Конституционные права и свободы человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:50, курсовая работа

Описание

Права человека — права, образующие основу правового статуса личности.
Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права и свободы человека и гражданина). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.

Работа состоит из  1 файл

Конституционные права и свободы человека и гражданина.docx

— 55.07 Кб (Скачать документ)

    Подчинение  божественной воле пронизывает и  разрабатываемые мусульманской  юриспруденцией проблемы соотношение  частного и публичного права, оценку поступков людей, субъективных прав и юридических обязанностей.

    Статус  мусульманина, основанный прежде всего на подчинении его воле Аллаха, включает две взаимосвязанные стороны: его обязанности как верующего и одновременно, сбалансированные права и обязанности, как участника мирских отношений таким образом статус личности в ортодоксальном исламе определяется посредством норм не только права, но и религии.

    Шариат  об отдельных правах и свободах человека.

    Исходя  из принципа верховенства шариата, мусульманские  юристы выделяют около 70 стихов Корана (которые детальным образом истолкованы  в книгах авторитетных юристов являющихся так же источникам права), посвященных  правам и обязанностям человека. Считается, что в их основе лежат такие  начала, как достоинство и свобода  человека, равенство и справедливость.

    Исключительность  статуса личности по мусульманскому праву обуславливается содержанием  и природой права на безопасную и  достойную жизнь, свободу совести  и вероисповедания, свободу мнения, права собственности, социальных прав.

    По  сравнению с выше перечисленными, относительно других конкретных прав

    (напр. свобода передвижения, неприкосновенность  жилища, тайна частной жизни), расхождения  в юридическом содержании между  европейскими и современными  исламскими представлениями значительно  меньше, о чем свидетельствует  и сопоставление международных  актов с принятыми мусульманскими  странами документами, (см. Исламская  декларация прав человека 1990 г.) закрепляющими  все основные международные права  и свободы человека, хотя и  ставя их в зависимость от  норм шариата.

    Исламский и либеральный подходы к правам человека: противостояние и диалог.

    Специфика исламской концепции прав человека заключается в:

    • Верховенстве прав человека, основанных на шариате, по отношению к государственным законам или международно-правовым акта.

    • Слитности правосознания с нормами, готовностью мусульман соблюдать последние без вмешательства государства и особого аппарата принуждения, что обуславливает глубокие различия на уровне принципиальных подходов к пониманию правового статуса личности и характера отношений индивида с властью.

    В современной исламской теории прав человека намечается две тенденции  – линии на культурно-цивилизационное  своеобразие, уникальность шариата, оппонирующего  иным правовым системам, и движения по пути глобализации в направлении  сближения исламской правовой мысли  с общемировыми подходами к правам человека.

    Деление всех нормативных предписаний шариата  по степени определенности на три  группы позволяет, сбалансировано сочетать обе тенденции.

    Учитывая  специфику понимания прав человека в мусульманском мире и на Западе важно, чтобы эти различия воспринимались не как препятствие на пути взаимодействия и сотрудничества различных культур, а как повод для обмена мнениями, сопоставления, диалога и сбалансированного обогащение практики реализации прав человека.

  1. Соотношение естественных и позитивных прав
 

    Как известно, концепция  естественных  прав базируется на теории  естественного  права. Для  естественных  прав не требуется закрепления их в Конституции  и  законах, достаточно просто родиться,  и  ты уже наделен такими неотъемлемыми  правами, как право на жизнь, на достоинство  личности  и  др.

    Практически все определения  права , которые формулируются в учебных и научных изданиях по теории государства и   права , имеют в виду именно  позитивное   право . В отличие от  естественного   права   позитивное   право в юридической литературе находит несравненно большее отражение. Это и понятно, ведь в случаях, когда право не разделяется на  естественное   и   позитивное  (а так чаще всего и бывает), то имеется в виду именно  позитивное   право . Между тем для естественного права, как отмечалось, не обязательно одобрение или усмотрение какого бы то ни было государственного органа.

      Позитивное , или положительное (positivus — положительный, лат.)  право представляет собой право официальное, т. е. издаваемое государственными органами в установленном порядке и соответствующим образом фиксируемое в нормативно-правовых актах (законах, указах президента, постановлениях правительства и др.).  Позитивное   право можно определить следующим образом: это совокупность множества прав  физических  и юридических лиц, закрепленных в нормативно-правовых актах, изданных государственными органами,  и реализация которых зависит от условий, указанных в этих актах[5]. При этом для позитивного   права характерны, разумеется, все другие признаки, присущие праву (общеобязательность, охрана  и  защита государством  и др.).

    Может возникнуть вопрос: если  естественное   право  будет закреплено в правовом акте, то будет ли это означать трансформацию  естественного   права  в  позитивное   право ? Мне представляется, что в этом случае  естественное   право обретает лишь форму позитивного   права , поскольку по сути  естественное   право не может стать позитивным  в полной мере, ибо позитивное   право может быть волевым государственным актом прекратить свое существование, в то время как естественное  право реализуется вне зависимости от усмотрения государственных органов.

    Другое  дело, что в случае закрепления  естественных  прав в нормативно-правовых актах значительно увеличиваются  гарантии реализации  естественных  прав. В этой связи Ю. И . Гревцов отмечает, что, например, "развитие нашего правосудия в значительной степени сдерживалось  и тем, что ни в Конституции 1936 г., ни в Конституции 1977 г. не было признано в качестве  естественного  право человека на справедливое правосудие. Признание такого права на конституционном уровне "связало" бы общество (да  и  государство) обязанностью повседневно заботиться о правосудии именно в интересах поддержания его на уровне, обеспечивающем вынесение обоснованных  и  справедливых решений"[6]

    В действующей Конституции России впервые закреплено "первейшее "  естественное  право — право  на жизнь (ст. 21 ), а также такие первичные естественные  права, как право на достоинство личности (ст. 21), право на свободу, право наличную неприкосновенность (ст. 22). Разумеется, если бы этого сделано не было, то все равно эти права каждый человек имел бы с самого своего рождения. Однако их реализация была бы затруднительна, тогда как закрепление их в Конституции усиливает правовые возможности реализации этих  естественных   прав , поскольку, обретя форму позитивных   прав , они одновременно получают соответствующую конституционную обязанность государства гарантировать провозглашенные права человека  и гражданина.

    Отметим еще одно обстоятельство, связанное  с особенностями реализации  естественных  прав. Оно заключается в том, что  естественные   права  получают развитие в  позитивных   правах , но на более низком правотворческом уровне. Например, то же  естественное   право на жизнь (безотносительно оттого, закреплено оно в Конституции, как сейчас, или нет, как это было в нашей стране в предыдущих Конституциях) обеспечивается целым рядом позитивных   прав , например, на защиту со стороны правоохранительных органов в случаях угрозы жизни или право на необходимую оборону.

  1. Конституционные принципы прав и свобод
 

    Принципы  правового статуса человека и  гражданина - это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые  и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

    В Конституции РФ получили закрепление  следующие принципы правового статуса  человека и гражданина:

    Центральное место занимает принцип равноправия (ст. 19). Равноправие означает, что  каждому члену общества государство  гарантирует равные с другими  его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему  возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с  другими основаниях.

    Принцип равноправия включает в себя следующие положения:

    1) правовой статус человека и  правовой статус гражданина с  точки зрения равноправия. Суть  этого положения сводится к  тому, что как член гражданского  общества каждый человек равноправен  со всеми другими, но как член политически организованного общества (как гражданин своего государства) он равноправен только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству;

    2) равенство конституционных прав  и свобод человека и гражданина  независимо от их фактических  различий (пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного  и должностного положения и  т. д.). Принципу равенства противоречит  дискриминация в пользовании  правами и свободами, в наложении  обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей  личности и ее правового статуса;

    3) равноправие мужчины и женщины.  Необходимость сформулировать указанное  положение в виде отдельной  правовой нормы в Конституции  РФ (ч. 3 ст. 19) обусловлена требованиями  Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», ратифицированной СССР в 1980 году;

    4) равенство всех перед законом  и судом. Равенство всех перед  законом -необходимое, но не достаточное условие равноправия. Если закон устанавливает привилегии или произвольно ограничивает права отдельных категорий лиц, то равенство всех перед таким законом означает неравноправие.

    5) равноправие в социальном государстве.  Российская Федерация, провозглашая  себя социальным государством, устанавливает  для отдельных категорий лиц,  чьи социальные возможности ограничены (дети, пенсионеры, инвалиды, участники  войны и др.), дополнительные права  и льготы. Предоставление указанных  прав и льгот не может рассматриваться  как нарушение принципа равноправия,  поскольку является выражением  идеи социальной справедливости.

  1. Проблемы  позитивной дискриминации
 

    Позитивная  дискриминация — это политические меры, направленные на принятие во внимание пола, расы или этнической принадлежности субъекта с целью обеспечения  равенства возможностей для представителей групп населения, подвергающихся или  подвергавшихся ранее дискриминации. Сфера деятельности такой политики варьируется: от приёма на работу и  размещения госзаказов до просветительской работы и программ здравоохранения (таких как массовое обследование населения для выявления рака груди или простаты).

    Движущая  сила позитивной дискриминации носит  двойственный характер. Сторонники позитивной дискриминации считают, что она  помогает увеличить до предела преимущества многообразия во всех слоях общества, а также компенсировать вред, причиненный  ранее или причиняемый в настоящее  время публичной, институциональной  или непреднамеренной дискриминацией. Таким образом, основная идея позитивной дискриминации состоит в том, что общество, допустившее или допускающее дискриминацию отдельных социальных, этнических и прочих меньшинств, должно компенсировать нанесённый таким образом вред за счёт большинства.

    Возражения  против практики позитивной дискриминации  можно услышать как с позиции  большинства, так и с позиции  самих «положительно дискриминируемых»  меньшинств. Основным возражением является то, что позитивная дискриминация, по мнению оппонентов, фактически является ни чем иным, как орудием ущемления прав большинства в пользу представителей меньшинств. Противники позитивной дискриминации заявляют, что она снижает ценность достижений личности, оценивая достижения по принципу принадлежности к определённой социальной группе, а не по его квалификации. Так, например, достижения представителей меньшинств в глазах общества становятся незначимыми, воспринимаются как результат не их собственных усилий, а лишь предоставленных преимуществ, а у самих представителей меньшинств снижается мотивация и проявляется склонность к иждивенчеству.

Информация о работе Конституционные права и свободы человека и гражданина