Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:25, контрольная работа
Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер взаимоотношений государственного центра и отдельных его частей. Сегодня различают четыре основные формы государственного устройства: федеративное, унитарное, империя и конфедеративное.
Определение формы государственного устройства…………………..…3
Империя как форма государственного устройства………………………3
Унитарное государство как форма государственного устройства……..6
Федерация как форма государственного устройства…………………....8
Конфедерация как форма государственного устройства………………13
Список литературы……………………………………………………….14
Центросоюз Российской
Федерации
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Политология»
Тема:
«Формы государственного устройства»
ВЫПОЛНИЛ:
Студент(ка) 1 курса ЮБ-ВП-02-11-007 Шифр
Легостаева Ирина Александровна
ЧИТА
2012
Оглавление
Формы государственного устройства
Форма государственного
устройства — способ территориальной организации
государства или государств, образующих
союз. Она представляет собой внутреннее
деление государства на составные части — административно-
Империя
Империя (от лат. imperium - вл
С установлением власти правящих
элит и появлением государства наиболее
типичным явлением стало возникновение
империй. Подобного типа территориально-
Для любой империи характерно
1. Империи с заморскими
территориями - колониями (Британская,
Испанская, Португальская,
2. Империи с контактными
колониями (Александра
Империя как способ организации государственной жизни обладает своими преимуществами и недостатками, позволяя решать задачи, которые было бы невозможно решить иначе.
Но одновременно возникают и специфические задачи, которые понуждают особым образом осуществлять колониальную политику, поддерживать престиж метрополии.
Империи всегда создавались правящими элитами с целью порабощения других народов, распространения своей власти на соседние территории, другие земли. Посредством военной экспансии захватывались и присоединялись новые территории, формировалось общее экономическое и политическое пространство. При этом правящая элита центра для укрепления своей власти не подавляла полностью местную элиту, а стремилась сделать ее своим союзником в проведении имперской политики.
Поскольку империи имели обширные территории, а столицы их находились в большом удалении от окраин, здесь создавались относительно децентрализованные политико-административные органы. Их руководителями становились, как правило, лояльные по отношению к центральной элите чиновники, которые получали определенную самостоятельность для исполнения своих властных полномочий.
Короче говоря, сама объективная необходимость установления политико-административного контроля, поддержания своего влияния требовала от имперской элиты создания громоздкой гражданской и военной бюрократической машины как в центре империи, так и на ее периферии. При этом имперская элита оставляла за собой право принятия важнейших политических и экономических решений. Подвластные же ей зачастую не получали возможности институционального выражения и защиты своих интересов.
Развитие на периферийных территориях отдельных очагов промышленности, строительство железных и обычных дорог, плотин, создание систем связи, то есть развитой инфраструктуры, неизменно преподносилось имперской элитой как акты благодеяния с ее стороны.
Военный экспансионизм дополнялся идеологическим обоснованием благодетельской цивилизаторской миссии империи по отношению к периферийному автохтонному населению.
В сознании имперской элиты формируется комплекс превосходства, всемогущества, утверждается миф о ее «вечности», «бессмертии».
Все это проявляется, с одной стороны, в деспотических, авторитарных методах правления в империи, с другой - в иллюзиях и попытках установить господство над большей частью мира, что ведет в таком случае к неимоверным страданиям, бедствиям и неисчислимым жертвам среди населения.
Однако жизнь показывает, что ни одна империя не существует вечно.
Возникнув в определенный
момент развития общества (благодаря
превосходству, возвышению какого-либо
государства над другими), империя
затем достигает своего максимального
размера и на какой-то период времени
стабилизируется. После этого неизбежно
начинается процесс ее распада, который
практически невозможно приостановить.
Империи с заморскими колониями
при распаде сохраняют
Для империи с контактными
колониями процесс распада
Унитарное государство
Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) —
единое государственное образование.
Унитарное государство - состоит из штатов,
областей районов и тд, которые называются
административно - территориальными единицами.
Они не имеют правительства, но имеют органы
местного самоуправления. Примерами государств
с такой формой организации территории
служат Великобритания, Дания, Испания,
Швеция, Япония. На территории унитарного
государства существуют административно-
К характерным признакам унитарного государства относятся:
• в государстве единственная система органов власти, она осуществляет руководство местными органами. Больше на территории государства не имеет силу никакая другая система высших органов.
• в унитарном государстве на всей территории силу имеет одна конституция и система законодательства.
• в сфере международных
• существует единое гражданство, действующее на территории всего государства.
Унитарные государства очень различны
между собой, их можно разделить
на простые и сложные в
Унитарное государство - состоит из штатов, областей районов и тд, которые называются административно - территориальными единицами. Они не имеют правительства, но имеют органы местного самоуправления. Примерами государств с такой формой организации территории служат Великобритания, Дания, Испания, Швеция, Япония.
Федерация
Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных
в пределах распределения между ними и
центром компетенций, имеющих собственные
законодательные, исполнительные и судебные
органы и, как правило, конституцию, а часто
и двойное гражданство. Такое устройство
объясняется различием в этническом составе
населения государства, историческими
процессами и географическим положением.
По своему устройству федерации очень
различны, но существует ряд характерных
признаков для большинства федераций.
Федерация — это единое союзное государство,
состоящее как минимум из двух единиц,
в некоторых случаях за ними признается
статус относительно самостоятельных
государств. Эти составные государственные
образования называются субъектами федерации.
Ими могут являться штаты, республики,
кантоны, земли, провинции и др. Субъекты
федерации частично обладают государственным
суверенитетом, частично делегируют его
центральным органам федерации, в их границах
существует свое административно-
• Система высших органов государственной власти представлена как на федеральном (федеральные органы), так и на региональном уровне (органы субъектов федерации). При этом федеральные органы осуществляют властные полномочия на территории всего государства, в то время как органы субъекта федерации имеют силу только в границах субъекта. В этой связи встает вопрос о разделении полномочий и предметов ведения между федеральными и региональными органами, это разграничение проводится по конституции государства или, если это не обозначено в конституции, по федеральному договору. Но здесь тоже существуют свои особенности: в некоторых государствах, таких как Бразилия, Мексика, Канада, в нормативно-правовом акте говорится лишь об исключительных компетенциях федерального центра и исключительных компетенциях субъектов федерации. В других странах, например, в ФРГ, России, Индии, в документе не только разграничивается исключительная компетенция федеральных и региональных органов, но обозначаются вопросы совместной компетенции субъектов и центра.
• Территория государства состоит из территории всех его субъектов. Исключения возможны лишь в случае, если в состав входят не только субъекты, но и такие территориальные образования, как федеральные округа, владения, территории и т. д.
• В федеративном государстве наряду с общефедеральными нормативно-правовыми актами имеют силу нормативно-правовые акты субъектов федерации. Но существует условие, при котором акты местных органов не могут противоречить общегосударственным законам.
• Как правило, в федеративном государстве существует двухпалатный парламент. В верхнюю палату которого входят представители субъектов и на федеральном уровне отстаивают интересы своего региона.
• Иногда, наравне с общефедеральным гражданством, на территории субъекта существует гражданство субъекта. Существуют следующие виды федераций: