Конституционные права и свободы человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:50, курсовая работа

Описание

Права человека — права, образующие основу правового статуса личности.
Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права и свободы человека и гражданина). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.

Работа состоит из  1 файл

Конституционные права и свободы человека и гражданина.docx

— 55.07 Кб (Скачать документ)
  1. Верховенство  международного и  наднационального права
 

    Все большее признание в мире верховенства международного права предполагает дальнейшее развитие национальных конституционных  правовых систем на основе международных  стандартов. Формально система российского  законодательства включает все необходимые  нормы, призванные защищать права и  свободы человека и обеспечивать их реализацию. Между тем, имеет место  принятие нормативных актов, идущих вразрез с принципами Основного  закона РФ. В данном случае усматривается  декларативность конституционность  положений. Возможности, заложенные в Основном законе России на практике используются недостаточно. Нормативно-правовое закрепление прав, даже в рамках Конституции, само по себе еще не обеспечивает их осуществление и, не будучи подкреплено эффективным механизмом защиты, является декларативным намерением и декоративным украшением принимаемых актов. Это обуславливает необходимость приведения нормативных актов в соответствие с Конституцией РФ, решениями Конституционного Суда РФ и международными стандартам, но в первую очередь - совершенствование правоприменительной практики. Кроме того, многие юридически безупречные нормы (например, в сфере интеллектуальной собственности) не работают, поскольку о них просто не знают рядовые правоприменители.

      Возможность реализации или реализуемость прав, в свою очередь, зависит от целого ряда гарантий и факторов: экономических, политических, социальных, законодательных, организационных, информационных, психологических. Их сочетание, степень и выраженность действия с течением времени изменяются. Соответственно этим изменениям своевременно должно меняться и законодательство при сохранении общей демократической основы и приоритета интересов личности. В этом вопросе большое значение имеет парламентская законодательная деятельность. Главным ценностным ориентиром при принятии законов должны становится не интересы государства, его органов, должностных лиц, а естественные неотчуждаемые права человека. Такой ценностный ориентир, вытекающий из Конституции РФ, должен трактоваться применительно к деятельности законодательного органа - Федерального Собрания - как его связанность основными правами и свободами человека.

      Любой законодательный акт, отступающий  от этих требований, является  антиправовым и подлежит отмене либо изменению. В качестве проблемы необходимо отметить, что по-прежнему незначительное число составляют законы, которые непосредственно касаются регулирования отношений, требующих первичного внимания законодателя, две трети из одобренных Государственной Думой законов составляют работу «над ошибками». Наблюдались случаи внесенияпоправок в законы, еще не вступившие в силу.

  1. Права юридических лиц
 

    Юридическое лицо — созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и, в случае наличия такового, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

    В отличие от внутригосударственных  организаций, транснациональные компании создают и регистрируют организацию, как юридическое лицо, внутри Российской Федерации для представления  своих интересов.

    Юридическое лицо - общеправовое теоретическое  понятие, применимое в международном  праве. Создание международного юридического лица связано с «миграцией» понятия  «юридическое лицо» в международную  правовую систему.

    Появление международного юридического лица обусловлено  объективными экономическими процессами - развитием международных экономических отношений, научно-техническим прогрессом и региональной интеграцией.

    Международное юридическое лицо находит свое проявление как в публично-правовой, так и частноправовой сферах. Такое проявление возможно в силу двойственной природы правового статуса международного юридического лица. Международное юридическое лицо сочетает в себе признаки международной межправительственной организации (в силу своего создания международным договором) и признаки национального юридического лица (в силу осуществления своей деятельности, в том числе коммерческой, в интересах неопределенного круга лиц).

    Отличительными  признаками международного юридического лица, характерными для межправительственной организации, являются метод создания, наличие иммунитетов, способ наделения  юридической личностью, подчинение собственному праву, совмещение частноправового  статуса со статусом международной организации.

    Отличительными  признаками международного юридического лица, характерными для национального  юридического лица, являются организационно-правовая форма (национальная или унифицированная); отсутствие льгот и привилегий, если коммерческая деятельность не включена в устав международного юридического лица в качестве основного вида деятельности; подчинение национальному праву  места инкорпорации, если таковое  определено международным договором.

    Право, подлежащее применению при регулировании  деятельности международного юридического лица, определяется исходя из двойственности природы его правового статуса. Во-первых, применимым правом может  являться национальное право с учетом законодательно установленных изъятий  из общего правового режима национальных юридических лиц, что дает международному юридическому лицу возможность использования  международных иммунитетов. Во-вторых, применимым правом может являться собственное  право международного юридического лица, созданного в силу непосредственного  установления международного договора.

    Концепция нового комплексного подхода при  определении правового статуса  международного юридического лица заключается  в его закреплении как в международной, так и в национальной правовых системах. Теоретическое и практическое значение результатов исследования.

  1.   Система конституционных  прав и свобод
 

    СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — совокупность закрепленных и гарантированных  федеральной Конституцией основных прав и свобод граждан. Несмотря на уникальность каждого конституционного права (каждое из них защищает строго определенную конституционную ценность — жизнь человека, неприкосновенность жилища, свободу гражданских объединений  и др.), все они вместе образуют единую конституционную систему  прав и свобод человека и гражданина. В зависимости от тех ценностей, которые выражают конституционные  права и свободы, отношения к  ним самой личности, государства  и общества все права и свободы в конституционном праве классифицируют на определенные группы. Принято выделять три группы основных прав и свобод: гражданские (личные); политические (эту группу прав правомерно было бы обозначать как публично-правовые); экономические, социальные и культурные. В действующей Конституции РФ нормы о правах и свободах помещены в главу 2 "Права и свободы человека и гражданина". Обоснованно также выделить в отдельную группу прав т.н. права на защиту иных прав. Это те права, которые по своему содержанию представляют сочетание мер государственной защиты с предоставляемой законом возможностью обладателя права самому защищать свои нарушенные права (право на судебную защиту, на правосудие, на получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности, право на защиту прав потерпевшего от правонарушающих действий и др.).

  1.   Личные права и  свободы
 

    Являются  правами каждого, и хотя часто  именуются гражданскими, не связаны  напрямую с принадлежностью к  гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными  и неотъемлемыми для каждого  человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или  религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и  свободы человека. К личным правам обычно относят:

    Право на жизнь

    Право на свободу и личную неприкосновенность

    Право на достоинство личности

    Право на неприкосновенность частной жизни

    Право на неприкосновенность жилища

    Право на самозащиту, в том числе право  на эффективные средства самозащиты, такие как огнестрельное оружие

    Право на национальную и культурную самоидентификацию

    Свобода совести и свобода мысли

    Свобода передвижения и выбора местожительства;

    Свобода выбора национальности и языка общения

    Право на судебную защиту

    Свобода вероисповедания (каждый человек может  придерживаться любой религии, или  создать свою собственную)

    Право на имя

    Право на частную собственность (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской  революции[5])

  1. Политические  права и свободы
 

    Политические  права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических  и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:

    Свобода слова (свобода распространения  информации)

    Право на информацию (доступ к информации)

    Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления)

    Право на объединение (свобода союзов)

    Свобода собраний (право собираться мирно  и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)

    Право на участие в управлении делами государства  и на равный доступ к государственной  службе

    Право на гражданство

    Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и  быть избранным)

    Право на участие в отправлении правосудия

  1. Экономические, социальные и культурные права
 

    Социально-экономические

    К социально-экономическим правам относятся:

    Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую  и иную не запрещенную законом  экономическую деятельность)

    Право на частную собственность

    Трудовые  права (право на труд и свободу  труда)

    Право на охрану семьи, материнства, отцовства  и детства

    Право на социальное обеспечение

    Право на жилище

    Право на охрану здоровья и медицинскую  помощь

    Право на справедливое взимание налогов

    Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.

    Культурные  права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

    Право на образование

    Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)

    Право на участие в культурной жизни

    Академические свободы

    Право на благоприятную окружающую среду

  1. Индивидуальные  и коллективные права
 

    В главе, посвященной этим правам и  обязанностям, речь в основном идет о тех, которые мы обычно называем гражданскими или личными. Однако некоторые  из перечисленных в этом мини-кодексе  прав и свобод относятся к числу  политических или социальных в узком  смысле слова и будут рассмотрены  в последующих пунктах настоящего параграфа.

Информация о работе Конституционные права и свободы человека и гражданина