Конституционное развитие Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:15, реферат

Описание

В результате войны с Францией в конце XVIII-начале XIX в. "Священная римская империя германской нации" перестала существовать. Разгромив Австрию, стоявшую во главе империи, Наполеон в 1806г. уничтожил и саму империю. 6 августа 1806г. Франц II отказался от титула императора Германии, объявив себя только императором Австрии. Наполеон изменил карту Германии. Княжества, расположенные по течению Рейна, он объединил в так называемый Рейнский союз под своим протекторатом. Остальные, также укрупненные им княжества (около 40), остались самостоятельными.

Содержание

Введение 4
Государственный строй Германии до объединения 5
Конституция и развитие государственного строя Германской империи 27
Заключение 39
Список используемой литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Конституционное развитие Германии (реферат).docx

— 67.76 Кб (Скачать документ)


 

 

План:

 

Введение 4

Государственный строй Германии до объединения 5

Конституция и развитие государственного строя Германской империи 27

Заключение 39

Список используемой литературы 41

 

 

 

 

Введение

В результате войны с Францией в  конце XVIII-начале XIX в.  "Священная  римская империя германской нации" перестала существовать.  Разгромив  Австрию, стоявшую во главе империи, Наполеон в 1806г.  уничтожил и саму империю. 6 августа 1806г. Франц II отказался  от титула императора Германии, объявив себя только императором Австрии.  Наполеон изменил карту  Германии.  Княжества,  расположенные по течению Рейна, он объединил в так называемый Рейнский союз под своим протекторатом. Остальные, также укрупненные им княжества (около 40),  остались самостоятельными.  В государствах Рейнского союза Наполеон ввел французский Гражданский кодекс, отменил крепостное право и феодальные  привилегии. Когда империи Наполеона пришел конец, Рейнский союз распался. Однако восстановления прежней Германской империи не  произошло.  Вместо нее,  созванный в 1815 г.  Венский конгресс, постановил учредить новый, так называемый Германский союз, где ведущую роль заняла Австрия. В него вошли 34 монархии и 4 вольных города. Верховным органом власти союза стал Союзный сейм,  располагавшийся во Франкфурте-на-Майне. Он состоял из представителей государств- членов, обязанных постоянно консультироваться со своими правительствами. Они имели возможность решать вопросы только в пределах отведенной  им  компетенции,  четко следуя инструкциям своего руководства.  При этом  требовалось единогласие членов Союзного сейма. В сложившихся условиях все государства союза сохраняли практически полную  самостоятельность.  Они по-разному управлялись, между ними сохранялись границы и таможенные преграды.

 

Государственный строй Германии до объединения

Падение “Священной римской  империи германской нации”. Формы  последующих объединений германских государств в начале XIX в. “Священная римская империя германской нации” лишь формально представляла собой единое государство, включая в себя в XVIII в. помимо непосредственных владений императора 7 курфюршеств, являющихся суверенными государствами, 300 владений имперских князей, епископов, аббатов, территории вольных городов, формально зависимых от императора, а фактически управляемых князьями, епископами, городскими советами, и множество других феодальных владений. Империя скреплялась не столько экономической общностью или общеимперскими органами управления, сколько культурным, языковым и прочим единством ее народов.

Фактором, все больше влияющим на внутриполитическую жизнь империи, становится крепнущее  монархическое государство Пруссии, достигшее во второй половине XVIII в. ранга крупной европейской державы. Этому во многом способствовала проводимая при прусском короле Фридрихе II (1740—1786 гг.) прогрессивная по своей сути политика “просвещенного абсолютизма”, сопровождаемая упорядочением государственных  финансов и судопроизводства, ослаблением  внутригосударственных таможенных, цеховых и других феодально-бюрократических  ограничений, некоторым улучшением положения крепостных крестьян. Указы 1749—1764 гг. запрещали сгон крестьян с земли, а государственные крестьяне  указом 1777 г. получили права наследственного  владения на свои земельные участки. Пруссия первая из всех германских государств вводит всеобщее начальное  образование (в 1763 г.) и унифицирует  свое право. В 1781 г. вводится первый гражданский  процессуальный кодекс, в 1793 г. — Судебный устав, в 1794 г. — Всеобщее земское  уложение (Прусский ландрехт).

При всей ограниченности этих реформ, которые не могли существенно  затронуть устои феодально-бюрократической  системы, коренные интересы юнкерства, они способствовали началу буржуазного  по своему характеру процесса модернизации страны. Развитие капиталистического предпринимательства стимулировалось  и созданием крупной боеспособной военной силы страны. Пруссия обладала в это время четвертой по величине армией в Европе, которая поглощала 85% ее годового бюджета.

Падение “Священной римской империи  германской нации” стало прямым следствием победоносных наполеоновских войн, в  ходе которых не только существенно  была перекроена политическая карта  Европы, но и дальнейший импульс  получило развитие Германии по капиталистическому пути. Было ликвидировано множество  мелких феодальных владений, которые  или слились, или вошли в крупные  монархии, при этом наибольшие территориальные  приобретения получили непосредственно  зависимые от Наполеона государства: Баден, Бавария, Вюртемберг, Саксония. В 1807 г. было создано крупное королевство  Вестфалия.

В 1806 году 16 формально независимых  прирейнских государств были объединены в “Рейнский союз”, впоследствии их число увеличилось. “Рейнский союз” формально возник как союз монархий, не лишенных государственного суверенитета, но отношения их с Наполеоном строились скорее на сюзеренно-вассальных связях зависимости, протектората. Государства “Рейнского союза” объявили о своем выходе из “Священной римской империи”, что и предопределило ее распад.

В этих государствах были отменены сословные  привилегии духовенства и дворянства, личная крепостная зависимость крестьян, реорганизованы судебная и правовая системы, введен в действие Французский гражданский кодекс 1804 г.

После сокрушительного поражения  Пруссии в войне с Францией в 1807 г. (Пруссия сохранилась как  государство только благодаря заступничеству русского императора Александра I) процесс возрождения в развалившейся, лишенной половины своих территорий, обложенной огромной контрибуцией стране начался с новой серии буржуазных по своему характеру реформ. Самой значительной из этих реформ была отмена в 1807 г. личной зависимости крестьян и введение свободной купли-продажи земли. В 1811 г. был издан указ об условиях выкупа “крестьянских платежей и повинностей”, в том числе и не отмененной в 1807 г. барщины. Дворянство получило право заниматься предпринимательской деятельностью. Было введено новое налоговое обложение, распространявшееся частично и на дворян, осуществлена секуляризация церковных земель, отменены цеховые ограничения.

Экономические преобразования сопровождались изменениями и в государственном  аппарате: введением министерств, начал  городского самоуправления и нового территориального деления на провинции. Проведена была и реорганизация  армии: в офицерские школы, в частности, был открыт доступ лицам недворянского  происхождения. В 1814 г. в Пруссии  была введена всеобщая воинская повинность — главное условие осуществления  агрессивного милитаристского курса  ее внешней политики.

Конец эпохи наполеоновских войн в  Европе был ознаменован созданием  нового объединения германских государств, правовой основой которого стал Союзный  акт 1815 г., принятый на Венском конгрессе  державами-победительницами. Они боялись  возникновения в сердце Европы единого  сильного немецкого государства, но были заинтересованы в создании некоего  конфедеративного форпоста у границ беспокойной Франции.

В Германский союз кроме Австрии и Пруссии вошли еще 35 суверенных монархий (впоследствии — 32) — королевств, княжеств, герцогств и 4 вольных города, между которыми не существовало ни крепких экономических связей, ни единого законодательства, ни общих финансов или дипломатических служб.

В новом объединении отсутствовали  и центральные органы власти, кроме  единственного — Союзного сейма, состоящего. из представителей правительств государств, вошедших в Германский союз. Решения сейма требовали единодушного согласия всех его членов, что парализовывало его деятельность.

Союзный акт 1815 г. предписывал не только форму отношений между немецкими  государствами, но и будущее внутреннее устройство этих государств на основе сословно-представительных конституций.

Первые конституции  германских государств. С 1816 по 1847 гг. в большинстве германских государств были приняты, во исполнение решения Союзного акта 1815 г., первые конституции, в основном в форме октроированных (дарованных монархами) хартий.

По формам правления, высшим органам  государственной власти (во главе  с монархом “божьей милостью”, как  правило, двухпалатным, контролируемым монархом сословно-представительным органом  — ландтагом и назначаемым  и ответственным перед монархом правительством) эти конституции  мало отличались одна от другой.

Так, согласно конституционному акту Великого герцогства Баденского, принятого  в 1818 г., наследственный Великий герцог (“священный и неприкосновенный”) объединял в своем лице все права государственной власти, но “в согласии с предписаниями Конституции” (ст. 5), то есть прежде всего в согласии с создаваемым на основе конституций сословно-представительным двухпалатным органом — ландтагом.

Высшая палата ландтага представляла собой сугубо феодальное учреждение, состоящее из принцев “великого  герцогского дома”, глав бывших владетельных фамилий, нескольких депутатов земского дворянства, университетов и лиц, назначенных герцогом. Нижняя палата избиралась из депутатов городских  и сельских округов на основе двухстепенных  выборов лицами, достигшими 25-летнего  возраста, с учетом ценза оседлости. Возрастной ценз для самих депутатов  повышался до 30 лет. Порядок выборов  нижней палаты стал, таким образом, выражением ограниченных форм народного  представительства, лишенного, однако, каких бы то ни было самостоятельных  полномочий.

Конституция всю полноту исполнительной власти и контроль над властью  законодательной вверяла Великому герцогу, который мог созывать, распускать ландтаг, отсрочивать его заседания, расширять или сужать круг вопросов, подлежащих его обсуждению, “если  они не были отнесены к их ведению  самой Конституцией” (ст. 50).

Ему же предоставлялось вместе с  каждой из палат право законодательной  инициативы, право утверждения (фактически в форме абсолютного вето) и  обнародования законов, а также  издание для их исполнения “распоряжений, регламентов и общих указов” (ст. 66).

Более того, Конституция предусматривала  и прямое законотворчество герцога  в форме указов в связи с  принятием мер, “которые по своему значению относятся к компетенции  народного собрания, если они были крайне необходимы в видах государственной  пользы...” (ст. 66).

Конституция, однако, не соответствовала  бы своему новому назначению, если бы она  не говорила и об определенных ограничениях законодательных прав герцога, которые  касались бюджета и изменения  самой конституции. Налоги не могли  впредь устанавливаться и взиматься  без согласия палат, а все законы, дополняющие, разъясняющие или изменяющие конституционный акт, требовали 2/3 голосов присутствующих в каждой палате членов “для их принятия” (ст. 64).

Отдав формально дань буржуазному  конституционному принципу “никаких налогов без представительства”, конституция выхолащивала его множеством оговорок, предусмотрев, например, возможность  заключения займов и установления военных  налогов без согласия палат (ст. 63), включив в бюджет статьи “о секретных  расходах” и “долговременных  налогах”, связанных с договорами правительства (ст. 63), а также категорически  запретив ландтагу “ставить свое согласие на взимание налогов в зависимость  от каких бы то ни было условий” (ст. 56).

Правительство по Конституции отвечало в своей деятельности только перед  королем. В его обязанность входил отчет перед ландтагом о расходах предыдущего сметного года при внесении очередного бюджета, за которым, однако, не могла последовать отставка его  членов, назначаемых и сменяемых  только королем.

Все германские конституции включали ограниченный перечень демократических  прав и свобод (в некоторых хартиях  содержался специальный “каталог Основных прав”), которые, однако, не предусматривали  правовых гарантий их осуществления  и содержали оговорки, которые  сводили их фактически на нет.

Так, провозглашенное в баденской  Конституции положение о равноправии  баденцев соседствовало с многочисленными  привилегиями дворянства. Например, с  особым сословным порядком создания верхней палаты или с положением о нераспространении воинской повинности на “членов бывших влиятельных фамилий” (ст. 10).

В декларируемый перечень прав и  свобод входили свободы совести, печати, передвижения, выбора профессии, неприкосновенность частной собственности и личности, независимость судей и право баденцев на ведение их уголовных дел в обычных судах, запрещение произвольных арестов. О том, что требование неприкосновенности частной собственности касалось прежде всего феодального землевладения, свидетельствовала ст. II Конституции, устанавливающая обязательность справедливого вознаграждения “за объявленные подлежащими выкупу земельные повинности и барщинные обязанности и за все оброки, вытекающие из уничтоженной крепостной зависимости крестьян”.

Говоря о крайне ограниченном характере  либерально-демократических положений  первых германских конституций, нельзя не отметить и их исторического значения. Конституции, давшие начало развитию германского  конституционализма, стали одним  из факторов, способствовавших медленному эволюционному превращению абсолютистских монархий Германского союза в  ограниченные, и тем самым открывали  возможности для формирования либеральной  оппозиции, что явилось первым серьезным  достижением немецкой буржуазии  в борьбе за политическую власть.

Информация о работе Конституционное развитие Германии