Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:25, контрольная работа

Описание

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер взаимоотношений государственного центра и отдельных его частей. Сегодня различают четыре основные формы государственного устройства: федеративное, унитарное, империя и конфедеративное.

Содержание

Определение формы государственного устройства…………………..…3
Империя как форма государственного устройства………………………3
Унитарное государство как форма государственного устройства……..6
Федерация как форма государственного устройства…………………....8
Конфедерация как форма государственного устройства………………13
Список литературы……………………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 83.32 Кб (Скачать документ)

Центросоюз Российской Федерации                                                        филиал негосударственного образовательного учреждения                высшего профессионального образования                                                     «СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Политология»

Тема:

«Формы государственного устройства»

ВЫПОЛНИЛ:                                                           

Студент(ка) 1 курса ЮБ-ВП-02-11-007 Шифр

Легостаева Ирина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧИТА

2012

Оглавление

  1. Определение формы государственного устройства…………………..…3
  2. Империя как форма государственного устройства………………………3
  3. Унитарное государство как форма государственного устройства……..6
  4. Федерация как форма государственного устройства…………………....8
  5. Конфедерация как форма государственного устройства………………13
  6. Список литературы……………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы государственного устройства

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер взаимоотношений государственного центра и отдельных его частей. Сегодня различают четыре основные формы государственного устройства: федеративное, унитарное, империя и конфедеративное.

Империя

Империя (от лат. imperium - власть) форма организации крупнейшего государства. Принципиальное отличие империи от национального государства заключается в многонациональном характере империи или же в наличии не менее значимого атрибута - идеологии - системы представлений, раскрывающих наднациональную, универсальную сущность данной формы государства.

С установлением власти правящих элит и появлением государства наиболее типичным явлением стало возникновение  империй. Подобного типа территориально-государственное  устройство было присуще многим цивилизациям на разных континентах и в разные эпохи, вплоть до XX века включительно. Естественно, ранние империи (Ханьская, Римская, империя Карла Великого, Османская) имели отличия от более  поздних империй (Наполеоновская, Британская, Российская), поскольку создавались  благодаря иным социально-экономическим  и политическим предпосылкам. Однако для всех империй характерны некоторые  общие черты, позволяющие говорить об имперских системах как определенном типе политической организации. В качестве таковых выделяются:

  • обширная территория
  • сильная централизованная власть
  • экспансионистская правящая элита
  • полное господство центра и подчинение периферии
  • наличие общего политического замысла без учета интересов конкретных групп
  • неоднородный этнический, национальный и культурный состав населения

Для любой империи характерно распространение единой политико-административной системы, утвердившейся в свое время в метрополии, на территориях, которые весьма разнообразны в природном, этническом, религиозном и экономическом отношениях. Выделяются два типа империй:

1. Империи с заморскими  территориями - колониями (Британская, Испанская, Португальская, Французская,  Голландская), распад которых происходил  в ХХ веке.

2. Империи с контактными  колониями (Александра Македонского, Римская, Византийская, Тимуридов,  Сасанидская, Великих Моголов,  Российская и др.)

Империя как способ организации  государственной жизни обладает своими преимуществами и недостатками, позволяя решать задачи, которые было бы невозможно решить иначе.

Но одновременно возникают  и специфические задачи, которые  понуждают особым образом осуществлять колониальную политику, поддерживать престиж метрополии.

Империи всегда создавались  правящими элитами с целью  порабощения других народов, распространения  своей власти на соседние территории, другие земли. Посредством военной экспансии захватывались и присоединялись новые территории, формировалось общее экономическое и политическое пространство. При этом правящая элита центра для укрепления своей власти не подавляла полностью местную элиту, а стремилась сделать ее своим союзником в проведении имперской политики.

Поскольку империи имели  обширные территории, а столицы их находились в большом удалении от окраин, здесь создавались относительно децентрализованные политико-административные органы. Их руководителями становились, как правило, лояльные по отношению  к центральной элите чиновники, которые получали определенную самостоятельность  для исполнения своих властных полномочий.

Короче говоря, сама объективная  необходимость установления политико-административного  контроля, поддержания своего влияния  требовала от имперской элиты  создания громоздкой гражданской и  военной бюрократической машины как в центре империи, так и  на ее периферии. При этом имперская элита оставляла за собой право принятия важнейших политических и экономических решений. Подвластные же ей зачастую не получали возможности институционального выражения и защиты своих интересов.

Развитие на периферийных территориях отдельных очагов промышленности, строительство железных и обычных  дорог, плотин, создание систем связи, то есть развитой инфраструктуры, неизменно  преподносилось имперской элитой как  акты благодеяния с ее стороны.

Военный экспансионизм дополнялся идеологическим обоснованием благодетельской  цивилизаторской миссии империи  по отношению к периферийному  автохтонному населению.

В сознании имперской элиты  формируется комплекс превосходства, всемогущества, утверждается миф о  ее «вечности», «бессмертии».

Все это проявляется, с  одной стороны, в деспотических, авторитарных методах правления  в империи, с другой - в иллюзиях и попытках установить господство над  большей частью мира, что ведет  в таком случае к неимоверным  страданиям, бедствиям и неисчислимым жертвам среди населения.

Однако жизнь показывает, что ни одна империя не существует вечно.

Возникнув в определенный момент развития общества (благодаря  превосходству, возвышению какого-либо государства над другими), империя  затем достигает своего максимального  размера и на какой-то период времени  стабилизируется. После этого неизбежно  начинается процесс ее распада, который  практически невозможно приостановить. Империи с заморскими колониями  при распаде сохраняют целостность  метрополии. «Развод» с колониями может происходить как в цивилизованной форме, без острых конфликтов, при сохранении ранее сложившихся связей между метрополией и колониями, так и в жесткой конфронтационной форме, посредством кровопролитных освободительных войн.

Для империи с контактными  колониями процесс распада идет, как правило, через трансформацию  метрополии, в результате чего на прежней  территории происходит формирование новых  государств (Италия как остаток Римской  империи, Турция как остаток Османской  империи и т.п.). В 1991 году происходит распад СССР (советской империи, как ее называют), ставшего наследником Российской империи. Многие полагают, что процесс распада неизбежно захватит и саму Россию, которая рассматривается как Российская империя.

Унитарное государство

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — единое государственное образование. Унитарное государство - состоит из штатов, областей районов и тд, которые называются административно - территориальными единицами. Они не имеют правительства, но имеют органы местного самоуправления. Примерами государств с такой формой организации территории служат Великобритания, Дания, Испания, Швеция, Япония. На территории унитарного государства существуют административно-территориальные единицы, но в наиболее мелких государствах их нет (например: Мальта).

К характерным признакам  унитарного государства относятся:

• в государстве единственная система  органов власти, она осуществляет руководство местными органами. Больше на территории государства не имеет  силу никакая другая система высших органов.

• в унитарном государстве на всей территории силу имеет одна конституция  и система законодательства.

• в сфере международных отношений  координацию действий унитарного государства  проводят центральные органы, они  же осуществляют представительство  страны на международной арене.

• существует единое гражданство, действующее  на территории всего государства.

Унитарные государства очень различны между собой, их можно разделить  на простые и сложные в зависимости  от наличия в их составе автономий. В составе простых унитарных  государств нет автономий. Сложные  унитарные образования имеют  в своем составе как минимум  одну автономию. По определению, «автономия (от греч. autonomia — самоуправление, независимость) в государственном смысле — это учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве». При предоставлении территории нередко учитывается этнический признак, в этом случае автономия реализует право народа на самоопределение. Также унитарные государства делятся на централизованные, относительно децентрализованные, децентрализованные. Это деление основывается на зависимости административно-территориальных единиц от центральной власти. В централизованных государствах эта зависимость очень высока. Децентрализованные унитарные государства осуществляют во всех своих административно-территориальных единицах местное самоуправление. В относительно децентрализованных унитарных государствах устанавливается контроль над деятельностью органов местного самоуправления, который проводится с помощью чиновников, назначаемых центральной властью.

Унитарное государство - состоит из штатов, областей районов и тд, которые  называются административно - территориальными единицами. Они не имеют правительства, но имеют органы местного самоуправления. Примерами государств с такой  формой организации территории служат Великобритания, Дания, Испания, Швеция, Япония.

Федерация

Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этническом составе населения государства, историческими процессами и географическим положением. По своему устройству федерации очень различны, но существует ряд характерных признаков для большинства федераций. Федерация — это единое союзное государство, состоящее как минимум из двух единиц, в некоторых случаях за ними признается статус относительно самостоятельных государств. Эти составные государственные образования называются субъектами федерации. Ими могут являться штаты, республики, кантоны, земли, провинции и др. Субъекты федерации частично обладают государственным суверенитетом, частично делегируют его центральным органам федерации, в их границах существует свое административно-территориальное разделение. Также, субъекты федерации могут включать в свой состав территориальные и экстерриториальные автономии.

• Система высших органов государственной  власти представлена как на федеральном (федеральные органы), так и на региональном уровне (органы субъектов  федерации). При этом федеральные  органы осуществляют властные полномочия на территории всего государства, в  то время как органы субъекта федерации  имеют силу только в границах субъекта. В этой связи встает вопрос о разделении полномочий и предметов ведения  между федеральными и региональными органами, это разграничение проводится по конституции государства или, если это не обозначено в конституции, по федеральному договору. Но здесь тоже существуют свои особенности: в некоторых государствах, таких как Бразилия, Мексика, Канада, в нормативно-правовом акте говорится лишь об исключительных компетенциях федерального центра и исключительных компетенциях субъектов федерации. В других странах, например, в ФРГ, России, Индии, в документе не только разграничивается исключительная компетенция федеральных и региональных органов, но обозначаются вопросы совместной компетенции субъектов и центра.

• Территория государства состоит  из территории всех его субъектов. Исключения возможны лишь в случае, если в состав входят не только субъекты, но и такие  территориальные образования, как  федеральные округа, владения, территории и т. д.

• В федеративном государстве наряду с общефедеральными нормативно-правовыми  актами имеют силу нормативно-правовые акты субъектов федерации. Но существует условие, при котором акты местных  органов не могут противоречить  общегосударственным законам.

• Как правило, в федеративном государстве  существует двухпалатный парламент. В  верхнюю палату которого входят представители  субъектов и на федеральном уровне отстаивают интересы своего региона.

• Иногда, наравне с общефедеральным  гражданством, на территории субъекта существует гражданство субъекта. Существуют следующие виды федераций:

  1. В зависимости от основы, на которой была создана федерации, можно выделить союзные, то есть основанные на союзе, и автономные федерации (основаны на автономии). В случае, если федерация основана на союзе, субъекты сохраняют свой суверенитет, хотя и не в полном объеме, и имеют право выхода из состава государства. Примером таких федераций могут являться СССР, Эфиопия и так далее. В автономных федерациях суверенитет субъектов значительно ограничен и у них нет возможности выйти из состава государства. Такими федерациями являются США, Швейцария. Федерации такого типа во многом схожи с унитарными государствами, где административно-территориальным единицам представляется политическая автономия.
  2. Федерации строятся на разных принципах, в связи с этим существуют национальные, территориальные и национально-территориальные федерации. Национальные федерации строятся по этническому принципу, население субъектов национальной федерации отличается культурой, обычаями, традициями. Часто этот тип федерации возникает как право нации на самоопределение. Сегодня такими федерациями являются Бельгия и Эфиопия, в прошлом к ним относились СССР, Югославия, Чехословакия. В основе территориальных федераций находится разделение территории на субъекты. Население государства в этом случае этнически однородно, появление таких федераций обусловлено с децентрализацией управления, контроля общества. Сегодня примером таких федераций могут являться США, ФРГ. В национально-территориальных федерациях одни субъекты построены по территориальному, другие по национальному принципу. Примером такой федерации является Российская Федерация.
  3. Сегодня все чаще федерации разделяют на симметричные и асимметричные. При данной классификации учитывается правовое положение субъектов, однородности административно-территориальных единиц. Симметричные государства включают в себя только однородные, равноправные субъекты. Примером таких федераций являются Бразилия, Мексика, Аргентина. Асимметричные федерации включают в свой состав неравноправные субъекты. В свою очередь они еще подразделяются на три группы:

Информация о работе Формы государственного устройства