Демократия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:05, реферат

Описание

Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

Работа состоит из  1 файл

Демокра́тия.docx

— 165.67 Кб (Скачать документ)

Исторически выборы были прямыми и проводились  по мажоритарной системе путём открытого  голосования, за исключением выборов  Президента США, которые были непрямыми. В настоящее время стандартом считается тайное голосование и  по-прежнему преобладает использование  мажоритарной системы. Несмотря на непрямой характер выборов Президента, случаев, когда делегаты Коллегии выборщиков голосовали против воли избирателей, не было (хотя были единичные случаи, когда они воздерживались в знак протеста). Выборы Президента сопровождаются наиболее высокой явкой избирателей, поскольку от их исхода зависит проводимая внутренняя и внешняя политика.

  Карта  выборов Президента США в 1860 году. Красным помечены штаты,  проголосовавшие за кандидата  от республиканцев, зелёным — за кандидата от демократов.

 

Мажоритарная  избирательная система стимулировала  создание двух противоборствующих коалиций. На рубеже XIX века последователи Томаса Джефферсона защищали интересы фермеров и делали упор на разделении властей, в особенности на законодательной власти. Им противостояли федералисты, возглавляемые Александром Гамильтоном, которые отражали интересы городской буржуазии, поддерживали сильную судебную власть и предпочитали энергичное правительство. Вскоре на основе обеих коалиций возникли две крупные партии. По мере появления новых актуальных политических и социально-экономических проблем, менялся состав образующих ведущие партии коалиций и их избирательная база. В середине 1850-х в американском обществе возник раскол вокруг вопроса о рабовладельчестве на западных территориях страны. Стала набирать силу третья партия, республиканская, которая вытеснила партию вигов. Тем не менее, конфликт не удалось решить демократическими способами, и в 1861 году вспыхнула гражданская война. Окончание войны привело не только к ликвидации рабства, но и к формальному запрету дискриминации в обеспечении избирательного права[6]. Война также способствовала переосмыслению демократии. В своей Геттисбергской речи Президент Авраам Линкольн сказал, что одним из источников свободы для американской нации является «правительство из народа, созданное народом и для народа».

С 1860-х в  американской политике доминируют демократическая  и республиканская партии, каждая из которых пользуется поддержкой широкого спектра политических движений. Президентом  США становился кандидат то от демократов, то от республиканцев. На местном и  региональном уровнях одной из партий иногда удаётся удерживать преимущество на протяжении длительного периода, хотя внутри доминирующей партии по-прежнему возможна конкуренция между различными группами, составляющими коалицию. Основные права электорального меньшинства защищаются различными способами, прежде всего, федеральным правительством. Усилению других партий препятствует не только мажоритарная система, но и ряд положений в законодательстве. Несмотря на это, более мелкие партии и независимые кандидаты иногда оказывали влияние на проводимую политику, и подобные эпизоды имели место на всех уровнях власти[2].

На рубеже XX века в обществе стала расти  озабочённость концентрацией власти в руках крупных частных корпораций. Американское прогрессивное движение поставило своей целью усиление надзора над соблюдением законов и усиление контроля над осуществляемой государством политикой. В результате реформ, женщины получили право голоса, Сенат США стал формироваться на основе прямых выборов, партии стали в обязательном порядке проводить предварительные выборы, шире стали практиковаться референдумы, повысилась управляемость местных властей и их подотчётность выборным лицам. Движение также дало начало традиции нетерпимости американцев по отношению к коррупции чиновников, управляющих частных корпораций, профсоюзных лидеров и любых других власть имущих. Активную роль в разоблачении злоупотреблений играет пресса и другие СМИ. Ряд агентств, занимающихся аудитом и расследованием действий органов власти, почти не подверженны политическому влиянию. Однако в последние годы лоббирование выборных лиц и спонсирование их избирательных кампаний со стороны различных кругов негативного сказалось на восприятии правительства[2].

Первые британские поселенцы (пуритане) прибыли в Новый  Свет на корабле «Мейфлауэр» ради свободы вероисповедания. Сегодня в стране можно найти приверженцев любых крупных религиозных направлений (а также многих мелких), причём посещаемость церквей остаётся сравнительно высокой. В то же время конституция запрещает государству оказывать предпочтение той или иной конфессии и субсидировать церкви. Религиозные круги играют активную роль в политике по таким вопросам, как однополые браки, аборты, права человека и иммиграция.

  Агитация  на китайском языке накануне  выборов судьи в Сиэттле (2008 год)

Хотя большинство  населения страны являются потомками  иммигрантов, на протяжении истории  различные расовые и этнические группы подвергались дискриминации со стороны властей: негры, индейцы, китайцы, мексиканцы, японцы и др. В середине 1960-х была проведена реформа иммиграционного законодательства, предоставившая широкую защиту от дискриминации. Новые иммигранты как правило сохраняют свои культурные обычаи, в то время как их потомки ассимилируются. Постоянно проживающие на территории страны иностранцы не имеют права участвовать в федеральных выборах, однако до конца XIX века они имели право голоса на многих местных выборах[7]. В последнее время вопрос об участии иностранцев в местных выборах вновь стал предметом дискуссий и референдумов.

Уголовные преступники  в течение срока отбывания  наказания не имеют права участвовать  в выборах. В США свыше двух миллионов заключённых, и это  число продолжает расти, несмотря на тенденцию к снижению преступности. Озабоченность вызывают преобладание расовых меньшинств среди осуждённых за тяжкие преступления, практика применения смертной казни, высокое число осуждённых за хранение наркотиков, длительные сроки заключения, в особенности среди несовершеннолетних преступников, условия содержания в тюрьмах[2].

Несмотря  на гарантированное право на забастовку, менее 8 % рабочей силы состоят в  профсоюзах[2]. Процесс организации  профсоюзов осложняется ограничениями  трудового законодательства, политикой  Национального совета трудовых отношений  и сопротивлением со стороны частного бизнеса.

С другой стороны, право на частную собственность  рассматривается как неотъемлемая часть американского образа жизни. Государство активно поощряет частное и коллективное предпринимательство. Исторически экономические возможности играли ключевую роль в успешной ассимиляции иммигрантов. Однако социальное неравенство остаётся высоким, и США является единственной из развитых демократических стран с многочисленным низшим классом, который политически неактивен и не играет значительной роли в экономической жизни страны[2].

Понятие об американской политической системе закладывается  в школе, где учащиеся изучают  конституцию и работы идеологов  страны. Там же объясняются принципы системы: что правительство должно быть сменяемым и подотчётным  гражданам, что перед законом  все граждане равны, что государство  должно занимать нейтральную позицию по отношению к религии, что в стране должна быть свободная конкуренция идей. Согласно проведённым в 1999-2001 гг. опросам, 89 % американцев относятся к демократии положительно, хотя в то же время 30 % выразили поддержку системе во главе с сильным лидером, который может позволить себе игнорировать парламент и выборы[8].

Демократические режимы (от греч. demos – народ и cratos – власть) возникли несколько позже диктатур, хотя и существовали уже в Древней Греции. Античная демократия достигла своего наивысшего расцвета в V в. до н. э. в Афинах в период правления Перикла. Эта демократия существовала в рамках полиса – города-государства, общины. Она сводилась к участию свободных граждан в общих собраниях, на которых решались наиболее важные вопросы, и выборах. Зачастую власть большинства оборачивалась против выдающихся и знатных людей. Античная демократия не знала прав и свобод личности, поэтому нередко ее называли деспотизмом большинства.

В период средневековья  «ростками» демократии можно считать  возникшие в западноевропейских странах сословно-представительные органы власти, такие как Кортесы в Испании, Генеральные Штаты во Франции, Парламент в Великобритании. Несмотря на то что эти органы выражали интересы преимущественно высших сословий, а их решения носили рекомендательный характер, именно они стали прообразом будущих представительных органов власти.

Развитие  демократии непосредственно связано  с развитием прав человека и избирательного права. Эволюция этих институтов способствовала становлению современных демократических  режимов.

 

Современная демократия значительно  отличается от античной. Ее главными признаками являются:

 

♦ гарантии прав и свобод человека;

♦ признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным;

♦ наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих, свободных и справедливых выборов;

♦ построение государственной власти по принципу «разделения властей», причем единственным законодательным органом считается парламент;

♦ политический плюрализм;

♦ публичность власти.

 

В истории  политической мысли прослеживаются два основных подхода к определению  понятия «демократия». Согласно первому  из них, основывающемуся на античной традиции и окончательно сформулированному  в теории Ж.-Ж. Руссо, демократия – это власть народа, осуществляемая в интересах «всеобщей воли». В соответствии с данным подходом демократия – это режим, при котором воплощается и реализуется общая воля народа. Нетрудно заметить, что приверженцы этой точки зрения приносят в жертву общим интересам частные потребности и предпочтения граждан и социальных групп.

Представители второй парадигмы исходят из признания  неотъемлемых прав и свобод человека, автономии отдельной личности, ее права на свободу самовыражения и выражения собственных интересов. Таким образом, второе направление основывается на признании многообразия интересов и необходимости их выражения, согласования и реализации. Именно для выражения схожих интересов формируются партии и группы интересов. Согласование же и реализация интересов требует создания представительного органа власти на основе всеобщих выборов. С таких позиций демократия предстает как институциональное устройство, гарантирующее человеку соблюдение неотъемлемых прав и свобод и позволяющее индивидам реализовать свои интересы в политике.

 

Демократия: миф, реальность или раскрученный бренд?

 

"Демократия, греч., народовластие,  государственная форма, в которой  верховная власть принадлежит  всему народу".

Малый энциклопедический словарь  Брокгауза и Ефрона

 

"Демократия – это договоренность  о правилах поведения между  хорошо вооруженными джентльменами".

Бенджамин Франклин

 

"Демократия – это система  гармонизации интересов".

Митрополит Кирилл

В отличие от таких вполне" осязаемых" способов правления как диктатура, олигархия, плутократия и пр., современный демократический способ правления несет в самой своей основе также достаточно легко обнаруживаемые элементы своего рода политической мифологии.

"Виноваты" в этом древние  греки, точнее, средневековые исследователи  античности. Придуманный греками  термин традиционно переводят как народовластие. Возможно, в отдельные периоды в некоторых городах-государствах древней Греции основные государственные вопросы действительно решались демосом. Хотя не исключено, что это тоже один из мифов, которыми была так богата Эллада. История других стран, да и самой постантичной Греции, не знает примеров осуществления прямого народовластия на государственном уровне в течение длительного времени (впрочем, с некоторыми оговорками одно исключение все же можно назвать – Североамериканские штаты, начиная с Войны за независимость вплоть до конца XIX в.).

В целом же есть все основания  утверждать, что прямая демократия в масштабах государства (за исключением, быть может, совсем небольших государств), во-первых, технически нереализуема, а  во-вторых, во многих ситуациях неэффективна и нежизнеспособна. Что касается представительной, контролируемой, управляемой и прочих конструируемых современной наукой разновидностей демократии, то это явное отступление от идеи в ее первоначальном виде. В конце концов, любой диктатор может считать (и внушить большинству населения), что именно он наилучшим образом представляет демос. То же может декларировать и коррумпированная псевдоэлита. Любопытна в этой связи классификация представительных демократий, предложенная М.Вебером в работе "Хозяйство и общество" (1921). Типы представительства, по Веберу, – "присваиваемый", "свободный" и "по наказам". Первый тип напоминает вариант представительства в странах "реального социализма", Т.е. вариант, весьма далекий от представления о демократии, получившего наибольшее распространение в последние десятилетия.

Термин "демократия" сегодня  используется для обозначения не народовластия, а некоего иного  явления, не располагающегося на традиционной шкале "-кратий" (т.е. способов осуществления властных функций), как, впрочем, и ни на какой другой линейной или плоской шкале властных институтов.

Перечислим признаки, которые обычно ассоциируются с демократией:

1) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (по горизонтали) и на центральную, региональную и муниципальную (по вертикали);

2) выборность представителей законодательной  власти и основных чиновников, всеобщее избирательное право; 

3) уважение (и даже культ) закона, как всеми ветвями власти, так  и отдельными гражданами, преемственность  законов; 

4) равенство всех граждан перед  законом; 

Информация о работе Демократия