Лекции по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:09, курс лекций

Описание

Основы конституционного строя России.
Общая характеристика Конституции 1993 года.
Основы конституционного строя России.
Конституционное право и политические институты.
Принципы организации государственной власти.

Работа состоит из  1 файл

Лекции.docx

— 74.84 Кб (Скачать документ)

 

Лица, получившие право  на убежище.

Право на убежище –  личное право, которое предоставляется  иностранцам и апатридам и  заключается в их возможности  неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства, если у себя на родине они подвергаются преследованиям по политическим, религиозным, расовым и иным мотивам. Это право  не предполагает никаких обязанностей. Это право возможно в 3 формах:

  • Религиозное. Лицо получает убежище как член церковной общины. Фактически это защита церковью, а не государством
  • Дипломатическое. Защита консульствами.
  • Территориальное (политическое). Предоставляется на основе Положения, утвержденного указом президента в 1997. Предоставляется президентом ПРФ.

Экстрадированные лица.

Экстрадиция – это  передача одним государством другому  государству лица, которое совершило  преступление во втором государстве по его просьбе для привлечение лица к уголовной ответственности или для исполнения вынесенного в его отношении обвинительного приговора.

 

Экспатриированные лица.

Это лица, принудительно  выселенные государством за пределы  родины и лишенные гражданства.

 

Интернированные лица.

Это лица, принудительно  перемещенные в данную страну, как  правило, во время вооруженного конфликта.

 

Особым правовым статусом пользуются дипломатические и консульские  представители иностранных государств.

 

Конституционное право и политические институты.

  1. Конституционно-правовое регулирование политических отношений.

Конституционное право регулирует политические отношения по следующим  направлениям:

  • Определяет статус политической системы (государство, политические партии, общественные организации, армия, СМИ)
  • Регулирование политического процесса на 2 уровнях: микроуровень (деятельность индивидов), макроуровень (функционирование институтов политической системы)
  • Влияние на политическую и правовую культуру
  • Правовое оформление политического режима

Государство как основной участник политических отношений.

В науке конституционного права государство понимается в  нескольких значениях. Во-первых, это  политический институт. Во-вторых, организованный правовой порядок. В-третьих, участник конституционно-правовых отношений.

Современные государства  могут быть правовыми, социальными, демократическими, светскими, мульти культурными, экологическими.

Правовое государство:

  • Верховенство правового закона

Согласно  Нерсесянцу Правовой закон правомерен (отвечает требованию формального равенства), социален (справедливый), свободный.

  • Независимый суд
  • Признание прав и свобод высшей, неотъемлемой ценностью
  • Подконтрольность и подотчетность органов гос власти и местного самоуправления институтам гражданского общества
  • Разделение властей
  • Наличие административной юстиции как публично-правового способа контроля за действиями, решениями и актами органов исполнительной власти и как возможность защиты прав и свобод индивида и коллективов от таких неправомерных действий, решений, актов или от их неправомерного применения

Социальное гос:

  • Гарантия минимального размера оплаты труда, достаточного для нормальной жизни и деятельности
  • Обязательное и добровольное соц страхование
  • Поддержка нетрудоспособных лиц
  • Поддержка материнства, отцовства, детства
  • Предоставление определенного в законе уровня мед и образовательных услуг
  • Выравнивание стратификационной модели

Демократическое государство

  • Признание народа в качестве единственного обладателя суверенитета
  • Функционирование системы прямой и представительной демократии
  • Регулярные, свободные, альтернативные выборы

Светское

  • Церковь отделена от государства
  • Все религии, конфессии, признаются равными перед законом, если они отвечают его требованиям
  • Основное общее образование должно быть светским, но допускается создание религиозных школ, учебные программы которых должны соответствовать требованиям гос страндарта

Мульти культурное

  • Государство, в котором признается, гарантируется и защищается разнообразие культур, в том числе языков, национальных традиций, которые получают официальный правовой статус, а их носители образуют национально-культурные автономии

Экологическое государство

  • Государство, в котором признаются, гарантируются и защищаются экологические права человека, в том числе на благоприятную окружающую среду, где устанавливаются стандарты допустимых выбросов в атмосферу, допустимой концентрации вредных веществ в почве, водоемах, атмосфере, а также производится зонирование земель в соответствии с их назначением.

Противоположностью светского  государства являются клерикальные (глава религиозной общины влияет на главу государства) и теократические (глава гос и глава церкви –  один человек) государства. Противоположностью правового государства принято считать полицейское государство. В нём особую роль играют карательные органы, а права и свободы человека существенно ограничены законом.

Ключевым понятием для  понимания природы государства  является власть.

Типы власти:

  • Власть отца – теократические теории (авторитет правящего основан на его происхождении, на том, что он дал начало роду)
  • Власть судьи – (согласно Платону, власть получает наиболее справедливый)
  • Власть вождя (согласно Аристотелю, власть получает человек, способный выстроить определенный алгоритм действий)
  • Власть господина (согласно Гегелю, все люди делятся на господ и рабов. Вторые готовы идти на компромиссы и жертвовать своими свободами ради сиюминутных материальных благ. Власть имеют те, кто готов идти до конца, т.е. вожди)

Александр Кожев разработал теорию, согласно которой для определения власти нужно учитывать то, в какой комбинации находятся все типы власти.

Власть – это сложное  социально-психологическое явление, которое предполагает добровольное и осознанное подчинение управляемых  правящим, авторитет которых складывается из опыта и мудрости, лидерских  качеств, бесстрашия и справедливости.

Неправовые явления –  это правовые со знаком минус, т.е. это те явления, которые нарушают право. Могут быть неправовые явления, которые вообще не относятся к праву.

В конституционном праве  известны 2 основные теории происхождения  государственной публичной власти:

  • Теории божественного происхождения:
    • теория обожествления носителя власти
    • провиденциальная теория (вся власть исходит от Бога, но носитель власти определён народом. Он только реализует власть, но сам не является Богом)
  • Светские теории:
    • Теория народного суверенитета (единственный носитель и источник – власти народ. Народ реализует свою власть напрямую. Суверенитет един и неотчуждаем)

Прямая  демократия. Формы реализации –  референдум, (выборы), отзыв депутата, народная инициатива, народное вето. Ищет единство.

    • Теория национального суверенитета (предполагается наличие представителей народа. Нация не может реализовать свой авторитет, так как это более широкое понятие. Нация передаёт право представлять свои интересы специальным представителям). Ищет компромисс.

Принципы  организации государственной власти.

Принцип разделения властей предполагается только теорией национального суверенитета. В его классическом варианте он представляет собой:

  • Осуществление гос власти 3 относительно самостоятельными и независимыми политическими институтами (ЗИС)
  • Общий источник всех 3 ветвей власти является обладающая суверенитетом нация, обладающая суверенитетом. Но конкретные механизмы их формирования различаются
  • У каждой ветви власти своя компетенция, но в Конституции предусмотрены сферы их совместной компетенции. Например, законотворческий процесс, импичмент,
  • Каждая ветвь власти имеет ограниченные законом возможности контролировать другую ветвь
  • Ни одна ветвь власти не может законным образом брать на себя реализацию функций других ветвей, кроме случаев, предусмотренных законом

Проблемы:

  • Какая из ветвей власти в наибольшей степени выражает национальный суверенитет?
  • Сохраняется ли демократический политический режим при слишком частом делегировании полномочий от одной власти к другой?
  • Не нарушает ли принцип разделения властей конституционно-правовое оформление иных наделенных властными полномочиями институтов?

В зависимости от комбинации этих 3 ветвей власти с точки зрения их полномочий и взаимоотношений  можно говорить о нескольких конституционно-правовых режимах.

В американской модели Конституции  принцип разделения властей принял форму принципа сдержек и противовесов.

«СДЕРЖКИ  И ПРОТИВОВЕСЫ»

  • смешанная форма правления (аристократия, демократия, монархический элемент)
  • разделение и распределение полномочий и компетенции
  • взаимный контроль
  • политический плюрализм. Этот принцип гарантируется следующими нормами права:
    • нормами, устанавливающими свободное взаимодействие политических сил
    • нормами, запрещающими гос идеологию и партию
    • нормами, определяющими добровольность создания политических партий
    • нормами, запрещающими дискриминацию личности по её политической принадлежности
    • нормами, запрещающими принуждение к участию в политических и иных объединениях
    • нормами, запрещающими создание и деятельность полит партий, чья идеология направлена против принципа плюрализма, демократии

Конституционно-правовой статус политических партий.

Правовой основой их деятельности является конституционное право  на объединение. Как правило, в конституции  о партиях содержатся следующие  положения:

  • определяется их роль в политической жизни страны
  • провозглашается многообразие
  • может содержаться запрет на установление гос партии, на слияние партийных и государственных институтов и запрет на подчинение государственных органов партийным организациям
  • может содержаться запрет на определенные виды партий
  • регулируются отдельные вопросы организации (финансирование, отчетность)

Конституционно-правовой статус социально-экономических и  социально-культурных общественных объединений.

Организация                                                                                                                           Движения

  • Не носят коммерческий характер.
  • Политическая деятельность не является их главной целью.

Общественные объединения выполняют  функции:

  • Создают в политической системе общества альтернативные структуры
  • Достраивают гос структуры, не получившие достаточного развития
  • В тоталитарном (авторитарном) государстве  являются орудием в его руках

 

Конституционно-правовой статус религиозных общин и церкви.

В теократическом гос церковь-важнейший элемент политической организации. Структура церкви здесь одновременно и государственная структура.

 

В клерикальном государстве  церковь оказывает значительное, а иногда и решающее влияние, на гос  жизнь и функционирование государства

 

В светском государстве  церковь провозглашает равноправие  религиозных общин, отделяет церковь  от государства и устанавливает  пределы для прав церкви.

Нетипичные  участники политических отношений.

  • СМИ
    • Публичные и публичные
    • Нейтральные и идеологизированные

В отношении частных СМИ  в конституции содержатся нормы  о свободе слова, запрете цензуры  и устанавливаются условия гос  контроля за их деятельностью, предусматривается  возможность обнародования источников финансирования и определяются условия конфискации печатных изданий.

Армия.

Конституция определяет основные цели и задачи вооруженных сил, порядок  возложения на армию дополнительных задач в определенных ситуациях, порядок формирования, руководство. Конституция может определить правовой статус руководства вооруженными силами.

 

Институты прямой демократии

Выборы и отзыв это  голосование по кандидатурам на государственные  и муниципальные должности.

Референдум, народные инициатива, вето – это голосования по законопроектам, кроме того референдум может иметь 2 дополнительных значения: как учредительный  акт народной воли и как голосование  по вопросу, имеющему важное политическое значение, но не являющемуся голосованием по законопроекту. Во всех случаях референдум может выполнять функцию индикатора общественного мнения по вопросу о доверии главе государства или правительству. В таком случае референдум корректнее называть плебисцитом.

Народные голосования  концептуально связаны с идей народной воли. Первоначально она  имела чисто политический характер и понималась в узком смысле как  воля обладающих политическим правом граждан государства. Со временем многие цензы были отменены, и избирательный корпус был существенно расширен. Избирательный корпус = электорат, т.е. политически активные граждане, способные участвовать в выборах. Современные народные голосования понимаются либо как политическая свобода, реализация субъективных политических прав, либо как народное политическая функция, обязанность.

Информация о работе Лекции по "Конституционному праву"