Лекции по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:09, курс лекций

Описание

Основы конституционного строя России.
Общая характеристика Конституции 1993 года.
Основы конституционного строя России.
Конституционное право и политические институты.
Принципы организации государственной власти.

Работа состоит из  1 файл

Лекции.docx

— 74.84 Кб (Скачать документ)

 

Функции Конституции:

  • Юридическая. Конституция - главный источник права, следовательно, её нормы обладают высшей юридической силой, имеют непосредственное прямое действие, лежат в основе всей системы правового регулирования общественных отношений
  • Политическая. Конституция устанавливает правила, по которым развивается политический процесс
  • Учредительная. Юридическое оформление важнейших общественных институтов
  • Охранительная.
  • Идеологическая.
  • Внешнеполитическая. Статья 15: международные договоры являются частью российской правовой системы
  • Организационная. Конституция стимулирует и инициирует обновление законодательства

С точки зрения содержания Конституция 1993 года отражает основные проблемы конституционного права и  возможные пути их решения, известные  на момент её разработки и принятия.

Нормы 1 главы закрепляют основы конституционного строя, от которых зависит правовое положение личности в обществе и государстве. К ним относятся принципы народовластия, верховенство права, гос суверенитета РФ, признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью Идеологический и политический плюрализм, экономическая свобода, признание и защита различных форм собственности и гарантии местного самоуправления.

Во 2 главе перечислены права и свободы, соответствующие международным стандартам и признаваемые непосредственно действующими.

3 глава посвящена федеративному устройству России, которое основывается на принципах разделения компетенции между органами федеральной власти и органами власти субъектов федерации, равноправие этих субъектов во внутрифедеральных отношений, на принципе государственной целостности России и на принципе единства системы гос власти.

Главы 4 – 7 развивают содержание принципа разделения властей.

8 глава определяет положение органов местного самоуправления и их компетенцию.

Глава 9 посвящена вопросам внесения поправок и пересмотра Конституции.

Второй раздел содержит переходные и заключительные положения.

 

Основы конституционного строя России.

Конституционный строй –  это совокупность взаимосвязанных  правовых норм, регламентирующих главные  принципы устройства государства и  общества, их взаимоотношений между  собой и с отдельными личностями, которые  обеспечивают подчинение и  государства, и общества, и отдельных  индивидов прав.

 

Принципы, образующие конституционный  строй России можно условно разделить  на 2 группы:

  1. Принципы, определяющие правовое положение человека и гражданина в обществе и государстве:
    • Принцип прав и свобод ЧиГа как высшая ценность
    • Принцип правового государства
    • Принцип социального государства
    • Принцип единства экономического пространства и принцип свободы экономической деятельности
    • Принцип равной защиты всех форм собственности
    • Принцип идеологического и политического плюрализма
    • Принцип гражданства РФ
  1. Принципы, определяющие организацию самой государственной власти
    • Принцип демократии и власти многонационального народа России
    • Принцип государственного суверенитета России
    • Принцип федерализма
    • Принцип республиканской формы правления
    • Принцип разделения властей
    • Принцип светского государства
    • Принцип разграничения гос власти и местного самоуправления

Внесение поправок и пересмотр  Конституции РФ.

Согласно 9 главе, внесение изменений  в статьи 1,2 и 9 главы является пересмотром  фундаментальных конституционных  положений, а значит, принятием новой  конституции.

Порядок пересмотра конституции  включает следующие стадии:

  1. Инициатива пересмотра и её рассмотрение обеими палатами Федерального собрания.
  2. Созыв конституционного собрания для рассмотрения проекта конституции и решения вопроса о его дальнейшей судьбе
  3. Принятие новой конституции либо путем голосования в самом конституционном собрании, либо на референдуме

Порядок внесения поправок в  статьи глав 3 – 8:

  1. Внесение предложения о поправке в Госдуму и его рассмотрение обеими палатами Федерального собрания
  2. Рассмотрение и принятие проекта обеими палатами Федерального собрания, а затем передача проекта поправки на одобрение органам законодательной власти субъектов федерации
  3. Подписание закона о поправке президентом и опубликование закона

Отдельный порядок предусмотрен для внесения изменений в статью 65 Конституцию. Эти изменения могут  касаться либо количественного состава  субъектов, либо изменения наименования субъектов. Новое наименование субъектов федерации включается в статью 65 указом президента.

 

Права и свободы человека и гражданина.

В науке конституционного права демократических стран  различают такие понятия, как  права человека, права гражданина, свободы, обязанности человека и  гражданина, субъективные права.

Под правами человека понимают признаваемые и гарантируемые обществом и государством, защищаемые аппаратам государственного принуждения возможности поведения человека в общественных отношениях, принадлежащие ему на основании факта его рождения.

Плюсами этого подхода  являются:

  • За правами человека признается неотчуждаемый, естественный характер
  • Положения Конституции об этих правах, как правило, имеют прямой непосредственный характер действия
  • Государство обязано не только признать эти права, но и гарантировать, защищать их

Минусы:

  • Не учитывает ни многообразие интересов личности, общества, государства, ни сложности их взаимоотношений
  • Эти права могут быть ограничены и даже отчуждены даже в демократических странах

Права гражданина – это возможности относительно свободного поведения в обществе человека, у которого есть устойчивая правовая связь с государством, на основании которой возникают их взаимные права и обязанности.

Свободы – это возможности поведения лица в обществе, которые, в отличие от его прав, построены по негативному принципу. Т.е. государство и общество не должны вмешиваться в сферу индивидуальной свободы, при этом создавая условия для реализации связанных с конкретной свободой прав, а лицо свободно от вмешательств со стороны государства, общества и др. лиц в определенную сферу его личных интересов.

Обязанности – это действия или бездействия субъектов права, которые требуются от них государством под угрозой санкции.

Субъективное право  – это гарантированная государством мера возможного поведения личности, важнейший аспект её конституционного статуса, обусловленный обязанностями со стороны государства, общества, др. лиц и основанный на нормах объективного (позитивного) права.

Структура:

  • Право-поведение – это возможность совершать определенные поступки
  • Право-требование – это возможность требовать от обязанного лица определённого поведения
  • Право-притязание – это возможность обратиться в госорганы для принудительного осуществления своих требований
  • Право-пользование – это возможность лица пользоваться социальными благами, основанная на его правовом статусе

 

В тоталитарных странах вместо этих понятий используются понятия  ПРАВА ГРАЖДАНИНА, ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА, ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ ТРУДЯЩЕГОСЯ.

Права и свободы человека, гражданина это комплексное социальное явление, в котором выражаются разнообразные  элементы социальной действительности, а также общественного, коллективного  и индивидуального сознания. Их содержанию присущи следующие аспекты: нравственный (соц ценность личности), политический, социально-экономический, духовный, юридический.

Классификация прав и свобод по поколениям прав:

  • Вторая половина 18 века – первая половина 19 века: личные права (гражданские)
  • Вторая половина 19 века – Первая Мировая война: новые политические права, экономические права
  • 1918 – Вторая Мировая война: социальные права
  • 1945 – начало 90-х годов 20 века: культурные, экологические
  • Современное время: информационные

Классификации по содержанию прав:

  • Экономические
  • Политические
  • Социальные
  • Личные
  • Культурные

В зависимости от иерархии:

  • Основные
  • Производные

В зависимости от субъекта

  • Права граждан
  • Права человека
  • Права иностранцев
  • Права бипатридов
  • Права апатридов

В зависимости от степени  распространения:

  • Общие
  • Специальные

В зависимости от особенности  субъекта:

  • Индивидуальные
  • Коллективные

В зависимости от сфер общественной жизни:

  • Права в области гос и общественно-политической жизни
  • В области экономической, социальной и культурной деятельности
  • В области личной безопасности и частной жизни лица

Общим понятием для тех  прав, свобод и обязанностей, которыми пользуется индивид, является понятие правовой статус (общий/специальный).

Правовые ограничения  – это установленные в праве  границы, в пределах которых субъект  может или должен действовать.

Правовые ограничения  могут быть правомерные (необходимая  оборона, крайняя необходимость, аборт, смертная казнь, эвтаназия) и неправомерные (все виды правонарушений, в том числе совершаемых в период вооруженного конфликта). Политические, социально-экономические, культурные права и свободы могут быть легально ограничены в период действия чрезвычайного или военного положения.

ГРАЖДАНСТВО.

Это устойчивая правовая связь  лица с государством.

Гражданство как устойчивая правовая связь лица с государством, порождающая их взаимные права и  обязанности, приобретается 2мя способами:

  • По рождения (филиация). По принципу права крови и по принципу права почвы.
  • Путем принятия в гражданство (натурализация). Условия:
    • Срок непрерывного проживания на территории страны (5 лет)
    • Знание языка, успешная сдача экзамена
    • Законопослушность
    • Отсутствие каких-либо заболеваний
    • Отсутствие членства в запрещенных партиях
    • Наличие недвижимости и средств к существованию
    • Хороший характер
    • Принятие религии
    • Укоренение в традиционной общине

Менее распространенные способы  приобретения гражданства по заявлению лица являются:

      • Признание гражданства
      • Оптация (выбор гражданства в связи с переходом части территории от одного государства к другому или в связи с провозглашением части территории прежнего государства новым суверенным государством)
      • Регистрация (упрощенный порядок приобретения гражданства)
      • Восстановление гражданства
      • Усыновление иностранца гражданином страны
      • Дарование гражданство

 

 

Прекращение гражданства:

  • Отказ от гражданства
  • Принудительное лишение (денатурализация)
  • Оптация
  • Восстановление в гражданстве

 

Иные категории лиц.

Иностранцы.

Правовой статус иностранного гражданина в той или иной стране определяется на основании конституции, законов, подзаконных актов, но в  первую очередь на основе норм и  принципов международного права. Оно  предусматривает 2 возможных режима, в рамках которых определяется правовое положение иностранца:

  • Режим наибольшего благоприятствования. В этом случае иностранец пользуется теми правами и несет те обязанности, которые признаются за другими иностранцами, если между их странами и данной страной заключен соответствующий международный договор
  • Национальный режим. В этом случае иностранец приравнивается по своему правовому положению к гражданам данного государства за некоторыми исключениями в области политических и социально-экономических прав.

В 1992 появляется институт европейского гражданства. Он возникает на основе Маастрихтского международного договора об образовании Евросоюза. Евро гражданство предполагает:

  • Беспрепятственное передвижение по территории Евросоюза
  • Дает возможность любому европейцу участвовать в муниципальных выборах любой страны Европы
  • Также в выборах в Европарламент

Бипатриды.

Современные государства  отрицательно относятся к двойному гражданству, хотя официально его разрешают. Бипатрид может быть ограничен в  политических правах, а государства, гражданином которых он является, обязаны на основе международного договора учитывать этот факт и согласовывать  свои действия.

 

Апатриды.

Эти лица состоят на учете  в государственных органах и  обычно приравниваются к иностранцам. Международное право регулирует их статус таким образом, что призывает  страны, подписавшие конвенции о  сокращении безгражданства и о статусе апатридов принимать все меры для уменьшения числа лиц, не имеющих гражданство.

Информация о работе Лекции по "Конституционному праву"