Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:15, реферат
В результате войны с Францией в конце XVIII-начале XIX в. "Священная римская империя германской нации" перестала существовать. Разгромив Австрию, стоявшую во главе империи, Наполеон в 1806г. уничтожил и саму империю. 6 августа 1806г. Франц II отказался от титула императора Германии, объявив себя только императором Австрии. Наполеон изменил карту Германии. Княжества, расположенные по течению Рейна, он объединил в так называемый Рейнский союз под своим протекторатом. Остальные, также укрупненные им княжества (около 40), остались самостоятельными.
Введение 4
Государственный строй Германии до объединения 5
Конституция и развитие государственного строя Германской империи 27
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Некоторым побочным негативным эффектом их принятия стало временное укрепление германского сепаратизма. Получив первые свободы из рук своих монархов, местная буржуазия, боясь потерять их, противилась объединению с могущественными монархиями — Австрией и Пруссией, в которых в это время конституции так и не были приняты.
В Австрии сословная конституция была введена только в одной провинции — Тироль. Обещание прусского короля Фридриха-Вильгельма III в 1815 г. принять конституцию, за которым последовала работа четырех конституционных комиссий, вылилось в королевские указы 1823—1824 гг. о создании местных ландтагов в каждой из восьми провинций Пруссии. И только в 1847 г. необходимость в финансовых поступлениях заставила короля созвать первый общепрусский ландтаг.
Влияние революции 1848 г. на дальнейшее развитие германского конституционализма. Необходимость создания единого государства стала особенно очевидна в середине XIX в. в связи с завершением промышленного переворота, который в отличие от Англии и Франции начался в Германии задолго до революции в условиях политической раздробленности, при сохранении феодального уклада в значительной части немецкой деревни.
Достижение государственного единства
Германии и стало одной из важнейших
задач буржуазно-
В переменах было заинтересовано подавляющее большинство немецкого народа, которому противостояли крупные и мелкие монархи, опиравшиеся на высшее дворянство, верхушку бюрократии и военщины, отстаивающую свои наследственные и благоприобретенные привилегии.
Разнородная, но все более настойчивая,
противостоящая им оппозиция принадлежала
к различным идейно-
Основываясь на реалистической оценке
соотношения социально-
К. Маркс и Ф. Энгельс, принимавшие непосредственное участие в революции, выступали за единую демократическую германскую республику, рожденную в “буре войны и революции”.
Апогеем германской революции стало
мартовское массовое восстание в
столице Пруссии Берлине в 1848
г. Король прусский Фридрих-Вильгельм
IV, объявивший еще в 1847 г. о созыве
объединенного ландтага, стремясь погасить
революцию, подписал в марте 1848 г. серию
указов, идущих навстречу ее демократическим
требованиям. Им была признана необходимость
конституционной монархии, создано
новое либеральное
Последующий разгром революции
привел к отказу от многих демократических
обещаний. Ландтаг был разогнан,
распущены демократические
Несмотря на тяжелое поражение демократических сил, революция не прошла бесследно. Во всех сферах общественной жизни Германии, и прежде всего Пруссии: в экономической, социальной, идеологической, политической, — произошли серьезные изменения. Предприниматели могли отныне пользоваться относительно либеральными законами о концессиях, о горной промышленности, особенно при создании акционерных обществ. В 1850 г. вышли законы о выкупе крестьянами земли, которые либо отменяли еще не отмененные феодальные повинности, либо переводили их в категорию капиталистической ренты, и пр.
В Пруссии в 1850 г. была принята Конституция, позволившая в последующие годы создать первые буржуазные оппозиционные партии, использовать ландтаг в качестве публичной трибуны открытой критики правительственной политики. Не случайно прусское правительство в 1851 г. приняло Закон об осадном положении, на основании которого король получил право вводить в стране режим военного правления, если внутренняя или внешнеполитическая обстановка создавали угрозу существующим в стране порядкам.
Прусская Конституция 1850 г. Как дань революции в Конституции Пруссии также декларируются права и свободы, перечень которых был более обширным, чем в прежних конституциях: равенство перед законом, уничтожение сословных привилегий и преимуществ, доступность всех общественных должностей, личная свобода, неприкосновенность личной собственности, жилища, свободы слова (с запрещением цензуры), собраний, союзов (сопровождаемые ссылками на необходимость “соблюдения общественной безопасности” и возможность их временного запрещения) и пр. Подробная регламентация всех этих прав и свобод должна была быть осуществлена текущим законодательством, которое так и осталось неразработанным.
Эти пробелы заполнялись
Значительное место в
Политика прусского
Армии в Конституции 1850 г. уделялось
особое внимание. Высшее командование
ею принадлежало королю (ст. 46). В ст.
34—39 закреплялась всеобщая воинская повинность,
право короля в случае войны созывать
народное ополчение, использовать армию
для подавления внутренних беспорядков,
издавать постановления о воинской
дисциплине. Было постановлено также,
что статьи Конституции, посвященные
основным правам и свободам, будут
применяться в войсках лишь настолько,
насколько они “не противоречат
военным законам и требованиям
военной дисциплины” (ст. 39). Более
детальное рассмотрение многочисленных
армейских запретов, вместе с уставами
и пр., должно было стать предметом
особых законов и правительственных
распоряжений. Так как они были
к тому времени уже педантично
разработаны текущим
Последующие титулы (III—VI) Конституции посвящены высшим органам государственной власти, схема которых, компетенция и взаимоотношения мало чем отличались от соответствующих разделов других октроированных германских хартий.
Личность короля также провозглашалась неприкосновенной (но не священной), в его руках сосредоточивались командование армией, назначение правительства, и прежде всего министра-президента, ответственного перед ним, всех высших гражданских и военных должностных лиц, право объявлять войну и мир, заключать договоры (торговые договоры, возлагающие обязательства государства на частных лиц, подлежали одобрению палат). По этой же схеме определялись отношения короля и палат в сфере законодательства, исходящей из формулы “законодательная власть осуществляется совместно королем и обеими палатами” (ст. 62). Предусматривалось и право короля на издание особых распоряжений (под ответственность государственного министерства), “когда этого требовало сохранение общественной безопасности или устранение необычных бедствий, если палаты не заседали” (ст. 63). Королю вверялся контроль над двухпалатным ландтагом, в том числе право его досрочного роспуска, с оговорками, что выборы в новый ландтаг должны быть проведены в 60-дневный срок, а созыв палат — в 90-дневный срок.
Несмотря на то, что роспуск ландтага
стал после принятия Конституции
чрезвычайным политическим событием,
вызывавшим всякий раз бурную реакцию
со стороны либерально-
Конституция же Пруссии формально
предусматривала строгую
Специфические черты прусской Конституции 1850 г. нашли отражение и в особых способах формирования нижней палаты ландтага. Согласно указу короля 1849 г., перенесенному впоследствии в Конституцию 1850 г., все избиратели нижней палаты (верхняя “палата господ” формировалась королем) делились на три курии (разряда) по размеру уплачиваемых прямых государственных налогов. Каждый разряд в целом платил третью часть общей суммы налогов и выбирал третью часть выборщиков (ст. 71), которые в свою очередь и выбирали депутатов.
Это позволяло имущим, “самостоятельным лицам”, то есть тем “кто не был ограничен в распоряжении своим имуществом, не был душевнобольным, расточителем или находящимся под арестом”, или 3% населения Пруссии, избирать такое же число выборщиков, как и 70% избирателей третьей курии. Несмотря на массовое движение за отмену этой избирательной системы, особенно в начале XX в., она продолжала существовать в Пруссии до Ноябрьской революции 1918 г.
Конституция не предусматривала иных
гарантий ее соблюдения, кроме принесения
членами обеих палат и
Франкфуртская Конституция Германской империи 1849 г. В апреле 1848 г. собрание представителей местных ландтагов, или предпарламент, выступило с инициативой созыва общегерманского парламента во Франкфурте-на-Майне. Избранное на основе двухстепенной избирательной системы общегерманское Национальное собрание открыло свои заседания в мае 1848 г., когда революционное движение уже ослабло. Основная же его деятельность происходила в обстановке нарастающей контрреволюции. Собрание состояло главным образом из представителей либеральной буржуазии и умеренной мелкобуржуазной демократии, большинство которых в качестве своей главной задачи считало принятие конституции объединенной на федеральной основе Германии с закреплением в ней широкого перечня демократических прав и свобод. Конституция была опубликована в 1849 г. с явным запозданием, когда реакционные силы, прежде всего Пруссии, консолидировали свои ряды и вновь были готовы отстаивать старые порядки.
Главным достоинством Конституции 1849
г., внесшей значительный вклад в
историю развития германского
В Германскую федерацию, по Конституции,
должны были входить государства
и территории Германского союза.
При этом субъекты федерации должны
были сохранить свою независимость,
поскольку она не ограничивалась
имперской конституцией, иметь свои
конституции и администрацию. Самый
большой раздел II Конституции посвящен
“имперской власти”, перечню многочисленных
полномочий общефедеральных органов,
призванных нейтрализовать сепаратистские
тенденции, укоренившиеся представления
о раздробленности как “