолько  сильные опасения, что идеологи США  намеревались ограничить избирательное право имущественным цензом, и некоторые штаты так и поступили. Как объяснял Бенджамин Франклин, лица, которые не владеют земельными участками, составляют мигрирующее население и слишком слабо связаны с благосостоянием штата, чтобы обладать привилегией голосовать на выборах[4]. Джон Адамс полагал, что если власть окажется под контролем большинства населения, они вначале отменят долги, затем введут высокие налоги на богатых и наконец поделят поровну всё остальное[5]. Избирательное право стало распространяться на всех белых мужчин только к концу 1850-х, а на всех взрослых граждан США ещё спустя 100 лет. В то же время отдельные регионы до сих пор не имеют собственных представителей в Конгрессе: Округ Колумбия, Пуэрто-Рико, Гуам.

Информация о работе Демократия