Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:50, курсовая работа
Права человека — права, образующие основу правового статуса личности.
Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права и свободы человека и гражданина). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.
Подчинение божественной воле пронизывает и разрабатываемые мусульманской юриспруденцией проблемы соотношение частного и публичного права, оценку поступков людей, субъективных прав и юридических обязанностей.
Статус мусульманина, основанный прежде всего на подчинении его воле Аллаха, включает две взаимосвязанные стороны: его обязанности как верующего и одновременно, сбалансированные права и обязанности, как участника мирских отношений таким образом статус личности в ортодоксальном исламе определяется посредством норм не только права, но и религии.
Шариат об отдельных правах и свободах человека.
Исходя
из принципа верховенства шариата, мусульманские
юристы выделяют около 70 стихов Корана
(которые детальным образом
Исключительность
статуса личности по мусульманскому
праву обуславливается
По сравнению с выше перечисленными, относительно других конкретных прав
(напр.
свобода передвижения, неприкосновенность
жилища, тайна частной жизни), расхождения
в юридическом содержании
Исламский и либеральный подходы к правам человека: противостояние и диалог.
Специфика исламской концепции прав человека заключается в:
• Верховенстве прав человека, основанных на шариате, по отношению к государственным законам или международно-правовым акта.
• Слитности правосознания с нормами, готовностью мусульман соблюдать последние без вмешательства государства и особого аппарата принуждения, что обуславливает глубокие различия на уровне принципиальных подходов к пониманию правового статуса личности и характера отношений индивида с властью.
В современной исламской теории прав человека намечается две тенденции – линии на культурно-цивилизационное своеобразие, уникальность шариата, оппонирующего иным правовым системам, и движения по пути глобализации в направлении сближения исламской правовой мысли с общемировыми подходами к правам человека.
Деление
всех нормативных предписаний
Учитывая специфику понимания прав человека в мусульманском мире и на Западе важно, чтобы эти различия воспринимались не как препятствие на пути взаимодействия и сотрудничества различных культур, а как повод для обмена мнениями, сопоставления, диалога и сбалансированного обогащение практики реализации прав человека.
Как известно, концепция естественных прав базируется на теории естественного права. Для естественных прав не требуется закрепления их в Конституции и законах, достаточно просто родиться, и ты уже наделен такими неотъемлемыми правами, как право на жизнь, на достоинство личности и др.
Практически все определения права , которые формулируются в учебных и научных изданиях по теории государства и права , имеют в виду именно позитивное право . В отличие от естественного права позитивное право в юридической литературе находит несравненно большее отражение. Это и понятно, ведь в случаях, когда право не разделяется на естественное и позитивное (а так чаще всего и бывает), то имеется в виду именно позитивное право . Между тем для естественного права, как отмечалось, не обязательно одобрение или усмотрение какого бы то ни было государственного органа.
Позитивное , или положительное (positivus — положительный, лат.) право представляет собой право официальное, т. е. издаваемое государственными органами в установленном порядке и соответствующим образом фиксируемое в нормативно-правовых актах (законах, указах президента, постановлениях правительства и др.). Позитивное право можно определить следующим образом: это совокупность множества прав физических и юридических лиц, закрепленных в нормативно-правовых актах, изданных государственными органами, и реализация которых зависит от условий, указанных в этих актах[5]. При этом для позитивного права характерны, разумеется, все другие признаки, присущие праву (общеобязательность, охрана и защита государством и др.).
Может возникнуть вопрос: если естественное право будет закреплено в правовом акте, то будет ли это означать трансформацию естественного права в позитивное право ? Мне представляется, что в этом случае естественное право обретает лишь форму позитивного права , поскольку по сути естественное право не может стать позитивным в полной мере, ибо позитивное право может быть волевым государственным актом прекратить свое существование, в то время как естественное право реализуется вне зависимости от усмотрения государственных органов.
Другое
дело, что в случае закрепления
естественных прав в нормативно-правовых
актах значительно
В действующей Конституции России впервые закреплено "первейшее " естественное право — право на жизнь (ст. 21 ), а также такие первичные естественные права, как право на достоинство личности (ст. 21), право на свободу, право наличную неприкосновенность (ст. 22). Разумеется, если бы этого сделано не было, то все равно эти права каждый человек имел бы с самого своего рождения. Однако их реализация была бы затруднительна, тогда как закрепление их в Конституции усиливает правовые возможности реализации этих естественных прав , поскольку, обретя форму позитивных прав , они одновременно получают соответствующую конституционную обязанность государства гарантировать провозглашенные права человека и гражданина.
Отметим еще одно обстоятельство, связанное с особенностями реализации естественных прав. Оно заключается в том, что естественные права получают развитие в позитивных правах , но на более низком правотворческом уровне. Например, то же естественное право на жизнь (безотносительно оттого, закреплено оно в Конституции, как сейчас, или нет, как это было в нашей стране в предыдущих Конституциях) обеспечивается целым рядом позитивных прав , например, на защиту со стороны правоохранительных органов в случаях угрозы жизни или право на необходимую оборону.
Принципы правового статуса человека и гражданина - это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина:
Центральное
место занимает принцип равноправия
(ст. 19). Равноправие означает, что
каждому члену общества государство
гарантирует равные с другими
его членами права и свободы,
требует от него выполнения равных
обязанностей и обеспечивает ему
возможность осуществления
Принцип равноправия включает в себя следующие положения:
1)
правовой статус человека и
правовой статус гражданина с
точки зрения равноправия.
2)
равенство конституционных
3)
равноправие мужчины и женщины.
4) равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом -необходимое, но не достаточное условие равноправия. Если закон устанавливает привилегии или произвольно ограничивает права отдельных категорий лиц, то равенство всех перед таким законом означает неравноправие.
5)
равноправие в социальном
Позитивная
дискриминация — это
Движущая
сила позитивной дискриминации носит
двойственный характер. Сторонники позитивной
дискриминации считают, что она
помогает увеличить до предела преимущества
многообразия во всех слоях общества,
а также компенсировать вред, причиненный
ранее или причиняемый в
Возражения
против практики позитивной дискриминации
можно услышать как с позиции
большинства, так и с позиции
самих «положительно
Информация о работе Конституционные права и свободы человека и гражданина