Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:50, курсовая работа
Права человека — права, образующие основу правового статуса личности.
Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права и свободы человека и гражданина). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.
Права человека — права, образующие основу правового статуса личности.
Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права и свободы человека и гражданина). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.
В
странах-членах ОБСЕ вопросы прав человека,
основных свобод, демократии и верховенства
закона носят международный характер
и не относятся к числу
Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791).
В XIX веке в различных государствах по-разному складывается первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и др.), в современном понимании весьма ограниченных (имущественные избирательные цензы, политические запреты, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т. п.).
В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.).
В
1922 году по инициативе немецкой и французской
лиг за права человека, два десятка
организаций в разных странах
создают Международную
Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов инициировали качественный скачок в развитии института прав человека и гражданина, ведущую роль в развитии которого приобретает международное право.
10 декабря 1948 года резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН была принята и провозглашена «Всеобщая декларация прав человека»:
в
качестве задачи, к выполнению которой
должны стремиться все народы и государства
с тем, чтобы каждый человек и
каждый орган общества, постоянно
имея в виду настоящую Декларацию,
стремились путём просвещения и
образования содействовать
— Всеобщая декларация прав человека, преамбула
Начиная с 1950 года, ежегодно 10-го декабря отмечается как международный День прав человека.
Также в 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Главное отличие этой Конвенции от иных международных договоров в области прав человека: создание реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского суда по правам человека.
В 1966 году под эгидой ООН приняты «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Эти и последующие международные соглашения утвердили международный стандарт прав человека и гражданина и гарантии обеспечения этих прав, с целью инкорпорации (отражения) в конституционном строе государств-участников. Он не является исчерпывающим: «включение одних прав не означает умаление, а тем более отрицание других прав и свобод человека и гражданина».
Помимо перечисленных в международном стандарте прав человека, в национальных системах права список прав человека и гражданина нередко дополняется новыми положениями. Например, в России — правом на благоприятную окружающую среду, правом на информацию и др.
Впервые либеральная концепция прав человека нашла систематизированное юридическое выражение в 1776 г. в Вирджинской декларации, положенной в основу Билля о правах конституции США, принятого в 1791 г. В 1789 г. основополагающие права — свобода личности, права на собственность, безопасность и сопротивление угнетению — были конституционно закреплены во французской Декларации прав человека и гражданина. Эти выдающиеся политико-правовые акты не утратили актуальности и сегодня, хотя, конечно же, нынешние представления о правах человека намного богаче по содержанию.
Либеральные права, постепенно получившие государственное признание в Америке и Европе с конца XVIII в., отвечали в первую очередь интересам буржуазного класса, прямо заинтересованного в отмене феодальных привилегий и сословных ограничений, в устранении государственных запретов на производственную и торгово-предпринимательскую деятельность, в обуздании государства и его подчинении своему контролю с помощью силы денег.
Как писал один из видных теоретиков либерализма Бенжамин Констан, «деньги есть самое опасное оружие деспотизма, вместе с тем и самая крепкая узда для него <...> В наши дни частные граждане сильнее политических властей: богатство есть сила вездесущая, более соотносимая со всеми интересами и оттого гораздо более реальная, вызывающая большее послушание. Власти угрожают, богатство вознаграждает; от властей можно ускользнуть, обманув их; чтобы добиться милости богатства, ему нужно служить».
Политический
либерализм, подчинив права человека
силе денег, показал тем самым
свою ограниченность. Примерно до 20-х
гг. XX в. в большинстве буржуазно-
Сама постановка проблемы прав человека в классическом либерализме носит узкий, ограниченный характер. Права охватывают лишь одну сферу взаимоотношений индивидов и государства — их взаимодействие как физических лиц, обладающих собственностью. Права человека обеспечивают гражданам личную безопасность, ограждают их частную (экономическую, семейную, религиозную и иную) жизнь от нежелательного вмешательства со стороны других людей и государства, а также позволяют собственникам контролировать власть посредством избрания ее представителей. При этом вне поля зрения государства остается сфера экономических, культурных и других отношений между людьми и соответствующие виды власти: экономическая, духовно-информационная и др., которые отдаются на откуп собственникам.
Либеральное решение проблемы прав человека хотя и оградило граждан от государственного произвола, однако не защитило их от эксплуатации и деспотизма собственников, не привело к социальному освобождению всех членов общества. Развязав руки буржуазии и создав благоприятные условия для промышленной революции и утверждения капитализма, оно в то же время увеличило социальное неравенство и обострило классовые конфликты. Оказалось, что отсутствие всяких ограничений в использовании гражданских прав делает их привилегией меньшинства. Это породило массовый протест рабочего класса и других низших слоев общества, требовавших принятия законов, создающих социальные условия свободы и уважения человеческого достоинства неимущих граждан и ограничивающих власть собственников.
Современное понимание проблемы прав человека уходит корнями в естественно-правовые доктрины. Однако сегодня на Западе права человека рассматриваются, прежде всего, как права моральные.
Современный западный подход отличает утверждение примата базовых прав личности над государственными интересами. Особое влияние на него оказала антропоцентрическая европейская философия, разрешающая спор государства и личности в пользу последней.
На сегодня известно три поколения прав человека. Права первого поколения имеют охранный характер, прочие обычно выражены как позитивные обязанности государства.
Охрана прав человека осуществляется на государственном и международном уровне. В виду важности рассматриваемых прав они закреплены обычно в конституции. Проблема соблюдения прав человека была выведена на международный уровень после 2-й мировой войны, чтобы гарантировать эти права при неблагоприятных изменениях политического режима в отдельном государстве.
В
Китае принята социалистическая
концепция прав человека, которая
отвергает понятие естественных
прав и связывает правовой статус
личности с природой общества и государства.
Гражданами Китая считаются лица,
если хотя бы один из родителей которых
является китайским гражданином
и которые родились на территории
Китая или другой страны, но не приобрели
гражданства последней. Иностранцы
и лица без гражданства могут
быть приняты в китайское
На
первое место в иерархии прав в
Китае выдвигаются социально-
В числе политических прав Конституция называет: избирательные права, свободу слова, печати, собраний, союзов, демонстраций, право обращаться с критикой или предложениями в адрес любого государственного органа или государственного служащего.
В Конституции перечислены личные права и свободы: свобода и неприкосновенность личности, свобода совести (в Китае нет доминирующей религии, существует около десятка религиозных объединений общекитайского значения, среди которых буддизм, ислам, христианство и др.), тайна переписки и др.
Регулирование правового статуса личности имеет в Китае ряд принципиальных особенностей:
1)
права и свободы
2)
осуществление прав и свобод
связывается с регулирующей
3)
Конституция различает права
граждан и права трудящихся. Право
на труд, например, принадлежит всем
гражданам, а право на отдых,
образование, пенсионное
4)
Конституция предусматривает
5)
значительное внимание в
Конституция КНР содержит довольно подробный перечень конституционных обязанностей граждан. Многие обязанности имеют не юридический, а преимущественно моральный характер, и выполнение лишь некоторых из них может быть обеспечено правовыми средствами (например, обязанность трудиться, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок). Некоторые обязанности имеют моральный характер (обязанность защищать сплоченность национальностей, беречь общественную собственность, охранять честь и интересы родины и др.).
Теоретические посылки исламской концепции прав человека.
В исламе концепция прав человека строится на убежденности в том, что всевышний, и единственно он, является автором закона и источником прав человека. Права человека, дарованные всевышним, не могут в силу своего божественного происхождения быть сокращены или упразднены какой бы то ни было правящей группой.
Информация о работе Конституционные права и свободы человека и гражданина