Установление
обязанности родителей носит
более конкретный характер, но
и здесь нарушение обязанности,
к сожалению, не влечет какой-либо
ответственности. Следовательно,
правовой смысл данных обязанностей
невелик, он сводится к разумному
напоминанию людям о необходимости
получения их детьми основного
общего образования, без чего
их жизненная адаптация окажется
затрудненной.
Забота
о памятниках истории и культуры
Каждый
обязан заботиться о сохранении
исторического и культурного
наследия, беречь памятники истории
и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Данная
конституционная обязанность направлена
на сохранение материальных и
духовных ценностей многонационального
народа России, развитие его культуры.
Уплата
налогов и сборов
Каждый
обязан платить законно установленные
налоги и сборы (ст. 57 Конституции
РФ). Это элементарное требование
к человеку и гражданину, который
живет в обществе и пользуется
благами государственной деятельности.
С помощью налогов государство
обеспечивает обороноспособность
и безопасность граждан, развивает
экономику, образование, науку,
здравоохранение в интересах
всего общества.
Однако
обязанность своевременно и в
полном объеме уплачивать налоги
и сборы сочетается с определенными
правами налогоплательщиков, установленными
в законе (знакомиться с материалами
проверок, обжаловать решения налоговых
инспекций и др.). Конституция
добавляет к этому, что законы,
устанавливающие новые налоги
или ухудшающие положение налогоплательщиков,
обратной силы не имеют.
Сохранение
природы и окружающей среды
Для
выживания человечества нет большей
опасности, чем уничтожение природы,
загрязнение воздуха, земли и
водоемов. Сохранение окружающей
среды осознано мировым сообществом
как первейшая задача и долг
не только каждого государства,
но и каждого человека планеты.
Конституция РФ гласит: "Каждый обязан
сохранять природу и окружающую среду,
бережно относиться к природным богатствам"
(ст. 58).
Конституционная
обязанность конкретизирована в
ряде законодательных актов. За
нарушение природоохранного законодательства
установлена имущественная, административная
и уголовная ответственность.
Защита
Отечества
Конституция
РФ объявляет защиту Отечества
"долгом и обязанностью гражданина
Российской Федерации" (ст. 59). В
данном случае правовая обязанность
соединяется с моральной категорией
(долгом), тем самым, образуя непреложный
закон гражданского поведения.
Но защита Отечества и несение
военной службы - это не одно
и то же. Защита Отечества предполагает
обязанность каждого военнообязанного
гражданина "встать под ружье"
в случае агрессии против России,
официального объявления войны
и всеобщей мобилизации.
Обязанность
по защите Отечества не распространяется
на граждан, если воинские формирования
Вооруженных Сил РФ, в которых
они несут службу, направляются
за пределы территории РФ для
участия в миротворческой деятельности.
Федеральный закон "О порядке
предоставления Российской Федерацией
военного и гражданского персонала
для участия в деятельности
по поддержанию или восстановлению
международного мира и безопасности"
от 23 июня 1995 г. предусматривает,
что военный персонал, направляемый
для участия в миротворческой
деятельности, комплектуется на
добровольной основе военнослужащими,
проходящими военную службу по
контракту (ст. 8).
Граждане
несут военную службу в соответствии
с федеральным законом. Закон
о воинской обязанности и военной
службе от 11 февраля 1993 г. установил,
что на военную службу призываются
все граждане мужского пола
в возрасте от 18 до 27 лет, не
имеющие права на освобождение
или отсрочку от призыва. Предусматривается
возможность поступления мужчин
и женщин на военную службу
по контракту. За уклонение
от призыва на военную службу
установлена уголовная ответственность.
Указом Президента РФ от 25 января
1996 г. отдельным представителям
талантливой молодежи (до 500 человек
ежегодно) предоставляется право
на отсрочку от призыва на
военную службу.
Однако
существует много граждан, убеждениям
которых или их вероисповеданию
противоречит несение военной
службы. В этих, а также в иных
установленных законом случаях
граждане имеют право на замену
военной службы альтернативной
гражданской. Такое правило закреплено
не только в Конституции РФ, но и в конституциях
и законах многих стран (Франция, Италия,
Германия и др.).
Альтернативная
служба может осуществляться
в медицинских и других учреждениях,
о чем должен быть принят
федеральный закон. Отсутствие
закона, который бы определял
условия и порядок замены военной
службы альтернативной гражданской
службой, создает препятствия
для полного осуществления гражданами
их конституционного права, прежде
всего, применительно к случаям,
которые согласно ч. 3 ст. 59 Конституции
Российской Федерации должны
устанавливаться именно в нем.