Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:05, реферат
Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:
Исторически выборы были прямыми и проводились по мажоритарной системе путём открытого голосования, за исключением выборов Президента США, которые были непрямыми. В настоящее время стандартом считается тайное голосование и по-прежнему преобладает использование мажоритарной системы. Несмотря на непрямой характер выборов Президента, случаев, когда делегаты Коллегии выборщиков голосовали против воли избирателей, не было (хотя были единичные случаи, когда они воздерживались в знак протеста). Выборы Президента сопровождаются наиболее высокой явкой избирателей, поскольку от их исхода зависит проводимая внутренняя и внешняя политика.
Карта выборов Президента США в 1860 году. Красным помечены штаты, проголосовавшие за кандидата от республиканцев, зелёным — за кандидата от демократов.
Мажоритарная
избирательная система
С 1860-х в американской политике доминируют демократическая и республиканская партии, каждая из которых пользуется поддержкой широкого спектра политических движений. Президентом США становился кандидат то от демократов, то от республиканцев. На местном и региональном уровнях одной из партий иногда удаётся удерживать преимущество на протяжении длительного периода, хотя внутри доминирующей партии по-прежнему возможна конкуренция между различными группами, составляющими коалицию. Основные права электорального меньшинства защищаются различными способами, прежде всего, федеральным правительством. Усилению других партий препятствует не только мажоритарная система, но и ряд положений в законодательстве. Несмотря на это, более мелкие партии и независимые кандидаты иногда оказывали влияние на проводимую политику, и подобные эпизоды имели место на всех уровнях власти[2].
На рубеже
XX века в обществе стала расти
озабочённость концентрацией
Первые британские поселенцы (пуритане) прибыли в Новый Свет на корабле «Мейфлауэр» ради свободы вероисповедания. Сегодня в стране можно найти приверженцев любых крупных религиозных направлений (а также многих мелких), причём посещаемость церквей остаётся сравнительно высокой. В то же время конституция запрещает государству оказывать предпочтение той или иной конфессии и субсидировать церкви. Религиозные круги играют активную роль в политике по таким вопросам, как однополые браки, аборты, права человека и иммиграция.
Агитация на китайском языке накануне выборов судьи в Сиэттле (2008 год)
Хотя большинство населения страны являются потомками иммигрантов, на протяжении истории различные расовые и этнические группы подвергались дискриминации со стороны властей: негры, индейцы, китайцы, мексиканцы, японцы и др. В середине 1960-х была проведена реформа иммиграционного законодательства, предоставившая широкую защиту от дискриминации. Новые иммигранты как правило сохраняют свои культурные обычаи, в то время как их потомки ассимилируются. Постоянно проживающие на территории страны иностранцы не имеют права участвовать в федеральных выборах, однако до конца XIX века они имели право голоса на многих местных выборах[7]. В последнее время вопрос об участии иностранцев в местных выборах вновь стал предметом дискуссий и референдумов.
Уголовные преступники в течение срока отбывания наказания не имеют права участвовать в выборах. В США свыше двух миллионов заключённых, и это число продолжает расти, несмотря на тенденцию к снижению преступности. Озабоченность вызывают преобладание расовых меньшинств среди осуждённых за тяжкие преступления, практика применения смертной казни, высокое число осуждённых за хранение наркотиков, длительные сроки заключения, в особенности среди несовершеннолетних преступников, условия содержания в тюрьмах[2].
Несмотря на гарантированное право на забастовку, менее 8 % рабочей силы состоят в профсоюзах[2]. Процесс организации профсоюзов осложняется ограничениями трудового законодательства, политикой Национального совета трудовых отношений и сопротивлением со стороны частного бизнеса.
С другой стороны,
право на частную собственность
рассматривается как
Понятие об американской политической системе закладывается в школе, где учащиеся изучают конституцию и работы идеологов страны. Там же объясняются принципы системы: что правительство должно быть сменяемым и подотчётным гражданам, что перед законом все граждане равны, что государство должно занимать нейтральную позицию по отношению к религии, что в стране должна быть свободная конкуренция идей. Согласно проведённым в 1999-2001 гг. опросам, 89 % американцев относятся к демократии положительно, хотя в то же время 30 % выразили поддержку системе во главе с сильным лидером, который может позволить себе игнорировать парламент и выборы[8].
Демократические режимы (от греч. demos – народ и cratos – власть) возникли несколько позже диктатур, хотя и существовали уже в Древней Греции. Античная демократия достигла своего наивысшего расцвета в V в. до н. э. в Афинах в период правления Перикла. Эта демократия существовала в рамках полиса – города-государства, общины. Она сводилась к участию свободных граждан в общих собраниях, на которых решались наиболее важные вопросы, и выборах. Зачастую власть большинства оборачивалась против выдающихся и знатных людей. Античная демократия не знала прав и свобод личности, поэтому нередко ее называли деспотизмом большинства.
В период средневековья
«ростками» демократии можно считать
возникшие в западноевропейских
странах сословно-
Развитие
демократии непосредственно связано
с развитием прав человека и избирательного
права. Эволюция этих институтов способствовала
становлению современных
Современная демократия значительно отличается от античной. Ее главными признаками являются:
♦ гарантии прав и свобод человека;
♦ признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным;
♦ наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих, свободных и справедливых выборов;
♦ построение государственной власти по принципу «разделения властей», причем единственным законодательным органом считается парламент;
♦ политический плюрализм;
♦ публичность власти.
В истории политической мысли прослеживаются два основных подхода к определению понятия «демократия». Согласно первому из них, основывающемуся на античной традиции и окончательно сформулированному в теории Ж.-Ж. Руссо, демократия – это власть народа, осуществляемая в интересах «всеобщей воли». В соответствии с данным подходом демократия – это режим, при котором воплощается и реализуется общая воля народа. Нетрудно заметить, что приверженцы этой точки зрения приносят в жертву общим интересам частные потребности и предпочтения граждан и социальных групп.
Представители второй парадигмы исходят из признания неотъемлемых прав и свобод человека, автономии отдельной личности, ее права на свободу самовыражения и выражения собственных интересов. Таким образом, второе направление основывается на признании многообразия интересов и необходимости их выражения, согласования и реализации. Именно для выражения схожих интересов формируются партии и группы интересов. Согласование же и реализация интересов требует создания представительного органа власти на основе всеобщих выборов. С таких позиций демократия предстает как институциональное устройство, гарантирующее человеку соблюдение неотъемлемых прав и свобод и позволяющее индивидам реализовать свои интересы в политике.
Демократия: миф, реальность или раскрученный бренд?
"Демократия, греч., народовластие,
государственная форма, в
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
"Демократия – это
Бенджамин Франклин
"Демократия – это система гармонизации интересов".
Митрополит Кирилл
В отличие от таких вполне" осязаемых" способов правления как диктатура, олигархия, плутократия и пр., современный демократический способ правления несет в самой своей основе также достаточно легко обнаруживаемые элементы своего рода политической мифологии.
"Виноваты" в этом древние греки, точнее, средневековые исследователи античности. Придуманный греками термин традиционно переводят как народовластие. Возможно, в отдельные периоды в некоторых городах-государствах древней Греции основные государственные вопросы действительно решались демосом. Хотя не исключено, что это тоже один из мифов, которыми была так богата Эллада. История других стран, да и самой постантичной Греции, не знает примеров осуществления прямого народовластия на государственном уровне в течение длительного времени (впрочем, с некоторыми оговорками одно исключение все же можно назвать – Североамериканские штаты, начиная с Войны за независимость вплоть до конца XIX в.).
В целом же есть все основания утверждать, что прямая демократия в масштабах государства (за исключением, быть может, совсем небольших государств), во-первых, технически нереализуема, а во-вторых, во многих ситуациях неэффективна и нежизнеспособна. Что касается представительной, контролируемой, управляемой и прочих конструируемых современной наукой разновидностей демократии, то это явное отступление от идеи в ее первоначальном виде. В конце концов, любой диктатор может считать (и внушить большинству населения), что именно он наилучшим образом представляет демос. То же может декларировать и коррумпированная псевдоэлита. Любопытна в этой связи классификация представительных демократий, предложенная М.Вебером в работе "Хозяйство и общество" (1921). Типы представительства, по Веберу, – "присваиваемый", "свободный" и "по наказам". Первый тип напоминает вариант представительства в странах "реального социализма", Т.е. вариант, весьма далекий от представления о демократии, получившего наибольшее распространение в последние десятилетия.
Термин "демократия" сегодня используется для обозначения не народовластия, а некоего иного явления, не располагающегося на традиционной шкале "-кратий" (т.е. способов осуществления властных функций), как, впрочем, и ни на какой другой линейной или плоской шкале властных институтов.
Перечислим признаки, которые обычно ассоциируются с демократией:
1) разделение властей на
2) выборность представителей
3) уважение (и даже культ) закона, как всеми ветвями власти, так и отдельными гражданами, преемственность законов;
4) равенство всех граждан перед законом;